![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникновение сравнительного менеджмента в России
В 1990-х гг. в связи с радикальными социально-экономическими преобразованиями встал вопрос об использовании зарубежных теорий менеджмента и управленческих технологий в России. На деле стали реализовываться следующие подходы: * копирование зарубежной теории менеджмента: перевод западных, по преимуществу американских, учебников и монографий на русский язык; построение на их основе вузовских программ подготовки по управленческим специальностям и направлениям и, наконец, использование на практике основных положений теории; * адаптация западной теории менеджмента: приспособление западной теории к современным российским условиям; подготовка учебных пособий на основе западных аналогов, но с учетом реальной российской управленческой практики. Однако, как отмечают исследователи, «невозможно ни прямое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо... Поэтому российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета». Сравнительные исследования национальных моделей менеджмента помогают избежать повторения чужих ошибок, отделить универсальные черты организации от ее институционально-культурной специфики. Потребность в таких исследованиях испытывают как российские предприятия и организации, осваивающие передовой управленческий опыт, так и зарубежные компании, открывающие свои филиалы и представительства в России.
Понятия «сравнительный менеджмент» и «кросс-культурный менеджмент» появились в российской литературе сравнительно недавно, когда в середине -второй половине 1990-х гг. стали публиковаться отдельные статьи и монографии, а в учебные планы управленческих специальностей и различные программы Профессиональной переподготовки стали вводиться отдельные дисциплины с такими названиями. Заметный вклад в становление и разработку учебно-методического обеспечения курса сравнительного менеджмента внесли С. Р. Филонович и М. В. Грачев (Государственный университет — Высшая школа экономики), С. П. Мясоедов (Институт бизнеса и делового администрирования при АНХ), а также коллектив кафедры международного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Важную роль сыграла реализуемая с 1998 г. Президентская программа подготовки управленческих кадров. Несколько тысяч молодых российских управленцев прошли профессиональную переподготовку на базе российских образовательных учреждений, а затем зарубежную стажировку в Западной Европе, США, Канаде и Японии. По рекомендации Федеральной комиссии по организации подготовки в учебные планы был включен курс сравнительного менеджмента, а для преподавателей вузов организована целая серия методических семинаров. Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) были проведены конференции по проблемам кросс-культурного менеджмента и совместно с Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) организован конкурс на лучшую разработку программы курса «Бизнес-культура и сравнительный менеджмент».19 Во введенных в действие с 2000 г. Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения по направлению 521500 — Менеджмент среди специальных дисциплин, рекомендуемых Учебно-методическим объединением вузов (УМО), впервые оказался «Сравнительный менеджмент». В 2003 г. появились первые учебные пособия.20 Таким образом, сравнительный менеджмент начинает утверждаться в российских вузах в качестве учебной Дисциплины и в целом как новый раздел теории и практики менеджмента. Вопросы межкультурных различий и их проявлений в различных сферах жизнедеятельности в настоящее время изучаются и в рамках других специальностей и направлений высшего профессионального образования. В качестве примера укажем на появившиеся в вузовских учебных планах такие дисциплины, как «Основы межкультурной коммуникации», «Сравнительная культурология», «Культурная антропология» в рамках направления подготовки дипломированного специалиста 620100 — «Лингвистика и межкультурная коммуникация», а также специальности 023000 — «Теория и практика межкультурной коммуникации». Кроме того, в курсе " Культурология», представленном в блоке гуманитарных и социально-экономических дисциплин всех специальностей и направлений, рассматриваются такие опросы, как морфология культуры, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира и т. д. Изучение культурных и институциональных оснований менеджмента в России, его рассмотрение в общемировом контексте фактически стало проводиться с нача-1990-х гг., времени радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни. Применение методики Хофстеде позволило провести первые сопоставле-
ния российской управленческой практики, с западными моделями менеджмента (работы П. Н. Шихирева, М. В. Грачева, А. И. Наумова и ряда других авторов). Между тем отечественная управленческая культура и технологии менеджмента нуждаются в системной интерпретации, позволяющей выявить культурную и институциональную специфику российского менеджмента, что, в свою очередь, даст возможность какие-то его особенности использовать в качестве источников определенных конкурентных преимуществ на глобальном уровне.
