Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И Киевская Русь 2 страница
Отсутствие централизации отрицательно сказалось на внутренней жизни славян. Участились столкновения между различными славянскими этническими группами. Выход из междоусобных конфликтов виделся в приглашении нейтрального лица (традиция приглашения князей получила широкое распространение в удельный период). Датский конунг Рерик Ютландский (в рус. летописях - Рюрик) являлся выдающимся деятелем своей эпохи и хорошо известен по скандинавским источникам. Он прославился своими военными экспедициями на Британские острова, но как противник шведов вполне подходил на роль умиротворителя. По " Повести временных лет" Рюрика сопровождали его братья Синеус и Трувор. Подобные сведения, скорее всего, стали результатом неправильного перевода фразы Рюрик " со своим домом и дружиной". Учитывая запаздывание дат " Повести временных лет" по сравнению с византийской хронологией, " призвание варягов" состоялось не в 862 г., а на 6 - 7 лет раньше. Нельзя исключить, что " легенда о призвании" вуалировала насильственный захват власти скандинавами, так как появление Рюрика не всеми было встречено благожелательно (восстание во главе с Вадимом против варягов). Отсутствовало единство и среди норманнов. Рюрика покинули два его сподвижника Аскольд и Дир, которым удалось стать правителями Киева и в 866 г. по " Повести временных лет" (860 г. по византийским источникам) совершить поход на Византию. В русской трактовке экспедиция протекала удачно и завершилась заключением договора. Византийский хронист напротив писал о потере русскими почти всего флота. Независимо от результатов похода торговый " Путь из Варяг в Греки" полноценно функционировал и контроль за ним приносил доходы Аскольду и Диру. Рерик Ютландский (Рюрик) лично был заинтересован в развитие норманнских успехов на Британских островах и не стремился к установлению своей власти на всем протяжении варяжского торгового пути. Эту задачу реализовал один из родственников Рюрика - Олег, действовавший от имени Игоря, сына Рюрика. Олег создал армию из варягов, славян, финнов и угров и начал продвижение на юг, захватив в 882 году по “Повести временных лет” Киев. В отличие от его предшественников (Аскольда и Дира) Олега интересовали не только контроль за торговыми путями и дерзкие грабительские набеги. Варяжский военачальник стал активно подчинять близлежащие славянские племена (древлян, северян, радимичей), вступив в соперничество за Приднепровье с Хазарским каганатом. Он впервые объединил в стабильную систему север и юг восточнославянских земель, поэтому дату захвата Олегом Киева - 882 (876-877) год можно считать датой возникновения Киевской Руси. При Олеге начал осуществляться регулярный сбор дани и были заложены основы административной и законодательной систем (упоминание в тексте договора Руси и Византии Русского закона). Овладев славянским участком “Пути из Варяг в Греки”, варяги были теперь не удовлетворены условиями торговли с Византией. В связи с этим, а также в надежде получить богатую добычу, в 911 (907 г.) году Олег повел свои дружины на Константинополь. Угроза осады столицы и заинтересованность в поступлении товаров из славянских земель вынудили византийцев пойти на заключение с Олегом полномасштабного договора об условиях торговли между русскими и “греками”, о ее инфраструктуре (порты, складские помещения, ввозные пошлины и т.д.), решении спорных ситуаций и наказания правонарушений. Подписав договор 911 г. Византийская сторона признавала факт появления на территории Восточной Европы нового военно-политического образования - Киевской Руси. Таким образом, к концу жизни (912 г.) Олег добился заметных успехов на поприще создания русского государства. В 912 г. киевским князем стал Игорь, правивший до 945 г. К сожалению, в источниках существует серьезный “пробел” и что происходило в русских землях в 10 - 30 гг. X в. почти не известно. Вступив на престол, Игорь столкнулся с необходимостью снова подтвердить свой статус князя, так как древляне отказались платить ему дань. Киевский правитель военной силой заставил подчиниться древлян, а его воевода Свенельд захватил земли угличей. Возможно, что в последующие два десятилетия Игорь занимался покорением славянских и финно-угорских племен на севере, а также мог участвовать