Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Активный двухполюсник постоянного тока
2.1. Цель работы Данная работа предназначена для освоения метода эквивалентного генератора (активного двухполюсника), линейных зависимостей токов, напряжений в электрических цепях и принципа компенсации.
2.2. Приобретаемые навыки. уметь собирать требуемую электрическую схему на лабораторном стенде; уметь правильно производить подключение (отключение) и соответствующие переключения; научиться снимать и анализировать основные зависимости, отражающие работу схемы; научиться строить графики зависимостей и анализировать характеристики; научиться делать выводы по результатам работы.
2.3. Меры безопасности. 1. Работу под напряжением производить в составе бригады из двух и более человек. 2. Перед началом работы убедиться в надежности заземления лабораторного стенда. 3. В присутствии преподавателя (лаборанта) убедиться в правильности собранной схемы и получить разрешение на подачу питания. 4. При появлении запаха дыма или искрения немедленно обесточить стенд. Внимание. При поражении электротоком немедленно отключить автомат и поставить переключатель на вводном щите в положение " 0", оказать пораженному первую медицинскую помощь.
2.4. Описание лабораторного стенда. Лабораторная установка состоит из набора резисторов. Для измерения токов, напряжений и мощности используются три миллиамперметра, два вольтметра и ваттметр, имеющие несколько пределов измерений. Источник напряжения на стенде обозначенный как U3, используется в качестве ЭДС-Е3 U2 - не используется. Источник напряжения U1-используется в качестве ЭДС с переменной величиной, для проверки принципа компенсации. Данное ЭДС обозначено как E1 и регулируется переменным резистором Rперем., который находится рядом с тумблером вкл/выкл. Включение блоков питания осуществляется тумблером “сеть” и контролируется сигнальной лампочкой. Схемы соединения элементов приведены на рис.2.1-2.5.Величина ЭДС измеряется, номиналы резисторов обозначены на стенде.Измеренную величину ЭДС и номиналы резисторов занести в таблицу 2.1.
Таблица 2.1
2.5. Предварительное задание. Каждый студент получает индивидуальное задание в виде схемы с номиналами электрической цепи лабораторного стенда. Для заданной схемы необходимо рассчитать параметры активного двухполюсника (Еэг , Rвх) относительно резистора R2, определить величину R2, при которой в нем определяется максимальная мощность; Вычислить при этом величины I2, U2, P2; написать уравнения связи токов I1 и I2 и рассчитать коэффициенты этого уравнения. Варианты лабораторных схем приведены на рис.2.1-2.5.Схемы собираются на лабораторных стендах согласно полученному варианту заданий. Студенты, получившие одинаковые варианты, объединяются при выполнении лабораторной работы в одну бригаду.
2.6. Рабочее задание. В данной лабораторной работе требуется: собрать схему на лабораторном стенде в соответствии со схемой расчетного задания, предусмотрев в ней включение миллиамперметров в ветвях с резисторами R1, R2, R3 и ваттметра в ветви с резистором R2; Рассматривая цепь относительно резистора R2 как активный двухполюсник, определить параметры этого двухполюсника по опытам холостого хода и короткого замыкания (Еэг= Uхх, Rвх=Uхх/Iкз); опытным путем найти зависимости I1(I2), I3(I2), I2(R2), P2(I2) при изменении R2 от 0 до ¥; построить графики линейных зависимостей I1(I2), I3(I2), U2(I2); определить коэффициенты линейных уравнений a, b, c, d (U2=a+b*I2, I1=c+d*I2); построить графики I2(R2), P2(I2) и нанести на них точки (R2, I2, P2), полученные при расчете в подготовительном задании; рассматривая цепь относительно резистора R2 как активный двухполюсник, определить параметры этого двухполюсника по двум любым режимам (R2=0 и R2=¥); сравнить результаты расчета и опыта; проверить экспериментально действие метода компенсации (см.табл.2.3.)
2.7.Указания по выполнению эксперимента. Для опытного определения зависимостей I1(I2), I3(I2), I2(R2), P2(I2) необходимо изменять R2 от 0 до ¥ дискретно, чтобы значений R2 было не менее 8-10 так как не все определяемые зависимости линейны. Полученные значения занести в таб. 2.2 Измерить величину холостого хода «Uхх» и занести полученные значения в таб.2.2.
Таблица 2.2
Проверим принцип компенсации: для проверки принципа компенсации измерить ток J2 и напряжение DU2 на резисторе R2. При помощи Rперем. подобрать Е1 [ЭДС компенсации] так, чтобы величина Е1 равнялась падению напряжения DU2 на R2. Включить в ветвь вместо резистора R2 источник питания U1 так, чтобы ЭДС Е1 была направлена навстречу току J2 и равнялась падению напряжения DU2.Заполнить таблицу 2.2. Записав показания миллиамперметров, до [при R2=….Oм] опыта и после [когда R2 заменен на E1=….B] убедиться, что режим в цепи не изменился.
2.8. Указания по обработке результатов измерений и оценке погрешностей. При обработке результатов необходимо рассчитать относительную погрешность измерения: тока в режиме короткого замыкания(Iкз) и напряжения в режиме холостого хода (Uхх); тока I2, напряжения U2, мощности P2 при значении R2=Rвх. Определение относительной погрешности измерения аналогично изложенному в описании лабораторной работы N1.
2.9. Указания по оформлению отчета. Отчет о выполнении лабораторной работы каждый студент оформляет индивидуально. Отчет должен содержать: схему лабораторного стенда с учетом измерительных приборов и номиналов элементов и источников питания; результаты расчетных и экспериментальных данных; расчет требуемых величин по результатам эксперимента; построение потенциальной диаграммы; расчет относительных погрешностей измерений.
2.10. Вопросы для подготовки к собеседованию и контролю. 1. Что понимать под активным и пассивным двухполюсником? 2. Как рассчитать параметры активного двухполюсника (Еэг, Rвх) по двум произвольным режимам? 3.Как записывается условие передачи максимальной мощности от активного двухполюсника к пассивному? 4. Каким уравнением связаны к-ой и i-ой ветвей? 5. Как рассчитываются коэффициенты этого уравнения? 6. Как формулируется принцип компенсации?
2.11. Литература. 1. Л.А.Бессонов. Теоретические основы электротехники. - М.: Высш.школа. 1996, с.49-55, 60-80. 2. Л.Р.Нейман, К.С.Демирчан. Теоретические основы электротехники. т.1 - Л.: Энергоиздат, 1981, с.239-242. 3. Буев А.Р., Федоров Е.Е.Методические указания к лабораторной работе. Активный двухполюсник постоянного тока. Йошкар – Ола, МарГУ, 1996. 4. «Межотраслевые правила по охране труда.» – РД 153–34.0–03.150–00. 2.12. Используемые приборы. - миллиамперметр; - вольтметр; - ваттметр.
|