Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разветвленная цепь синусоидального тока
4.1. Цель работы. Данная работа предназначена для освоения расчетных и опытных методов определения в разветвленной электрической цепи цепи: токов в ветвях; построения векторных и топографических диаграмм.
4.2. Приобретаемые навыки. уметь собирать требуемую электрическую схему на лабораторном стенде; уметь правильно производить подключение (отключение) и соответству- ющие переключения; научиться снимать и анализировать основные зависимости, отражающие работу схемы; научиться строить графики зависимостей и анализировать характеристики; научиться делать выводы по результатам работы.
4.3. Меры безопасности. 1. Работу под напряжением производить в составе бригады из двух и более человек. 2. Перед началом работы убедиться в надежности заземления лабораторного стенда. 3. В присутствии преподавателя (лаборанта) убедиться в правильности собранной схемы и получить разрешение на подачу питания. 4. При появлении запаха дыма или искрения немедленно обесточить стенд. Внимание. При поражении электротоком немедленно отключить автомат и поставить переключатель на вводном щите в положение " 0", оказать пораженному первую медицинскую помощь.
4.4. Основные теоретические положения. 4.4.1.Двухполюсник в цепи синусоидального тока.
4.4.2. Входная проводимость Ybx = При опытном определении Zbx амперметром измеряется ток I, вольтметром - напряжение, а ваттметром - активную мощность P = UIcosφ cosφ = , где φ - угол между напряжением и током. Так как cosφ = cos(-φ), то необходимо определить знак угла φ фазометром, либо подключив небольшую емкость С параллельно двухполюснику (как показано пунктиром). Если показания амперметра уменьшатся, угол φ положителен и Zbx = Z имеет индуктивный характер, если увеличатся - угол φ отрицателен, а Zbx имеет емкостный характер.
Резонансный режим работы (РР). Под РР работы двухполюсника понимается режим, при котором его входное сопротивление Z является чисто активным. По отношению к внешней цепи двух – полюсник в РР ведет себя как активное сопротивление, поэтому ток и напряжение на его входе совпадают по фазе. Реактивная мощность его при этом равна нулю. Различают две разновидности резонансных режимов: резонанс токов и резонанс напряжений. 4.4.2.1.Резонанс токов наступает при параллельном соединении L-и С-элементов (рис.4.2) а) б) Рис.4.2 Пусть первая ветвь (рис.4.2а) содержит активное сопротивление R и индуктивное wL, а вторая ветвь - активное R2 и емкостное . Ток 1 в первой ветви отстает от напряжения U = Uab (рис. 4.2б) 1 = Y1 = (g1 - jb1) (4.2) Ток 2 во второй ветви опережает напряжение: = Y2 = (g2 – jb2) (4.3) Ток в неразветвленной части цепи = 1 + 2 = (g1 + g2) - j (b1+ b2) (4.4) По определению резонансного режима ток I должен совпадать по фазе с напряжением U. Это будет при условии, что сумма реактивных проводимостей ветвей. b1 + b2 = 0 (4.5) b1 = ; b2 = – Приравниваем и получаем (4.6) Если принять R2=0 и R1< < ω L, то резонанс наступит при ω 2LC≈ 1. Общий ток I при резонансе может оказаться ничтожно малым по сравнению с токами I1 и I2.
4.4.2.2. Резонанс напряжений. а) б) Рис.4.3 Резонанс напряжений имеет место при последовательном соединении R, L и C (рис. 4.3а). При резонансе ток I в цепи должен совпадать по фазе с ЭДС – Е. Это возможно, если входное сопротивление. Z=R + j(ω L – ) будет чисто активным. Условие наступления резонанса (4.7) где w0 - резонансная частота. При этом Напряжение на индуктивном элементе при резонансе равно напряжению на емкостном: UL= UC = ω 0LI =
Отношение: (4.8) называется добротностью резонансного контура. Добротность показывает, во сколько раз напряжение на индуктивном (емкостном) элементе превышает напряжение на входе схемы в резонансном режиме (может доходить до 300 и более). Векторная диаграмма напряжений при резонансе показана на рис. 4.3б. Характеристическим сопротивлением ρ для схемы рис.4.3а называют отношение напряжения на L и С в режиме резонанса к току в этом режиме. ρ =QR= При изменении частоты w от w0 в ту или другую сторону меняется реактивное сопротивление X=ω L– следовательно меняется ток и напряжение: - при ω → 0: - ток I → 0 - напряжение UL→ 0 - напряжение UC→ E - при ω → ¥: - ток I → 0 - напряжение UL→ E - напряжение UC→ 0 -при ω = ; X=0, ток I= . а) б) в) Рис. 4.4 Из рис. 4.4а видно, что максимумы напряжений UL и Uc имеют место при частотах, не равных резонансной частоте ω = , максимум UL - при частоте wL > w0 , а максимум UС - при частоте wС < w0 . На рис. 4.4б приведены кривые токов при двух различных сопротивлениях R при неизменных L, C и Е. Для кривой 2 сопротивление R меньше (а добротность Q больше), чем для кривой 1. Чем меньше активное сопротивление резонансного контура (т.е. чем больше добротность контура Q), тем более острой, пикообразной становится форма кривой I=f(w). Полосой пропускания резонансного контура называют полосу частот w2-w1= , на границах которой отношение составляет 0, 707(рис. 4.4в). 4.4.3. Теорема Лонжевена о балансе активных и реактивных мощностей. В любой линейной электрической цепи сумма активных мощностей источников ЭДС равна сумме активных мощностей приемников, а сумма реактивных мощностей источников ЭДС - сумме реактивных мощностей приемников энергии.
