Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы работы с группой
1. Предоставление детям полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых участникам. Следует рассказать о том, что может происходить в группе. В идеале желательно, чтобы каждый участник дал согласие на свое участие в уроке-тренинге. 2. Договор о конфиденциальности. Все о чем говориться в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Такое, казалось бы, простое правило очень сильно способствует созданию атмосферы доверительности, безопасности и самораскрытия. Полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно, но если участник группы потребует табу на ту или иную информацию, он должен быть уверен, что информация останется в группе. С другой стороны, каждый имеет право на молчание и может открыться ровно настолько, насколько он пожелает. 3. Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы. В группе недопустима физическая или вербальная агрессия. Ведущий должен стать гарантом безопасности всех участников группы. Участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга. Ученики должны понимать, что они могут задать вопрос учителю в том случае, когда никто из членов группы не знает ответ, и все хотят его узнать. На основе этих принципов вырабатываются правила работы в микрогруппе и во всем коллективе. Следует помнить, что эффективность и слаженность работы группы напрямую зависит от умения ведущего давать четкие недвусмысленные инструкции работы, понятные всем участникам группы. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. Кроме вопросов по теме занятия можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии: «Что вы сейчас чувствуете?», «Какими мыслями хотелось бы вам поделиться с группой?», «Что вас сегодня удивило?». Работа «здесь и сейчас» с непосредственными чувствами приводит к тому, что постепенно ученики привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слушать и слышать, что развивает эмпатию, основу психологии толерантности. Важным условием создания атмосферы сотрудничества является вопрос формирования учебных групп. Хотелось бы привести некоторые рекомендации предлагаемые С. Дьячковой[2].
Можно предложить ребятам объединиться в группы так, как им захочется, можно провести жеребьевку, а можно составить список каждой группы заранее. В зависимости от целей будущей работы учитель может выбрать любой из этих способов, но вот некоторые правила, соблюдение которых не даст распасться атмосфере сотрудничества в классе и увеличит КПД занятий. Количество человек в группе должно быть 3-7. Если группа слишком большая, ей трудно работать и в ней сложно всем проявиться; маленькая группа обедняет обсуждение. И однородные и разнородные группы могут оказаться полезными. Объединение самых разнородных учеников – мальчиков и девочек; более сильных и более слабых учеников, более активных и более спокойных – позволяет расширить социальный опыт ребят. В то же время в группах, где объединены ребята, схожие по способностям и уровню успеваемости, легче проявить себя «середнячкам», тихим ребятам. Желательно, чтобы в группе было как минимум два человека, в чем-то отличающихся друг от друга (два мальчика среди девчонок, два друга среди членов другой дружеской компании). Оказавшись в одиночестве, человек, отличающийся от остальных членов группы, может остаться в изоляции. Выработайте правила работы в малых группах и старайтесь им следовать. Группа работает вместе, но за знания, которые получит в группе ученик, отвечает каждый самостоятельно. Для того чтобы работа в малых группах была более организованной, и чтобы пребывание в них было для ребят более полезным можно следовать следующему алгоритму.
|