в военных операциях викингов в Северной Европе. Игорь стремился развить успехи Олега и обратил свое внимание на каспийский регион. В 914 и 943 гг. варяжские дружины во главе со Свенельдом совершили набеги на южное побережье Каспийского моря. К 915 году относиться первое упоминание в русских источниках печенегов, которые заняли причерноморские и приазовские степи. Игорю удалось избежать военного конфликта с кочевниками с помощью мирного соглашения. Но главное место во внешней политике киевского государства, по-прежнему, занимали отношения с Византией. В 941 году русские предприняли неудачный поход на Византию. Большая часть русского флота была сожжена греческим огнем, а киевская армия была несколько раз разбита на суше. Учитывая допущенные ошибки, и, хорошо подготовившись (были наняты варяги; в качестве союзников выступали печенеги), через несколько лет, в 944 году, Игорь выступил в новый поход. Византийцы предпочли откупиться дарами и после длительных переговоров подписали новый договор (944 г./945 г.). По договору 945 г. русский князь должен был всех посланных от себя в Константинополь снабжать грамотами, в которых указывать количество кораблей. Прибывших без грамот византийские власти задерживали, им не гарантировалась жизнь и сохранность имущества. По прибытии в Константинополь русские послы и купцы обязаны были зарегистрироваться и жить на подворье монастыря Святого Мамы. В город русских впускали группами по 50 человек в сопровождении императорских чиновников, которые являлись посредниками между русскими и византийцами и следили за торговыми сделками. Каждая покупка подвергалась контролю. Так парчовой материи можно было приобрести (и вывести за пределы Византийской империи) не более чем на 50 золотых. Приехавшим из Руси запрещалось задерживаться в Константинополе на зиму, на все переговоры и сделки отпускалось около шести месяцев. Русские имели право на содержание за счет византийского правительства и на бесплатное пользование правительственными банями. Послы получали “слебное”, гости - “месячину” (хлеб, вино, мясо, рыбу, фрукты), а на обратном пути их должны были обеспечивать продовольствием и судовой снастью (якоря, канаты, паруса). В случае правовых конфликтов, представители Киевского государства судились по закону русскому. Договор 945 г. отражал децентрализованную структуру государственной власти в Киевской Руси, так как заключался не только от имени “князя великого русского”, но и “всех светлых и великих князей”, которые были “под рукой его”. По-видимому, в их лице выступали ближайшие родственники великого князя (рядом с послами Игоря перечисляются “общие послы” от его жены Ольги, сына Святослава, двух племянников) и правители покоренных славянских и финно-угорских союзов, каким был древлянский “князь” Мал. Закончившийся подписанием договора с Византией поход, не мог удовлетворить Игоря. Необходимо было рассчитаться с наемниками - варягами и печенегами. Поэтому в 945 году киевский князь (вопреки существующим нормам сбора дани) повел свою дружину в земли древлян, которые уже выплатили свою дань Свенельду (воевода обладал приоритетным правом сбора дани с древлян). Итоги этой акции оказались плачевны для Игоря: большая часть его окружения и сам князь были обвинены в жадности и жестоко убиты. Так как наследнику престола, сыну Игоря - Святославу было не более 4 лет, власть перешла к княгине Ольге. Она княжила с 945 по 957 гг. и была канонизирована русской православной церковью, так как первой из киевских правителей стала христианкой. Видимо, поэтому летописцы, которые, как правило, были монахами, рисуют образ Ольги как мудрой и доброй правительницы, даже если ее действия не всегда сочетались с христианской моралью. В “Повести временных лет” имеется легендарное предание о жестоком наказании Ольгой древлян (убийство послов и сватов, разрушение древлянской столицы г. Искоростень). Источник не случайно акцентирует внимание на этих событиях. Речь идет не только о мести, скорее здесь подразумевалось возмездие за покушение на государственную власть. В тоже время хорошо видно, что власть киевских князей и в середине X века держалась не на традиции, а на военной силе и авторитете князя, иначе древлянский князь Мал не рискнул бы предложить Ольге стать его женой. Понимая это, Ольга решила реформировать отношения