Im (4.10) 4.5. Описание лабораторного стенда. Лабораторная установка состоит из резисторов, обозначенных как R1 и R2, катушки индуктивности L1, имеющей активное rк и индуктивное XL сопротивления, магазина емкостей С. Емкость С изменяется дискретно от 0 до 94, 75 мкФ и может быть использована для создания емкостей С1 и С2. Источником напряжения служит лабораторный автотрансформатор (ЛАТР). Его подключение к сети промышленной частоты с напряжением 220 (127) В производится тумблером " ВКЛ".Выходные зажимы автотрансформатора обозначены" 0-220". Напряжение =30В снимается с автотрансформатора (ЛАТРа). В случае отсутствия в задании каких –либо элементов, указанных в таблице, в столбце табл.4.1 ставится прочерк. Схемы соединения элементов для каждого варианта (стенда) приведены на рис.4.6 -4.11. Параметры схемы и величину источника Е внести в таблицу 4.1. Таблица 4.1
4.6. Предварительное задание. Каждая бригада получает индивидуальное задание в виде карточки с двумя схемами: рис.4.11 и одна из схем рис.4.6 - 4.10 и номиналами электрической цепи лабораторного стенда.
Для заданной схемы рис.4.6 - 4.10 необходимо: - рассчитать токи I1, I2, I3; - составить баланс мощностей; - определить потенциалы точек соединений всех элементов схемы; - построить векторную диаграмму токов и топографическую диаграмму напряжений. Для схемы рис.4.11 необходимо рассчитать для трех режимов входной проводимости (активно-емкостной, активно-индуктивной и активной): - активную gк и реактивную (индуктивную) bl проводимости ветви с катушкой индуктивности; - реактивную (емкостную) bc1проводимость ветви всей цепи; - активную g и реактивную b проводимости всей цепи; угол сдвига фаз между напряжением питания и током в неразветвленной части цепи; - токи I1, I2, I3, построить векторную диаграмму токов; · емкостную проводимость bc1, значение емкости С, токи I1, I2, I3, угол сдвига фаз, если общая реактивная проводимость b отрицательна и численно равна реактивной проводимости всей цепи, рассчитанной ранее; при этом gк , b1 и I2 остаются неизменными; построить векторную диаграмму токов; - емкостную проводимость, значение емкости С, токи I1, I2, I3, при которых в цепи будет наблюдаться резонанс токов; · построить векторную диаграмму токов. Активно - индуктивный, активный, активно-емкостной режимы получаются путем изменения емкостей в магазине емкостей, расположенных на стенде. Режимы определяются следующими соотношениями XL= ω L XC= XL=XC – активный (резонанс) режим XL> XC – индуктивный режим XL< XC – емкостной режим При этом, по условиям проводимого эксперимента XL= const R = const C– ступенчато изменяется (в магазине емкостей на стенде)
4.7. Рабочее задание. В данной лабораторной работе требуется: -измерить токи I1, I2, I3 и потенциалы точек соединения элементов в электрической цепи в соответствии со схемой предварительного задания.(рис.4.6 – 4.10) Номер схемы зависит от номера варианта. Полученные данные внести в таблицу 4.2.
Рис.4.6 Рис.4.7 Рис.4.8 Рис.4.9 Рис.4.10 Таблица 4.2 (для рис.4.6 – 4.10)
-измерить токи I1, I2, I3 для трех значений емкости С, найденных в предварительном задании для трех режимов входной проводимости (активно-емкостной, активно-индуктивной и активной) в электрической схеме, схема которой приведена на рис.4.11 номиналы - в табл.4.1. Значения емкостей равных ранее расчитанным, подбираются при помощи магазина емкостей, расположенных на стенде. Полученные значения занести в таблицу 4.3. Емкость С для разных режимов подбираются из магазина емкостей, расположенных на стенде, согласно ранее расчитанных в предварительном задании значений. Рис.4.11 -построить по данным измерениям векторную диаграмму токов и топографическую диаграмму напряжений; -сравнить полученные опытным путем результаты с рассчитанными; -рассчитать относительную погрешность измерений. Таблица 4.3 (для рис. 4.11)
4.8. Указания по оформлению отчета. Отчет о выполнении лабораторной работы каждый студент оформляет индивидуально. Отчет должен содержать: схему лабораторного стенда с учетом измерительных приборов и номиналов элементов и источников питания; результаты расчетных и экспериментальных данных; расчет требуемых величин по результатам эксперимента; построение потенциальной диаграммы; расчет относительных погрешностей измерений.
4.9. Вопросы для подготовки к собеседованию и контролю. 1.Какие методы расчета применяются в разветвленных цепях синусоидального тока? 2. Как составляется уравнение баланса мощности? 3. Как формируется условие резонанса для разветвленной цепи? 4.10. Литература. 1. Л.А.Бессонов.Теоретические основы электротехники.- М.: Высш.школа. 1996, с.103-119. 2. Л.Р.Нейман, К.С.Демирчан. Теоретические основы электротехники. т.1 - Л.: Энергоиздат, 1981, с.200-239, 268-272. 3.Буев А.Р., Федоров Е.Е. Методические указания к лабораторной работе. “Разветвленная цепь синусоидального тока.” Йошкар-Ола. МарГУ. 1996 4. “Межотраслевые правила по охране труда ” РД 153 –34.0–03.150–00.
4.11. Используемые приборы. · миллиамперметр; · вольтметр.
|