Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 2
1.Тема учебной программы: «Электрические цепи постоянного тока». 2.Тема работы: «Исследование работы линии электропередачи, расчет потерь напряжения и мощности в проводах». 3.Цель работы: Научить анализировать работу линии электропередачи, рассчитывать потери напряжения и мощности в проводах, КПД линии электропередач. 4.Материально-техническое оснащение: лабораторный стол с комплектом оборудования, электроизмерительные приборы, соединительные провода. 5.Теоретическая часть: Уменьшение напряжения в линии по мере удаления от источника вызвано потерями напряжения в проводах линии: Δ U= U₁ -U₂. Вследствие потерь энергии в линии электропередачи, напряжение в её конце (у потребителей) может оказаться настолько пониженным, что работа устройств-потребителей не будет соответствовать нормам. Потеря напряжения численно равно падению напряжения в линии: U= I∙ Rл= I∙ ρ ∙ 2∙ ℓ /S, т.е. Δ U=U. Понижение напряжения на лампах накаливания вызывает резкое уменьшение их светоотдачи, а у электродвигателей снижается частота вращения и уменьшается устойчивость к перегрузкам. Поэтому потеря напряжения в линии не должна превышать допустимых значений. По действующим нормам допустимая потеря напряжения в сетях, связанных с осветительными приборами, не должна быть больше, чем 2, 5%, а в сетях, питающих электродвигатели -7% номинального напряжения. При передаче электроэнергии по коротким проводам их сопротивлением и потерями напряжения можно пренебречь. При длине проводов более 10м в линии происходит значительное падение напряжения и сопротивлением проводов пренебрегать нельзя. В процессе передачи и распределения электрической энергии потери напряжения в проводах обычно учитываются величиной «потери мощности». Потери мощности в линии можно определить двумя способами: Δ P= Δ U∙ I = (U₁ - U₂)∙ I или Δ P =I2∙ Rл. Очевидно, что уменьшение потерь напряжения и мощности в проводах достигается либо путём уменьшения силы тока в проводах, либо уменьшением сопротивления проводов. При заданной допустимой потере напряжения в линии Δ Uном можно определить необходимое сечение проводов линии из формулы: S =2∙ I∙ ρ ℓ / Δ Uном, где ρ – удельное сопротивление проводов линии, ℓ -длина проводов линии, S -сечение провода линии. Для передачи определённой мощности при меньшей силе тока необходимо повышать напряжение в линии: P= U∙ I (Вт). Эффективность передачи электроэнергии потребителям по линиям электропередачи характеризуется коэффициентом полезного действия. КПД линии электропередач определяется отношением мощности, отдаваемой электроприёмнику, к мощности, поступающей в линию, либо через отношение напряжений получаемого электроприёмником и поступающего в линию: η = P2/ P1=U2/U1. 6.Практическая часть: -измерение параметров линии электропередачи; -вычисление потери напряжения и мощности в проводах. 6.1.Техника безопасности при выполнении работы: Перед выполнением сборки цепей убедиться, что лабораторный стол обесточен. При выполнении работы не прикасаться к неизолированным проводам, соединительным зажимам и другим частям цепей, которые могут оказаться под напряжением. Любые изменения в схеме производить только после отключения питания. При возникновении во время выполнения работы неисправностей оборудования или приборов немедленно выключить напряжение питания и сообщить о неисправности преподавателю. 6.2.Описание выполнения задания: - ознакомиться с измерительными приборами; - определить предел измерения и цену деления приборов; - определить технические характеристики приборов. 6.2.1.Собрать электрическую цепь по схеме (рис.1). -предъявить собранную электрическую цепь преподавателю для проверки. -убедиться, что указатель лабораторного автотрансформатора на рабочем столе установлен в положение «0 постоянный ток»; -вольтметр1 (U1) присоединить в начале линии между Кл14 и Кл15, вольтметр2 присоединить параллельно лампам (U2); -в режиме холостого хода (лампы выключены) включите цепь, установить вращением ручки лабораторного автотрансформатора в начале цепи, указанное преподавателем рабочее напряжение; -включите одну лампу, убедитесь в изменении показаний вольтметров. Измерьте силу тока в цепи амперметром, записать полученные значения напряжения и силы тока в таблицу1.
Таблица1
-включить две лампы; убедиться в изменении показаний вольтметров и амперметра, записать полученные значения напряжения и силы тока в таблицу1. -провести измерения с тремя работающими лампами, потом четырьмя, записать полученные значения напряжения и силы тока в таблицу1; -отключить питание линии после проведения всех измерений. 6.2.2.Собрать электрическую цепь по схеме (рис.1), используя в качестве линии две катушки со стальными проводами; -показать собранную цепь преподавателю для проверки; -убедиться, что указатель лабораторного автотрансформатора на рабочем столе установлен в положение «0 постоянный ток»; - вольтметр1 (U1) присоединить в начале линии между Кл14 и Кл15, вольтметр2 присоединить параллельно лампам (U2); -в режиме холостого хода (лампы выключены) включить напряжение в цепи; -установить вращением ручки лабораторного автотрансформатора в начале цепи напряжение, указанное преподавателем; -включить одну лампу, убедиться в изменении показаний вольтметров и амперметра, измерить силу тока в цепи, записать полученные значения напряжения и силы тока в таблицу1. -включить две лампы; убедиться в изменении показаний вольтметров и амперметра, записать полученные значения напряжения и силы тока в таблицу. -провести измерения с тремя работающими лампами, потом четырьмя, записать полученные значения напряжения и силы тока в таблицу1; -отключить питание линии после проведения всех измерений. 6.3.Требования к оформлению отчета: Отчет о лабораторной работе выполнить в тетради для лабораторных работ или на листах формата А4. В отчет должны быть внесены: № группы, ФИО учащегося. Отчет должен содержать название раздела, темы работы, цели работы, схемы, графики, таблицы, основные расчетные формулы; таблицы и схемы электрических цепей чертить карандашом с применением чертежных инструментов. -перечертить в отчет схему электрической цепи последовательного соединения (рис.1) и таблицу1; -определить потерю напряжения в линии по показаниям вольтметров Δ U₁ = U₁ -U₂, результаты вычислений записать в таблицу1; -вычислить сопротивление проводов линии Rл = 2ρ ∙ ℓ /S, где ρ - удельное сопротивление линии, ℓ -длина линии, S -сечение проводов линии, результаты вычислений записать в таблицу1; -вычислить предполагаемую потерю напряжения в линии по формуле Δ U₂ =I∙ Rл, результаты вычислений записать в таблицу1; -вычислить потери мощности в проводах линии по формулам Δ P1= Δ U₁ ∙ I или Δ P2=I² ∙ Rл, результаты вычислений записать в таблицу1; -вычислить коэффициент полезного действия линии η = (U₂ / U₁)H100%, результаты вычислений записать в таблицу1; -проанализировать результаты измерений и вычислений, записать выводы. 6.4.Контрольные вопросы: Указать методы определения потери напряжения на участке цепи. Объяснить от чего зависит сопротивление линии электропередачи. Указать методы определения потери мощности в линии электропередачи. Привести формулу для определения сечения провода, исходя из заданной потери напряжения в линии. 6.5.Используемая литература: Свириденко Э. А., Китунович Ф.Г. Основы электротехники и электроснабжение. Мн., 2008.
|