Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 1
1.Тема учебной программы: «Электрические цепи постоянного тока». 2.Тема работы: «Изучение особенностей изменения тока и напряжения при последовательном и параллельном соединении резисторов». 3.Цель работы: Сформировать умение собирать электрические цепи и измерять электрические величины, анализировать особенности и закономерности последовательного и параллельного соединения. 4.Материально-техническое оснащение: лабораторный стол с комплектом оборудования, электроизмерительные приборы, соединительные провода. 5.Теоретическая часть: Электрическое сопротивление - это физическая величина, характеризующая свойства вещества препятствовать свободному, без потерь, прохождению электрического тока через него. Значительное число приемников, включенных в электрическую цепь (электрические лампы, электронагревательные приборы и др.), можно рассматривать как элементы, имеющие определенное сопротивление. Это дает возможность при составлении и изучении электрических схем заменять конкретные приемники резисторами с определенными значениями сопротивлений. Различают последовательное, параллельное и смешанное соединения резисторов (приемников электрической энергии). Узел – место соединения в электрической цепи трех и более проводников. Ветвью называется участок цепи, между двумя ближайшими узлами, обтекаемый одним и тем же током. Основными законами электрических цепей являются закон Ома, законы баланса токов в узлах (первый закон Кирхгофа) и баланса напряжений на замкнутых участках цепи (второй закон Кирхгофа). Согласно закону Ома: сила тока на участке цепи зависит от напряжения электрического поля и сопротивления участка цепи I=U/R В соответствии с первым законом Кирхгофа, алгебраическая сумма токов в любом узле цепи равна нулю. Если токам, направленным к узлу присвоим знак " плюс", а токам, направленным от узла, знак " минус", то получим следующее уравнение первого закона Кирхгофа: или Согласно второму закону Кирхгофа, алгебраическая сумма ЭДС (E) вдоль любого замкнутого контура равна алгебраической сумме падений напряжений в этом контуре ∑ E =∑ U. При последовательном соединении нескольких резисторов конец первого резистора соединяют с началом второго, конец второго — с началом третьего и т. д. При последовательном соединение через все участки проходит одинаковый ток. Если пренебречь внутренним сопротивлением источника, то, например, для трех последовательно соединенных резисторов согласно второму закону Кирхгофа можно составить уравнение: E =U1+U2+U3 = IR1 + IR2 + IR3 = I(R1 + R2 + R3) = IRэкв, где Rэкв = R1 + R2 + R3. Напряжения на отдельных участках цепи согласно закону Ома: U1=IR1; U2 = IR2, U3 = IRз, U = U1 + U2 +U3, При последовательном соединении выключение или обрыв электрической цепи в одном из приемников и в остальных приемниках прекращает ток. При параллельном соединении нескольких приемников они включаются между двумя узлами (точками) электрической цепи, образуя параллельные ветви. При параллельном соединении приемников, все они находятся под одним и тем же напряжением, и режим работы каждого из них не зависит от остальных. Поэтому согласно закону Ома: I1=U/R1; I2=U/R2; I3=U/R3. Ток в неразветвленной части цепи согласно первому закону Кирхгофа: I = I1+I2+I3 = U / R1 + U / R2 + U / R3 = U (1/R1 + 1/R2 + 1/R3) = U / Rэкв. Следовательно, эквивалентное сопротивление рассматриваемой цепи при параллельном соединении трех резисторов определяется формулой: 1/Rэкв = 1/R1 + 1/R2 + 1/R3 Электрической проводимостью называется способность материала пропускать через себя электрический ток. Проводимость и сопротивление участка цепи связаны соотношением g=1/R. Э квивалентная проводимость параллельной цепи равна сумме проводимостей параллельно соединенных резисторов: gэкв=g1+g2+g3 Таким образом, при увеличении числа параллельно включаемых резисторов результирующая проводимость электрической цепи увеличивается, а результирующее сопротивление уменьшается. При отключении или выходе из строя любого приемника остальные приемники остаются работающими. В природе и технике непрерывно происходят процессы превращения энергии из одного вида в другой. Мерой количества энергии является работа. Приемники электрической энергии превращают электрическую энергию в другие виды энергии — тепловую, механическую, химическую, лучистую и пр. Работа, совершаемая электрическим током силой 1 А при напряжении 1 В в течение 1 секунды, принята за единицу электрической энергии. Эта единица называется джоулем (Дж). Энергия, получаемая приемником или отдаваемая источником тока в течение 1 секунды, называется мощностью. Мощность, которая создается силой тока 1 А при напряжении 1 В, принята за единицу измерения мощности и называется ватт (Вт). Мощность Р при неизменных значениях U и I равна произведению напряжения U на силу тока I: P = UI =I2R = U2/R = U2g При любом способе соединения резисторов для участка цепи выполняется уравнение баланса мощностей Рэкв=Р1+Р2+Р3+… 6.Практическая часть: -сборка цепей последовательного и параллельного соединения резисторов; - анализ особенностей и закономерностей этих соединений. 6.1.Техника безопасности при выполнении работы: Перед выполнением сборки цепей убедиться, что лабораторный стол обесточен. При выполнении работы не прикасаться к неизолированным проводам, соединительным зажимам и другим частям цепей, которые могут оказаться под напряжением. Любые изменения в схеме производить только после отключения питания. При возникновении во время выполнения работы неисправностей оборудования или приборов немедленно выключить напряжение питания и сообщить о неисправности преподавателю. 6.2.Описание выполнения задания: Ознакомиться с измерительными приборами: - определить предел измерения и цену деления приборов; - определить технические характеристики приборов. 6.2.1.Собрать электрическую цепь по схеме (рис.1);
