Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть II. П32 Сравнительный менеджментСтр 1 из 31Следующая ⇒
Пивоваров С. Э., Максимцев И. А. П32 Сравнительный менеджмент. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. — 480 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
ISBN 978-5-388-00059-0 Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой рассматриваются представления и закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления предприятиями. Главная цель сравнительного менеджмента как дисциплины — повышение эффективности управления бизнесом с учетом менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров, а также особенностей стран, в которых осуществляется их бизнес. Вместе с тем, помимо чисто экономических целей, сравнительный менеджмент безусловно преследует и важные социально-политические цели: его корректное применение способствует укреплению доверия и взаимных симпатий людей разных культур. В учебнике на богатом фактическом материале рассмотрены теоретические и практические вопросы управления деловыми предприятиями, как национального, так и мультинационального характера, на основе которых могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами. Во второе издание добавлены главы, посвященные вопросам менеджмента в странах Скандинавии (Дания, Финляндия, Норвегия) и Швейцарии. Учебник будет полезен всем изучающим страновый и международный менеджмент. Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности «Менеджмент организации». ББК 65.290-21я7 УДК 658.1(075)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-388-00059-0 © ООО «Питер Пресс». 2008
Оглавление
Предисловие......................................................................................................................10
Часть I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Глава 1. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента......14 1.1. Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе...................................................14 1.2. Предмет курса «Сравнительный менеджмент»........................................................... 20 1.3. Возникновение сравнительного менеджмента в России.............................................22 Контрольные вопросы.....................................................................................................24 Литература........................................................................................................................24 Примечания......................................................................................................................25 Глава 2. Культура в сравнительном менеджменте..........................................28 2.1. Теории культуры.............................................................................................................28 Универсальный подход...................................................................................................30 Системный подход к культуре........................................................................................30 Ценностный подход..........................................................................................................35 Теория внутреннего содержания личности....................................................................36 2.2. Классификации деловых культур....................................................................................37 Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры.....................................................37 Классификация Р.Льюиса.................................................................................................42 Классификация деловых культур по типу обработки информации............................43 2.3. Исследования Г. Хофстеде...............................................................................................45 2.4. Измерение культуры Ф. Тромпенаарсом.......................................................................53 Универсализм — специализация....................................................................................53 Индивидуализм.................................................................................................................54 Нейтральные и эмоциональные культуры.....................................................................55 Специальные и диффузные культуры............................................................................55 Культура достижений и культура принадлежности к группе......................................56 Время.................................................................................................................................57 Окружающая среда..........................................................................................................58 2.5. Кластеризация культур...................................................................................................58 2.6. Конвергенция и дивергенция.........................................................................................60 Контрольные вопросы....................................................................................................64 Примечания......................................................................................................................66
Глава 3. Культура и стили руководства................................................................70 3.1. Теоретические модели управления................................................................................70 3.2. Факторы формирования стиля руководства..................................................................71 Система ценностей..........................................................................................................71 Интенсивность потребностей.........................................................................................74 Картина мира....................................................................................................................76 Процесс познания.............................................................................................................77 Отношение к риску...........................................................................................................78 Карьерный путь в менеджмент.......................................................................................79 Искусство межличностного общения.............................................................................80 3.3. Стиль принятия решений.................................................................................................81 Контрольные вопросы......................................................................................................83 Примечания.......................................................................................................................84 Глава 4. Институциональный подход в сравнительном менеджменте...86 4.1. Институциональная экономика......................................................................................86 4.2. Институциональная среда международной компании.................................................91 4.3. Институциональные и социокультурные факторы трансформации экономики в России....................................................................................................... 100 Контрольные вопросы....................................................................................................101 Литература.......................................................................................................................102 Примечания.....................................................................................................................102 Глава 5. Становление и развитие институциональной теории................103 5.1. Основатели школы.........................................................................................................103 Торстейн Веблен (1857-1929).......................................................................................103 Джон Роджерс Коммонс (1862-1945)..........................................................................106 Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948)................................................................................109 Йозеф Шумпетер (1883-1950).......................................................................................111 5.2. Новые теории институциональной экономики...........................................................114 Джон Кеннет Гэлбрейт (1908-2006).............................................................................114 Рональд Гарри Коуз (1910)............................................................................................117 Дуглас Сесил Норт (1920)..............................................................................................121 Дэниэл Белл (1919).........................................................................................................124 Элвин Тоффлер (1928)..................................................................................................126 Контрольные вопросы....................................................................................................130 Литература.......................................................................................................................132 Примечания.....................................................................................................................132 Глава 6. Управление мотивацией в сравнительном менеджменте........ 134 6.1. Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе................... 139 6.2. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения…………………………………………………….….144 6.3. Практика стимулирования труда в различных странах............................................ 157
Контрольные вопросы..............................................................................................................164 Примечания...............................................................................................................................165 Глава 7. Коммуникации в системе сравнительного менеджмента...........166 7.1. Коммуникация как процесс........................................................................................... 166 7.2. Межкультурная коммуникация.................................................................................... 168 7.3. Стили коммуникации..................................................................................................... 170 7.4. Коммуникационные потоки.......................................................................................... 172 7.5. Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии...................................................................................................................... 174 7.6. Культурные шумы в коммуникационном процессе....................................................175 7.7. Коммуникация и языковые барьеры............................................................................ 177 7.8. Невербальная коммуникация........................................................................................ 180 7.9. Управление кросс-культурной коммуникацией......................................................... 183 7.10. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе.................... 185 Улучшение системы обратных связей..........................................................................187 Контрольные вопросы....................................................................................................189 Литература.......................................................................................................................189 Примечания.....................................................................................................................190
Часть II
|