Контрольные вопросы:
1. Чем вызвана необходимость сравнительного анализа национальных моделей менеджмента? 2. Каковы основные подходы к сравнительному менеджменту в научной литературе? 3. Каким образом курс сравнительного менеджмента соотносится с другими в бакалаврской программе по направлению «менеджмент»? 4. Что изучает сравнительный менеджмент?
Литература: 1. Adler N.J. A Typology of management studies involving culture // Journal of International Business Studies, Fall 1983, Vol. 14, Issue 2. P. 29-47. 2. Boyacigiller N. A., Adler N.J. The Parochial dinosaur: Organizational science in a global context // Academy of Management Review, April 1991, Vol. 16, Issue 2. P. 262-290. 3. Laurent A. The Cultural diversity of western conception of management // International Studies of Management and Organization, 1983, Vol. 13, No. 1-2. P. 75-96. 4. Negandhi A. R. Cross-cultural management research: Trend and future directions // Journal of International Business Studies, Fall 1983, Vol. 14, Issue 2. P. 17-28. 5. Redding S. G. Comparative management theory: Jungle, zoo or fossil bed? // Organization Studies, 1994, Vol. 15, No. 3. P. 323-359. 6. Ronen S., Shenkar O. Clustering variables: The Application of nonmetric multi-variate analysis techniques in comparative management research // International Studies of Management & Organization, Fall 1988, Vol. 18, Issue 3. P. 72-87. 7. Tayeb M. Conducting research across cultures: Overcoming drawbacks and obstacles // International Journal of Cross Cultural Management, 2001, Vol. 1(1). P. 91-108. 8. Мясоедов С. П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. — М.: Дело, 2003. 9. Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент. 1996. № 3. С. 70-103. 10. Пивоваров С. Э., Тарасевич Л. С., Майзелъ А. И. Международный менеджмент. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005.
11. Симонова Л. М., Стровский Л. Е. Кросс-кулътурные взаимодействия в международном предпринимательстве. — М.: ЮНИТИ, 2003. 12. Холден Н. Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного ' менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Примечания: 1. SchollhammerH. The Comparative Management Theory Jungle // Academy of Management Journal, March 1969, Vol. 12, Issue 1. P. 81-97. 2. farmer R. N., RichmanB. M. A Model for Research in Comparative Management// California Management Review, Winter 1964, Vol. II, No. 2. P. 55-68. 3. Ibid., P. 65. В настоящее время проводятся различные эмпирические обследования подобного рода. Например, Всемирный экономический форум ежегодно составляет рейтинги конкуреитоспобности стран. На основании статистических данных и опросов нескольких тысяч менеджеров высшего звена составляется индекс перспективной конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index — GCI), оценивающий перспективы экономического роста на 5-8 лет, и индекс деловой конкурентоспособности (Business Competitiveness Index — ВСI). GCI складывается из оценок за макроэкономическую ситуацию, качество государственных институтов и способность страны создавать и внедрять новые технологии, a BCI оценивает деятельность и качество бизнес-cjx; AH(https://www.weforum.org/site/homepub! ic.nsf/Content/Global-f-Competitiveness+ + Programme). Рейтинг, составляемый Центром мировой конкурентоспособности (бизнес-школа IMD, Швейцария), в систему факторов национальной конкурентоспособности вводит менеджмент (https://wwwO2.imd.ch/wcc/). 4. Negandhi A. R., Estefan В. D. A Research model to determining the applicability of American management Know-How in differing cultures and/or environments // Academy of Management Journal, December 1965, Vol. VII, No. 4. P. 319-323. 5. Perlmutter H. The Tortous evolution of the multinational corporation // Columbia Journal of World Business, 1969, January-February, Vol. 4. P. 9-18. Данная статья является наиболее известной его работой, в которой изложена данная модель. 6. Копо Т., Clegg S. Trends in Japanese management: Continuing strengths, current problems and changing priorities. — Palgrave Macmillan, 2001. P. 15-16. 7. Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work-related values. — Beverly Hills, CA: Sage, 1980; Hofstede G. Cultures and organizations: Intercultural cooperation and its importance for survival, software of the mind. N. Y.: McGraw Hill, 1991. 8. В настоящее время эта консалтинговая фирма, занимающаяся проведением семинаров и тренингов по кросс-культурному менеджменту для международных компаний, названа по фамилии ее руководителей: Trompenaars Hampden-Tumer Intercultural Management Consulting. (Примеч. авт.)
9. Laurent A. The Cultural Diversity of western conception of management // International Studies of Management and Organization, 1983, Vol. 13, No. 1-2. P. 75-96. 10. См. специальный выпуск журнала Journal of World Business, 2002, Vol. 37; а также: House R., et al. Cultural influences on leadership and organizations: project GLOBE // Advances in global leadership, 1999, Vol. 1. P. 171-233; Koopman P. L., Den HartogD. N., KonradE., et al. National culture and leadership profiles in Europe: Some results from the GLOBE study // European Journal of Work and Organizational Psychology, 1999, Vol. 8, No. 4. P. 503-520; Home R.J., Ranges P.J.Javidan M., Dorfman P. W., Gupta V. (eds.) Culture, leadership, and organizations: The Globe study of 62 societies. — SAGE Publications, 2004. 11. Отметим, что в GLOBE Россия была не только объектом исследования наряду с 60 странами мира, но и впервые стала полноправным участником международных исследовательских проектов: в составе исследовательской группы были и российские специалисты (М. В. Грачев и др.). 12. Redding S. G. Comparative management theory: Jungle, zoo or fossil bed? // Organization Studies, 1994, Vol. 15, No. 3. P. 331. 13. Виханский О. С, Наумов А. И. «Другой» менеджмент: время перемен // Российский журнал менеджмента. № 3. 2004. С. 116. 14. Для примера назовем сборники: 1) Warner М, (ed.) Comparative management: Critical perspectives on business and management. Vol. 1: North American Management; Vol. 2: European management; Vol. 3: Asia-Pacific Management; Vol. 4: Management in the Newly Industrializing Countries. London: Routledge, 1997; 2) Pugh D. S., Plath A. (ed.) International Business and Management. Vol.i: Internationalization and international Strategy; Vol. 2: The Impact of national culture on management; Vol. 3: Government, operations and finance; Vol. 4: Human resources management and marketing. London: Sage, 2002. Кроме того, можно отметить выходящие с 1984 г. в издательстве Elsevier сборники под общим названием «Advances in International Comparative Management» (недавно стал называться чуть короче: «Advances in International Management»). Бизнес-образование. 2000. № 1(8). С. 118. 15. Пивоваров С. Э., Тарасевич Л. С, Майзель А. И, Международный менеджмент. 3-е изд. — СПб.; Питер, 2005. С. 36. 16. Ronen S. Comparative and multinational management. N. Y: John Wiley & Sons, 1986. Из новых изданий учебных пособий с подобным наименованием можно назвать: Коеп С. Comparative international management. — McGraw-Hill, 2005. 17. Картавый М. А., Нехамкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3. С. 11-29. 18. Итоги конкурса подведены в журнале «Бизнес-образование". 2000. № 1(8). 2(9). 19. Мясоедов С. П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. — М.: Дело, 2003; Симонова Л. М., Стровский Л. Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. — М.: ЮНИТИ, 2003; Эпштейн М. 3. Сравнительный менеджмент. — СПб.: СПбГУЭФ, 2003.
Кроме того в пяле учебных пособий появились отдельные разделы и главы, посвя-шенные вопросам сравнительного менеджмента. См., например: Пивоваров С. 3., Тарасевич Л. С, Майзель А. И. Указ. соч.; Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров. Модуль «Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. - М.: ИНФРА-М, 1999; Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. - М.: ИНФРА-М, 2001.
|