-предъявить собранную электрическую цепь преподавателю для проверки; -убедиться, что указатель лабораторного автотрансформатора на рабочем столе установлен в положение «0 постоянный ток»; -включите цепь, установить вращением ручки лабораторного автотрансформатора, указанное преподавателем рабочее напряжение, показания вольтметра записать таблицу 1: Таблица1
-определить общую силу тока цепи по показаниям амперметра, записать полученное значение в таблицу1отключить цепь от источника питания; -включить амперметр последовательно с первой лампой, подключить цепь к источнику питания, напряжение цепи не изменять; -измерить е силу тока в первой лампе, записать полученное значение в таблицу1, отключить цепь от источника питания; - измерить также силу тока в остальных ветвях (лампах), каждый раз соединяя амперметр последовательно с лампами Л2, Л3. -перед переустановкой амперметра в цепи отключать цепь от источника питания; результаты измерений записать в таблицу 1. - после всех измерений отключите цепь от источника. 6.2.2. Собрать цепь последовательного соединения резисторов (ламп) по схеме (рис.2): -показать собранную цепь преподавателю для проверки; -убедиться, что указатель лабораторного автотрансформатора на рабочем столе установлен в положение «0 постоянный ток»; -включите цепь, установить вращением ручки лабораторного автотрансформатора указанное преподавателем рабочее напряжение, записать полученное значение в таблицу 2:
Таблица 2
-определить общую силу тока в цепи по показаниям амперметра, записать полученное значение в таблицу 2, отключить цепь от источника питания; -включить вольтметр параллельно с первой лампой, подключить цепь к источнику питания; -определить напряжение на первой лампе по показаниям вольтметра, записать полученное значение в таблицу 2, отключить цепь от источника питания; -измерить напряжение в остальных ветвях (лампах), каждый раз подключая вольтметр параллельно исследуемому участку (лампочкам Л2, Л3), перед переустановкой вольтметра в цепи отключать питание; - после всех измерений отключить цепь от источника. 6.3.Требования к оформлению отчета: Отчет о лабораторной работе выполнить в тетради для лабораторных работ или на листах формата А4. В отчет должны быть внесены: № группы, ФИО учащегося. Отчет должен содержать название раздела, темы работы, цели работы, схемы, графики, таблицы, основные расчетные формулы; таблицы и схемы электрических цепей чертить карандашом с применением чертежных инструментов. -перечертить в отчет схему электрической цепи последовательного соединения (рис.1) и таблицу1; -выполнить расчеты сопротивлений, применив формулы: Rэ=U/I, R1=U/I1, R2=U/I2 , R3=U/I3, результаты вычислений записать в таблицу1; -выполнить расчеты проводимостей, применив формулы: g=1/R, g1=1/R1, g2=1/R2, g3=1/R3, результаты вычислений записать в таблицу1; -выполнить расчеты мощности, применив формулы: Pэкв=UI, Р1=I2R1=UI1, Р2=I2R2, Р3=I2R3., результаты вычислений записать в таблицу1; - проверить выполнение уравнения баланса мощностей Рэ=Р1+Р2+Р3+…, записать вывод; - проверить выполнение первого закона Кирхгофа I=I1+I2+I3+…, записать вывод; - проверить выполнение уравнения для сопротивлений 1/Rэкв=1/R1 + 1/R2 + 1/R3, записать вывод; -перечертить в отчет схему электрической цепи параллельного соединения (рис.2) и таблицу2; -выполнить расчеты сопротивлений, применив формулы: Rэкв=U/I R1=U1/I; R2=U2/I; R3=U3/I, результаты вычислений записать в таблицу2; -выполнить расчеты мощности каждого элемента: P1=U1I=U21/R1, P2=U2I=U22/R2, P3=U3I=U23/R3., результаты вычислений записать в таблицу 2; - проверить выполнение уравнения баланса мощностей Рэ=Р1+Р2+Р3+…, записать вывод; - проверить выполнение уравнения для напряжений: U=U1+U2+U3, записать вывод; 6.4.Контрольные вопросы: Записать формулу для вычисления электрического сопротивления. Записать формулу эквивалентного сопротивления цепи при последовательном и параллельном соединении потребителей. Сформулировать и записать законы Ома для участка и полной цепи, содержащей ЭДС. Сформулировать 1-й закон Кирхгофа. Привести примеры проводниковых материалов. 6.5.Используемая литература: Свириденко Э. А., Китунович Ф.Г. Основы электротехники и электроснабжение. Мн., 2008.
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» Филиал «Индустриально-педагогический колледж»
Учебная дисциплина
«Электротехника с основами электроники»
Лабораторная работа №2
Исследование работы линии электропередачи, расчет потерь напряжения и мощности в провода
|