Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Подобно тому, как основные законы, методы исследования и обобщения в области электротехники стали предметом специального теоретического курса «ТеоретическиеСтр 1 из 41Следующая ⇒
Подобно тому, как основные законы, методы исследования и обобщения в области электротехники стали предметом специального теоретического курса «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ), в области радиотехники сложился теоретический курс «Теоретические основы радиотехники» (ТОР). Дальнейшее развитие и дифференциация радиоэлектроники привели к выделению из этих курсов отдельных теоретических дисциплин «Теория электрорадиоцепей» (ТЭРЦ), «Теория электромагнитного поля» (ТЭМП) и др. Курс ТЭРЦ представляет обобщение основных разделов теоретических основ электро- и радиотехники, относящихся к методам анализа и синтеза различных электро- и радиотехнических цепей. Теория электрорадиоцепей определяет методологическую основу двух обширных областей науки и техники: электротехники и радиотехники. Курс ТЭРЦ содержит общую теорию сигналов, цепей и инженерные методы их расчета, анализа и, синтеза. Он основывается на дисциплинах физики и высшей математики. Главные задачи, решаемые в теории электрорадиоцепей, могут быть подразделены на две группы: анализ и синтез. Задачей анализа является исследование процессов, протекающих в цепи с заданной структурой при известных параметрах ее элементов. Задача синтеза заключается, наоборот, в отыскании структуры цепи и параметров ее элементов, при которых процессы в ней будут подчиняться заданным закономерностям. Синтез является значительно более сложной задачей, чем анализ. Курс ТЭРЦ является фундаментальной дисциплиной для специалистов радиотехнического профиля. На нем основываются такие дисциплины, как «Основы радиолокации», «Радиопередающие и радиоприемные устройства», «Основы импульсной техники», «Основы автоматики» и др. Совместно с ними курс ТЭРЦ обеспечивает обучение курсантов и слушателей умелому и эффективному использованию и совершенствованию радиоэлектронных средств ПВО. Обучение по дисциплине ТЭРЦ направлено на овладение инженерными методами расчета, анализа и синтеза самых различных электро- и радиотехнических, а также радиоэлектронных схем и систем. Большой вклад в развитие теоретических основ электро- и радиотехники внесен многими русскими и советскими учеными. Первые труды в области электричества в России принадлежат гениальному русскому ученому М. В. Ломоносову. В развитие радиотехники выдающийся вклад сделал замечательный русский ученый, изобретатель радио А. С. Попов — преподаватель электротехники в Минном офицерском классе в Кронштадте. Трудно переоценить вклад в развитие радиотехники в Советской России, сделанный сотрудниками Нижегородской радиолаборатории во главе с известным ученым профессором М. А. Бонч-Бруевичем. Эта лаборатория, ставшая первым нашим научно-исследовательским институтом в области радио, была организована в 1918 г. по инициативе В. И. Ленина. К фундаментальным работам в области электро- и радиотехники, оказавшим существенное влияние на их развитие, относятся труды советских ученых, в том числе академиков Ю. Б. Кобзарева, В. А. Котельникова, В. Ф. Миткевича, Л. И. Мандельштама, Н. Д. Папалекси, членов-корреспондентов АН СССР К. А. Круга, В. И. Сифорова и др. Значительный вклад внесли советские ученые и в развитие теоретических основ электро- и радиотехники, а вместе с этим и теории электрорадиоцепей как фундаментальных дисциплин высшей школы. Составной частью курса ТЭРЦ является общая теория цепей. Три последних десятилетия свидетельствуют, что классическая теория цепей стала областью науки, приложение которой все дальше расширяется, отходя от ее первоначальных задач — анализа и синтеза электрорадиоцепей. Успехи радиоэлектроники, микроэлектроники и вычислительной техники сводят в настоящее время классическую теорию цепей к положению специализированного раздела более общей теории — теории систем, которая изучает все типы систем, а не только электро- и радиотехнические системы. Это вполне закономерно, так как теория цепей и теория систем различного типа имеют общую математическую основу. Множество явлений и объектов в окружающей нас действительности могут быть представлены в виде систем. В широком смысле система — это совокупность взаимодействующих элементов произвольной природы. Обычно на систему действуют внешние воздействия или возмущения, называемые входными сигналами. В качестве реакции, т. е. отклика на это действие, система выполняет некоторые функции, появляются выходные сигналы. Первым важным шагом в анализе системы является ее представление с помощью математической модели, математических выражений. Однако математические модели представляют физическую реальность в некоторой упрощенной, идеализированной форме. Такая идеализация, упрощение, является одной из харак- терных черт научного метода, заключающегося в обобщении большого числа сложных фактов, явлений и приведении в соответствие им простой, понятной теории, математических соотношений. Это делает понятными многие наблюдаемые явления. Методы теории цепей основаны на представлении системы эквивалентной цепью, состоящей из идеализированных элементов, параметры которых выражают параметры реальной системы. Такая цепь, представленная совокупностью идеализированных элементов, является идеализированной моделью реального устройства. Эквивалентная электрическая цепь может рассматриваться как одна из форм представления системы дифференциальных уравнений, описывающих реальную физическую систему. Эти уравнения, в свою очередь, могут быть легко найдены при рассмотрении и анализе эквивалентной цепи. Причем основные методы и правила нахождения этих уравнений оказываются полностью не зависимыми от типа физической системы, которая представляется цепью, будь то электрическая, механическая, акустическая или другая система. Решение уравнений цепи выражает реакцию или отклик анализируемой системы на входные воздействия при заданных начальных условиях. Таким образом, методы теории цепей включают: составление эквивалентной идеализированной цепи, соответствующей реальной системе или устройству; составление, запись и решение уравнений цепи; приведение полученных результатов в соответствие с анализируемой реальной системой. В основе всего курса теории цепей лежит диалектический метод—единственный научный метод познания. «От живого созерцания, — говорит В. И. Ленин, — к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 152—153). Теория цепей строится на основе физических законов и математических методов путем определения идеальных элементов цепи и установления основных аксиом. Аксиомами являются законы Кирхгофа, а идеализированные элементы достаточно разнообразны, чтобы обеспечить моделирование большинства реальных устройств. Известно, что законы сохранения, т. е. постоянства какой-то величины, заняли главенствующее положение среди законов природы. Законы Кирхгофа по своей сути являются законами сохранения. Поэтому методы теории цепей, основанные на этих законах, можно применять для решения широкого по своему разнообразию круга системных задач. Теория электрорадиоцепей — пример в значительной мере математизированной дисциплины, что является ее сильной стороной. Математические методы — важный инструмент теории цепей. Математизация технических наук позволяет глубже раскрыть процессы объективно существующей реальности. По словам Лео- нардо да Винчи, никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой. При этом, конечно, исключительно важное значение имеет указание В. И. Ленина о том, что любое математическое уравнение, описывающее то или иное явление, следует связать с реально существующим объектом, с объективной реальностью. Познакомившись с методами теории цепей с наиболее общей точки зрения, перейдем к изучению на их основе методов анализа и синтеза электрорадиоцепей, являющихся одной из разновидностей систем. С помощью этих методов изучим особенности процессов, протекающих в электрорадиоцепях при действии различных сигналов и возмущений, познакомимся с характеристиками сигналов и особенностями их прохождения через различные цепи.
|