с данниками, чтобы избежать в будущем конфликтных ситуаций внутри государства. Размер дани взимаемой со славянских и неславянских племен был строго определен, устанавливались срок и место сбора дани, а также прерогативы княжеской администрации. Был сделан очередной шаг к созданию централизованной податной системы. В 957 году Ольга совершила поездку в Константинополь. Русские летописи приукрасили прием Ольги в столице Византии. Сведения о том, что император Константин Багрянородный был поражен красотой русской княгини и предложил ей выйти замуж носят явно легендарный характер. Ольга была в преклонном возрасте, к тому же сам император в своих сочинениях довольно сдержано описывал приезд киевской княгини. Главным итогом поездки стало крещение Ольги (она получила христианское имя Елена). Но несомненно, что визит русской правительницы в сопровождении многочисленной свиты в Константинополь и приобщение Ольги к христианству сыграли важную роль в развитии отношений Руси и Византии. В том же году Ольга передала бразды правления своему 16-летнему сыну Святославу - одному из самых ярких представителей киевской династии (годы правления 957 - 972). В отличие от Ольги он всю жизнь оставался убежденным язычником и главную цель своей деятельности Святослав видел в создании обширной империи в Восточной Европе. При Святославе впервые была предпринята попытка установления контроля за волжским торговым путем и приазовским регионом, что привело к очередному столкновению Руси и Хазарии. Формально Киев входил в число вассалов Хазарского каганата, что выражалось в выплате дани. Но реально в отношениях с Византией и другими соседями Русь все чаще выступала в качестве самостоятельного субъекта. Для слабеющего Хазарского каганата быстрое развитие Киевского государства становилось главной внешнеполитической проблемой. Правители Руси не только подчинили себе славянские племена, ранее платившие дань хазарам, но и стремились перехватить пальму первенства в военно-политической и экономической жизни Восточной Европы. Первые походы Святослава призваны были обеспечить безопасность тылов. В начале 60-х гг. X в. русские нанесли поражение печенегам и присоединили вятичей, данников Хазарии. В 965 г. дружина Святослава разгромила зависимую от Хазарского каганата Волжско-Камскую Булгарию. В том же году киевскими войсками были разрушены Итиль и Саркел - крупнейшие политические и торговые центры Хазарии, после чего каганат прекратил свое существование. Составленная из варягов, славян и угров армия Святослава прошла по Северному Кавказу, подчинив яссов (осетин) вышла к Азовскому морю, где власть киевского правителя признала Тмутаракань. Таким образом, Русское государство, возглавляемое потомками варяжской элиты в середине X в. было близко к установлению военной и торговой монополии на востоке Европы. Данные успехи русских не могли не обеспокоить Константинополь, особенно учитывая тот факт, что в Крыму располагались византийские владения. К тому же император Никита II Фока вынужден был вести затяжную войну против Дунайской Болгарии. Поэтому через главного магистрата г. Херсонеса Калокира Святославу был предложен союз с Византией против болгар. Интерес русского правителя к Балканам был “подогрет” солидным денежным задатком в 1500 фунтов золотом. В 967 г., так и не установив полного контроля над Северным Кавказом и Поволжьем, Святослав во главе 50 тысячной киевской армии и 16 тысячного греческого корпуса вторгся в Болгарию. К осени северная часть Болгарии была в руках русских, в Переяславце расположился штаб Святослава. Болгарский царь обратился за помощью к печенегам, которые в отсутствии Святослава осадили Киев. Поэтому русский князь летом 896 г. оставив в Переяславце значительную часть армии, выступил с дружиной к Киеву. Под г. Родня южнее Киева печенеги были наголову разбиты. Пребывание Святослава в Киеве было омрачено смертью Ольги. Князю пришлось определить кому из сыновей передать власть. В Киеве был посажен Ярополк, Олег назначен князем в г. Искоростень в древлянской земле, а младший Владимир - в Новгород. Тем временем обстановка на Балканах резко изменилась. Вернувшейся из Киева Святослав столкнулся с союзной армией болгар и византийцев. Однако и здесь ему сопутствовала удача: греки потерпели поражение и оставили столицу Болгарии Преславу, а Святославу удалось пленить болгарского царя Бориса с семьей. Вскоре в Константинополе, совершив переворот, пришел к власти решительный Иоанн Цимисхий. Но и он не смог сразу изменить течение войны. После того как русские заняли Доростол и Филиппополь византийцы весной 970 г. пошли на подписание мира в Андрианополе. Однако осенью того же года Цимисхий нанес русским ряд ощутимых поражений и осадил в г. Доростол Святослава с дружиной. После двухмесячной осады в июне 971 г. русский правитель пошел на подписание мира. Русские отказывались от притязаний на Болгарию и Крым, а так же давали обязательство не начинать войн с Византией. На этих условиях киевской дружине было разрешено покинуть Доростол с оружием. По пути домой весной 972 г. войска Святослава подверглись нападению печенегов у нижнеднепровских порогов и большая часть русских воинов, включая и Святослава, погибли. С его смертью прекратились попытки превращения Киевской Руси в империю. Княживший в Киеве Ярополк (972 - 980 гг.) тесно связанный с христианской общиной Киева был человеком кроткого нрава и легко поддавался влиянию окружающих его людей. Видную роль при Ярополке играл глава дружины Свенельд, политический и военный авторитет которого на фоне “слабого” князя возрос настолько, что он смог уговорить Ярополка начать войну против брата Олега. Поводом послужило убийство Олегом на охоте сына Свенельда - Люта. Между тем помимо мести, главной целью для Свенельда являлось возвращение себе права сбора дани у древлян, т.е. фактической автономии от княжеской власти. При столкновение киевской и древлянской армий Олег погиб и это стало сигналом для другого Святославича, княжившего в Новгороде Владимира. Вместе со своим окружением он бежал в Скандинавию, где находился более двух лет. Ярополк временно стал единоличным правителем в государстве. Он хотя и раскаивался в том, что начал войну против брата и даже отстранил Свенельда от участия в государственных делах (после 977 г. Свенельд не упоминается в летописях), но выслал своих наместников в Новгород, показав тем самым, что его вполне удовлетворяет отсутствие Владимира на Руси. В 979 г. Владимир вернулся в Новгород с боеспособной варяжской дружиной и твердым намерением отомстить за смерть брата и захватить киевский престол. В следующем году севернее Любеча на берегу Днепра варяги Владимира разбили дружину Ярополка и заставил его укрыться сначала в Киеве, а затем в крепости Родня. Фактически Ярополк остался без поддержки, так как языческое население Киева сочувствовало Владимиру, поэтому он с надеждой откликнулся на предложение брата достичь мира. Однако появившийся в лагере Владимира Ярополк был вскоре убит варягами. Вряд ли убийство князя произошло без ведома Владимира. Последний понимал, что миролюбивый Ярополк мог согласиться на многое, однако киевский престол в любом случае должен был остаться за ним. К тому же жена Ярополка забеременела и при рождения сына, путь к общерусской власти для Владимира был бы закрыт навсегда. Нельзя исключить и той возможности, что Ярополк мог обратится за поддержкой к печенегам и с учетом нейтралитета простого люда, судьбу престола опять решала бы только военная удача. Заняв престол, Владимир оказался в той же ситуации, в которой был почти сто лет назад Олег. Реально он контролировал только сам Путь из Варяг в Греки, многие славянские и угро-финские союзы отпали от Киева. Страна представляла собой мозаичную картину: большую ее часть занимали обособленные этнические группы с различными традициями и верованиями, дальние регионы развивались достаточно автономно. Объединить их могли только политическая воля князя, военная сила и единая религия. Владимир начал с укрепления личного авторитета. Прежде всего, он выдворил из Киева наиболее буйную часть варягов, которые ежедневно взимали по 2 гривны с каждого жителя столицы. Бывших сподвижников князя, отправленных в Константинополь, сопровождало тайное послание к византийскому императору с просьбой: “... не позволяйте ни одному из них вернуться”. Из оставшихся наиболее лояльных ему скандинавов, Владимир сформировал княжескую администрацию, раздав им в управление города и территории. Активность внешней политики Владимира в начале 80-х гг. X в. обуславливалась и необходимостью поднять внешнеполитический авторитет государства, пошатнувшийся после неудачной войны Святослава с Византией. В 981 г. русские нанесли поражение полякам, захватив Перемышль, Червень и ряд польских городов (т.