Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нетерпимость по отношению к инакомыслящим.
Цели: - раскрыть смысл понятия инакомыслия (сущность, отражение в действительности, последствия); - способствовать формированию у учащихся толерантного отношения к инакомыслию. Предварительная подготовка: необходимо подготовить 3-4 учащихся, которые выступят в роли инакомыслящих (остальные не должны об этом знать). При выборе «инакомыслящих» необходимо обратить внимание на то, какую позицию они занимают в коллективе: они не должны быть «отверженными». Их необходимо познакомить с ролью и предложить разработать тезисы их позиции; с этой целью можно предложить заранее подготовленные материалы. Ход занятия:
• В начале учитель «делится» с учащимися сведениями о нововведениях в школьной жизни. Они сводятся к тому, что будет сокращено каникулярное время. В июне, начиная с этого года, школьники будут учиться. А летние каникулы начнутся только с июля. Учитель интересуется, как ребята относятся к такой инициативе. Скорей всего оценки будут негативные. •• Учитель разбивает учащихся на группы (3-4 группы, в каждой из них должен оказаться «инакомыслящий»; при этом учащиеся не должны догадаться по какому принципу делятся группы). Каждая группа должна написать аргументы которые бы подтверждали нецелесообразность сокращения каникул (может быть, они лягут в основу письма министру образования). Примерное время выполнения работы 10 минут. «Инакомыслящим» ставится задача в ходе обсуждения переубедить либо всю группу (задача-максимум), либо хотя бы одного человека (задача-минимум). Можно использовать следующие аргументы: § полезно учиться больше, больше получим знаний § если не согласиться на предложенный вариант, то будет введен дополнительный 12 год в школе (что предлагалось в свое время министерством образования); лучше, чтобы за счет одного месяца каждый учебный год этот двенадцатый год прошел в течение одиннадцатилетки; § вместо июньской летней практики лучше просто поучиться в школе, а практику скорее всего отменят; § еще целый месяц можно общаться с товарищами. Можно (и нужно) добавить и собственные аргументы. Далее группы кратко представляют свою позицию. ••• В ходе итоговой беседы учитель раскрывает смысл провокации с которой учащиеся столкнулись при работе в группах. Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы. - Какие у вас возникли ощущения? - Было ли вам комфортно? С чем было связано чувство дискомфорта? - Насколько тяжело в одиночку выступать против мнения группы (для «инакомыслящих»)? - Удалось ли «инакомыслящим» перетянуть кого-то на свою сторону? - Оказалась ли группа способна к восприятию аргументов «инакомыслящих»? Почему? - Почему существует инакомыслие? - Можно ли представить, что инакомыслия не будет вообще? Почему это опасно? В заключение группам предлагается составить памятки-рекомендации. Одни группы составляют памятку «Как вести себя с инакомыслящими», другие - «Что делать, если твоё мнение расходится с мнением большинства». После этого класс сообща обсуждает памятки, которые разработали группы.
В качестве домашнего задания можно предложить найти материалы, иллюстрирующие примеры инакомыслия в истории человечества. Можно предложить написать письмо в поддержку той или иной личности, которая отличилась своим инакомыслием.
|