Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вводное занятие






Цели:

- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

- повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Предварительная подготовка:

- обеспечить всех учеников раздаточным материалом к «Бинго» и приз для победителя;

- подготовить лист ватмана и фломастеры для классной работы, а также бумагу для работы в группе;

- подготовить необходимые для упражнений бланки.

Ход занятия:

I. Представление

 

1. Ведущий (тренер) представляется и, возможно, разъясняет основные цели занятия.

2. Представление членов группы может состояться следующим образом. В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя, при этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего знакомого, литературного героя и т.д. Предоставляется полная свобода выбора. Имя на визитке пишется разборчиво. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам.

Упражнение «Снежный ком»

Участники игры сидят по кругу. Первым называет свое имя ведущий. Затем сидящий слева (или справа) от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

Процедуру можно повторить с той лишь разницей, что к имени каждого участника будет прибавляться определение, начинающееся с первой буквы в имени. Например: Дмитрий – доброжелательный. Определение называет сам участник.

Упражнение «Пожелания на тренинг»

Участники сидят в кругу. Первый участник (он может быть любым из круга) встает, подходит к любому, протягивает руку для рукопожатия и говорит пожелание на предстоящий тренинг. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подходит к следующему и так далее до тех пор, пока каждый не получит пожелание.

II. Принятие правил работы в группе

 

Данные правила должны способствовать созданию комфортной и безопасной обстановки в группе, их следует придерживаться на протяжении всего тренинга.

Выделяют базовые правила групповой работы:

w Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц.

w Принцип добровольного участия в группе. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях (ведущий должен их оградить от возможного давления со стороны группы), заранее объявив о своем решении ведущему и всем участникам.

w Доброжелательная, открытая атмосфера. Не допустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу. Члены группы могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки поведению и высказываниям друг друга.

Базовые правила группа может дополнить своими. Для этого используется прием «мозговой штурм». В зависимости от группы (как вариант) ей можно предложить:

а) изложить правила работы схематично, используя символы и знаки, в рисунках;

б) изложить правила групповой работы в стихотворной форме или

в) пояснить свое понимание правил в заранее написанной заготовке. Примером может служить следующая заготовка.

1. Если решился на тренинг прийти,

Дойди до конца, смотри не уйди.

Участие ведущего в работе группы в течение всего времени желательно. Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

2. Искренним в общении будь.

Не лицемерь, а выражай яснее суть.

Не хочешь данную проблему обсуждать,

Не лги, ведь есть возможность промолчать!

Группа – это то место, где вы можете искренне рассказать о том, что вас действительно волнует, интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.

3. Ты вправе группе «стоп» сказать,

Проблему вслух не обсуждать.

Право каждого члена группы сказать «стоп» - прекратить обсуждение его проблем. Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что, то или иное упражнение может доставить вам психологический дискомфорт, воспользуйтесь этим принципом.

4. Активным будь в игре и обсуждении,

Проблемы все решишь здесь без сомнения.

Вам необходимо быть активными при обсуждении игр и упражнений, а также проблемных ситуаций. Проигрывать ролевые ситуации, предложенные в ходе тренинга.

5. О чем здесь услышишь, не разглашай,

Проблемы вне группы не обсуждай.

Это одно из этических правил работы группы. Лучше все проблемы обсуждать непосредственно на занятии.

6. Лишь от себя всегда говори,

От обсуждения не уходи.

«Я чувствую», «думаю», «мне кажется так» -

Ведь это все сложно, отнюдь не пустяк.

Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «Все так думают», «Большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю…», «Я чувствую…», «Мне кажется…».

7. Каждый имеет право на мнение свое,

Не оценивай, не критикуй никого.

Нельзя критиковать других, нужно признавать право каждого на высказывание своего мнения. Давайте в группе учиться понимать других, чувствовать, что человек хочет сказать, какой смысл он вкладывает в высказывание.

III. Знакомство

Упражнение «Узнайте друг о друге»

Все участники делятся на команды. Задача команд: задать такие вопросы членам других команд, чтобы как можно больше узнать о них. Можно предложить несколько вариантов данного упражнения.

 

1. «Бинго». Команда получает опросный лист, куда участники всех команд вписывают свои имена под вопросами, на которые отвечают положительно. На этом этапе побеждает та команда, которая за определенное время соберет больше информации.

На втором этапе информация систематизируется и составляется «паспорт» группы или портрет каждого из участников. Можно зачитать характеристики некоторых членов группы, а остальные участники пусть попытаются угадать, о ком идет речь.

Опросный лист «Бинго»

У кого голубые глаза? Кто умеет вкусно готовить? Кто ежедневно читает газеты? Кто любит мороженое?    
Кто любит проводить отдых на природе? У кого дома есть собака? Кто предпочитает читать книги, чем смотреть телевизор? У кого есть братья и сестры?  
Кто любит петь песни? Кто любит смотреть мультфильмы? У кого есть кошка? Кто умеет играть на музыкальном инструменте?  
Кто умеет доить корову? Кто любит танцевать? Кто родился зимой? Кто купался в Черном море?    

Вопросы могут быть самые разные, но их количество должно быть ограничено исходя из времени, отведенного на упражнение.

 

2. «Корреспондентский марафон». Участникам упражнения предлагаются некоторые темы для разработки: любимый цвет, музыка, спорт, жанры кинофильмов, любимые животные, растения, мечта, будущая профессия, положительные человеческие качества, неприятные человеческие качества, хобби и т.д. Тем должно быть столько, сколько участников в группе. Темы могут быть заранее заготовлены ведущим, или предложены группой в ходе обсуждения.

Каждому участнику предлагается на некоторое время стать корреспондентом и взять интервью на какую-либо тему у всех участников игры. Для этого каждому предлагается выбрать для себя тему.

Члены группы вписывают выбранную тему в свою карточку в строку «Моя тема», затем подходят к каждому участнику, задают вопрос по теме, записывают ответ в бланк.

Образец бланка

Моя тема: _________________________

Имена участников: Ответ на вопрос:

1.……………… _______________________

2………………. _______________________

и т.д.

На втором этапе участники усаживаются в круг и начинают передавать полученные опросники по часовой стрелке, одновременно выписывая сведения о конкретном члене группы в специальную карточку. В итоге получается портреты каждого участника.

Примерный образец карточки

Имя участника____________________

Список тем (перечисляются темы 1 этапа)

1. Любимый цвет

2. Музыка

3. Спорт

и т.д.

На первый взгляд – чисто механическая работа, но на самом деле более полное знакомство с каждым участником.

На третьем этапе зачитываются краткие характеристики членов группы, а участники угадывают, о ком идет речь.

 

IV. Рефлексия

Упражнение «Групповой портрет»

Каждому выдается небольшой листок бумаги и фломастер. Каждый участник выбирает из членов группы того, кто будет его «персональным художником», т.е. будет рисовать ваш портрет (свой собственный портрет рисовать нельзя). На работу должно уйти 3-5 минут. На портретах необходимо отразить настроение участников. На оборотной стороне листа сделайте надпись с именем того, кто на нем изображен.

Когда портреты будут готовы, составьте из них коллаж - «групповой портрет», попробуйте определить общее настроение группы, которое получилось на «групповом портрете». Проанализируйте, совпадает ли это с действительностью.

 

Анализ:

- Кого ты выбрал художником, рисующим твой портрет?

- Что ты чувствовал, когда тебя рисовали?

- Ты доволен своим портретом?

- Кто выбрал тебя художником?

- Насколько ты доволен тем портретом, который нарисовал сам?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал