Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замечания по поводу рефлексии и обратной связи






Рефлексия

 

Групповая рефлексия – это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. В результате рефлексии определяется, какие из действий группы и ее участников были эффективны, какие неудачны, стоит их использовать дальше или нет.

Рефлексия – мощный инструмент, который легко может при недостаточно профессиональном использовании стать вредным для обучающихся, отсутствие же рефлексии фактически сводит использование активных методов обучения к нулю.

Специально разработанная процедура проведения рефлексии позволяет повысить эффективность работы, при этом защищая членов группы от излишних напряжений.

Процедура проведения рефлексии:

Сформулируйте стоявшую перед группой цель. Убедитесь, что все члены группы согласны с этой формулировкой.

Составьте перечень действий группы (в чем они состояли). Вспоминая действия, воздерживайтесь от их оценки и обсуждения. Вспомните и обсудите (собственно рефлексия, или постнаблюдение,) действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогли достижению цели, а какие нет. Акцентируйте внимание на положительном. Говоря о недостатках, будьте конструктивны, концентрируйтесь на возможных путях их преодоления.

Решите, какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие желательно изменить. Составьте план изменения ситуации. Убедитесь, что за реализацию каждого пункта плана назначен ответственный (адресность рефлексии).

Организуя групповую рефлексию, опытный учитель обязательно напомнит учащимся, что цель групповой рефлексии – повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы, увеличить его возможный вклад в достижение общих целей.

Чтобы рефлексия прошла успешно, учителю необходимо обеспечить выполнение четырех ключевых условий:

- не спешить, выделить на рефлексию достаточно времени.

- ясно и полно формулировать свои ожидания относительно результатов рефлексии;

- напоминать о необходимости использовать навыки групповой работы;

- обращать внимание на положительные сдвиги в работе группы и ее членов.

Обратная связь

В условиях проведения занятий с использованием активных методов обучения очень большую роль начинает играть такой компонент занятия как «обратная связь». Остановимся подробнее на этом понятии. В английском языке есть такое понятие Feed–back, именно оно переводится на русский язык как «обратная связь». Какова сущность английского понятия. Оно происходит от двух слов: «feed» – кормить, давать пищу, «back» − возвращение.

Действительно, смысл обратной связи в том, что каждый человек, нуждается в том, чтобы его окружали другие люди, которые помогли бы ему сориентироваться в дальнейших путях его саморазвития. Любой шаг человека – изменение окружающего мира. Он так или иначе изменяет отношения между человеком и природой, между человеком и обществом, межличностные отношения. Без обратной связи других людей на поступки, которые мы совершаем, наше развитие невозможно себе представить.

Таким образом, мы видим, что конечная цель обратной связи не столько в сохранении статус-кво окружающего мира (человек, природа, общество). Это, несомненно, важно, но гораздо более важной целью, представляется, развитие человека, и создание условий для активного включения этого человека в мир.

Обратная связь – это поддержка человека со стороны окружающих его людей. Даже если результат взаимодействия был отрицательный, другие люди могут только помочь определиться этому человеку во взаимоотношениях с миром, но не могут заставить человека быть другим. Если обратная связь вызывает ступор человека, раздражение, желание оправдаться и защититься, то ее нельзя назвать, в полной мере, полноценной. Обратная связь должна помочь человеку, который ее получает!!!!!

Чтобы это удалось, человек, который хочет получить обратную связь должен быть способен

понять информацию;

готов ее принять;

готов как-то ее использовать.

 
 


 

 

           
   
 
   
 
 

 


  1. Я как один из субъектов (неважно учитель, воздействующий на группу или ученик в этой группе) совершаю определенные действия по отношению к другому субъекту.
  2. Второй субъект воспринимает эти действия, перерабатывает информацию, изменяет ее и дает определенную реакцию, которую от него я жду, как обратную связь на свои действия.
  3. человек дает мне обратную связь («возвращает пищу для ума»)
  4. происходит столкновение той информации, которую я хотел передать, и той, которую получил в ответ. Необходимо соотнести то, чего я хотел достигнуть, и то, что увидел в итоге.
  5. после того, как я соотнес свою деятельность с определенной деятельностью тех, на кого собственно она и была направлена, я корректирую свою деятельность. Обратная связь помогает мне и происходит мое саморазвитие.

Если будет западать любое из звеньев этой цепочки, то установить полноценную обратную связь, которая бы обогатила обоих субъектов, будет очень трудно. Это должны понимать оба субъекта.

Нам представляется, что стремление человека к саморазвитию, росту и улучшению являются естественными желаниями человека. Поэтому такой же естественной должна быть готовность воспринимать другого человека, искренне стараться ему помочь, поддерживать его. Значит, необходимость полноценной обратной связи при взаимодействии с другими людьми представляется тоже естественной. Взаимоподдержка в своем развитии лежит в основе толерантности, поэтому обучение толерантности невозможно без организации процесса передачи обратной связи.

Особую роль обратная связь имеет в образовательном процессе, ведь цель этого процесса развитие личности. Часто обратную связь в педагогической литературе просто включают в процесс рефлексии, это вполне правильно. Однако обратная связь могут не возникать во время рефлексии. В этом случае рефлексия малопродуктивна для каждого члена группы.

Представляется, что цель рефлексии – оценить, что происходило с человеком в ходе деятельности, какого результата удалось достигнуть. Объектом рефлексии является деятельность. Обратная связь имеет целью дать пищу для ума, т.е. не только и даже не столько рассмотреть деятельность, сколько через нее отследить, как другие меня воспринимают, и выйти на определенные изменения себя. Обратная связь нужна учителю не меньше, чем ученику. Она не может произойти в условиях, если ученик останется объектом воздействия учителя. Для обратной связи необходим ученик субъект, тогда как во время рефлексии учитель может ограничиться тем, что отследит, насколько понята та или иная информация, как ученики отреагировали на нее. Рефлексия – это наблюдение реакции на определенный стимул. Обратная реакция – это возвращение моей реакции на стимул от другого субъекта, для того, чтобы и он, и я задумались.

Хотелось бы привести некоторые рекомендации о том, как давать и как получать обратную связь для того, чтобы она была наиболее полезна для всех участников:

Как получать обратную связь:

ü слушать активно, даже если не очень приятно;

ü задавать уточняющие вопросы;

ü найти хоть что-то полезное в том, что говориться;

ü поблагодарить за обратную связь, даже если она не очень удачная;

ü сказать, что выбудете делать дальше с полученной информацией (даже если только примете во внимание);

ü собирать информацию и из других источников и потом проанализировать услышанное;

ü не принимайте все слишком близко к сердцу, но возможно Вам захочется что-то изменить в своем поведении и проанализировать результаты.

ü Всегда помните, что право принять или не принять обратную связь остается только за Вами!

Чего следует избегать.

ü блокироваться, не воспринимать информацию из-за формы, в которой она высказана;

ü действовать оборонительно (но вполне возможно, что Вам захочется защититься);

ü объясняться вместо того, чтобы слушать;

ü делать что-то параллельно (рисовать, разговаривать);

ü игнорировать или отрицать обратную связь;

ü чересчур «загружаться».

Если вы хотели бы осуществить обратную связь:

ü подумайте, способен ли человек вас услышать;

ü говорите о поведении, а не о человеке;

ü сфокусируйте свое внимание на наблюдении за поведением человека, Вашей реакцией, последствиях этого поведения, информацией, которую получатель может использовать.

Будьте осторожны:

ü избегайте оценок и ярлыков;

ü не повторяйтесь;

ü не давайте советов, если вас об этом не просят;

ü не привлекайте, не относящиеся к делу факты из прошлого;

ü думайте о том, когда вы осуществляете обратную связь - в какие-то периоды не стоит поднимать некоторые вопросы;

ü не преувеличивайте и не обобщайте (ты никогда, ты всегда);

Особенно подумайте перед тем, как критиковать человека:

ü в состоянии ли вы сейчас осуществить конструктивную критику?

ü услышат ли вас?

ü может ли человек что-то сделать с той информацией, которую вы ему даете?

ü готов ли я взять на себя часть ответственности за улучшение ситуации и помочь человеку?

ü говорю ли я о том, что происходит здесь и сейчас?

ü может быть, вместо критики сейчас человеку нужна поддержка и поощрение

 

Пять этапов обратной связи

1. Обдумывание ситуацию, ответ на вопрос, почему я хочу дать обратную связь.

2. Подача обратной связи. Передача информации.

3. Соотнесение того, что мне показалось, и того, что человек делал.

4. Запрос. Предложение по поводу того, как можно изменить ситуацию, улучшить ее.

5. Результаты. Приму я или не приму обратную связь, зависит только от меня. Результат удачной обратной связи взаимообогащение всех субъектов процесса.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал