Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чем мы отличаемся друг от друга
Цели: - Помочь осмыслить проблему различия людей. - Показать основные критерии, по которым различаются люди в обществе. - Освоить навыки работы в группе.
Ход занятия: Небольшая проверка на внимание. Разминка «Ванька-встанька». На первоначальном этапе разминки ведущий просит по очереди встать тех, кто обладает определенными внешними признаками, например: - кто сегодня в джинсах, - кто сегодня в кроссовках, - кто сегодня в рубашке, - кто сегодня в юбке, - у кого проколоты уши, - у кого серые глаза, - у кого карие глаза, - у кого есть 12 пуговиц на одежде, - и пр. Обязательные условия: - в начале занятия попросить не комментировать чужой внешний вид; - реагировать только на запоздавшие реакции; - после каждого «вставания» благодарить ребят.
Первый этап. Работа в группах «Чем различаемся мы?» Задание: попробуйте перечислить те признаки, по которым могут различаться люди. Второй этап. Общий «мозговой штурм». Сведение общеклассных признаков по которым различаются люди. (На стенде в столбик фиксируются основные признаки). Задача учителя помочь ребятам укрупнить критерии и их конкретизировать. Например: Ø Цвет глаз (карий, зеленый, серый); Ø Раса («черный», «желтый», «белый»); Ø Одежда (опрятная, неопрятная, модная) Ø Бедность, богатство (состоятельный/не состоятельный) Ø Больной, здоровый, человек с ограниченными возможностями. Третий этап. Из-за каких признаков люди могут преследоваться другими людьми? Почему? Высказывания фиксируются на стенде напротив признака.
Упражнение «Чем мы похожи» Возможны варианты. 1. Члены группы садятся по кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального (или воображаемого) сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы – жители Земли, или мы одного роста и т.д.) Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. 2. Ведущий находится в центре круга. Он произносит начало фразы «Свежий ветер дует на…» и заканчивает его примерно теми же признаками, которые были указаны выше. Например: «Свежий ветер дует на …тех, кто сегодня в блузках». Все, кто подпадает под это определение или признак, должны поменяться местами. Условие: нельзя занимать соседний стул. Кому не хватило стула, становиться ведущим. Игра продолжается 5-7 минут, иначе она может наскучить и снизить эмоциональный настрой. 3. Ведущий обращает внимание, что рассмотрена проблема различия людей, а что нас объединяет? (Ответы фиксируются на стенд). Подведение итогов. В конце занятия предложить ребятам самим сформулировать ответы на поставленные в начале занятия вопросы.
3. Что такое толерантность? Цели: - Обсудить разные подходы к понятию «толерантность» - Создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию «толерантность» Предварительная подготовка: Подготовить листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч. Ход урока:
1. Ведущий организует деление класса на группы. Группам даются листы, на которых выписаны разные определения толерантности. Задача групп, опираясь на свои знания и представленные им определения, выработать собственное толкование толерантности, наиболее точное с их точки зрения. Организуется обсуждение определений «толерантность», которое дали ученики. После этого учащимся предлагается список из понятий: - нетерпимость - толерантность - свобода - права человека - мораль - терпимость - сотрудничество - консенсус - уважение - обязанности Задача групп составить графическую схему, в которой присутствовали бы все эти понятия, и были выражены какие-то системные связи между ними. 2. Упражнение «Эмблема Толерантности» На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими определениями. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны – участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается нарисовать такую эмблему, которая могла бы быть отражена в гербе нашей страны. Может быть, эта эмблема станет частью флага или будет использоваться при составлении международных документов. На рисование 5-7 минут. После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение 3-5 минут). Заключительная часть этого упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.
3. Итоговая рефлексия. Группам задаются вопросы: «Как вам кажется, получилось ли нам в полной мере отобразить такое понятие как «толерантность»? «Было ли услышано ваше мнение, на проблему толерантности?»
4. Межкультурное взаимодействие. Цели: - показать различия культурного восприятия действительности разными людьми; - выявить в ходе взаимодействия противоречия, которые могут возникать у людей разных культур; - обсудить процесс формирования культуры.
Ход занятия: • В начале занятия предлагается игра «Эбигейль». Классу рассказывается история, где с некоторой иронией говорится о сложных взаимоотношениях между возлюбленными. Каждому предлагается провести ранжирование, кто из участников истории повел себя в ней более достойно. Далее происходит деление класса на группы. Лучше, если учащиеся поделятся сами, но группы должны быть более или менее равными. Каждая группа должна прийти к единому мнению и провести свое ранжирование героев истории, при этом каждый лично должен помнить, что свое ранжирование он сделал сам и постараться, чтобы его мнение учли, услышали и поняли. Даже если в группах будут друзья, которые вроде хорошо знают друг друга, каждый поймет и додумает историю по-своему, увидит героев и антигероев со стороны своих ценностей, поэтому вряд ли в группах будет вялое обсуждение. В группах начнется столкновение культурных принципов и ценностей участников по поводу предложенной ситуации. Сложность может возникнуть в другом: группа не сможет прийти к единому мнению и скажет, что «Все хороши!..» или определит место героя на основе выявления среднего арифметического из положений, предложенных участниками группы. В этом случае учитель должен обратить внимание на то насколько я как личность легко отказался от своих культурных ценностей, убеждений, здесь в игре, могу ли я так легко отказаться от них в жизни.
|