н. Червонная или Красная Русь). Вслед за этим Владимир покорил вятичей и радимичей, отказавшихся платить дань Киеву, а затем разбил в верховьях Немана ятвягов. Следующим шагом киевский правитель попытался вернуть контроль за волжской торговлей. Для этого необходимо было завоевать Волжско-Камскую Булгарию. В качестве союзников русских выступали кочевники торки (огузы). Несмотря на ряд побед, окончательно подчинить булгар не удалось, поэтому кампания закончилась подписанием мирного договора (985 г.) Владимир настойчиво искал пути централизации государства с помощью единой религиозной доктрины. Опыт с утверждением в качестве общегосударственного культа Перуна (980 г.) оказался неудачен. Поэтому киевский князь обратил свое внимание на наиболее влиятельные и нейтральные для жителей Киевской Руси мировые религии. Выбор византийского христианства определялся на наш взгляд рядом обстоятельств. Во-первых, поочередно были отвергнуты ислам, иудаизм и римское христианство. Ограничения в исламе противоречили традиции русских пиров игравших важную роль в управлении государством. Иудаизм был отвергнут как религия государства поверженного русскими (Хазарский каганат). В западном христианстве служба велась на латыни, на латыни же писались и все религиозные тексты. Восточная церковь наоборот допускала службу на родном языке. Кроме того, на послов Владимира произвела неизгладимое впечатление посещение собора св. Софии в Константинополе. Во-вторых, Владимир не мог пренебречь фактом существования христианских общин в Киеве и других русских городах. Нельзя забывать и том, что христианами были Ольга, которая, как характеризует ее “Повесть временных лет” “была мудрее других” и Ярополк. В-третьих, крещению, как известно, сопутствовали тесные политические связи Руси с Византией. Во второй половине 80-х гг. X в. в Византии развернулась острая борьба за императорский престол. В начале 988 г. император Василий II вынужден был обратиться к Руси за помощью против мятежного аристократа Варды Фоки. Прибывшие в Киев византийские послы обещали Владимиру, что сестра Василия II принцесса Анна выйдет замуж за киевского правителя, а Русь получит епископа для создания самостоятельной епархии. Владимир посчитал условия довольно привлекательными и направил в Константинополь отряд варягов, с помощью которых Василий II смог одолеть оппозицию. Однако император не торопился с выполнением своих обязательств. Только захват русскими Херсонесса (Корсуня) - византийской крепости в Крыму, вынудил Константинополь соблюсти условия договора и в 989 г. Владимир крестился в Херсонессе. Христианизация Руси, ставшая важной частью государственной политики, носила затяжной (не менее двух столетий) и зачастую насильственный характер. Однако надо признать, что к концу своего правления Владимир добился значительных успехов на этом поприще. Сформировалось 7 епархий: Новгородская, Черниговская, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Туровская, Белгородская и Ростовская. Чуть позже, в 1037 г., в Киев прибыл первый митрополит. В крупных городах разворачивалось храмовое строительство. Законодательно был обеспечен сбор церковной десятины. Несомненно, что принятие христианства имело важное значение для истории и культуры России. После крещения Владимир не вел широкомасштабных войн, за исключением столкновения с галицкими хорватами. Это объяснялось не столько миролюбивостью крещенного князя, а той угрозой, которую таили в себе печенеги, совершавшие постоянные набеги на Русь (992, 995 и 997 гг.). Так, например, в 997 г. когда князь направился в Новгород собирать войска, как печенежская конница появилась под Киевом и осадила столицу. Только самоотверженная оборона киевлян в отсутствии дружины не позволила печенегам добиться успеха. В последние годы княжения Владимира большую роль в решении конкретных политических задач играли его сыновья. По примеру отца киевский князь сделал своих сыновей наместниками: Ярослава в Новгороде, Святополка в Турове, Бориса в Ростове, Глеба в Муроме, Святослава в древлянской земле, Изяслава в Полоцке, Мстислава в Тмутаракани. Резко возросшие расходы на содержание княжеской администрации, армии и церкви вызвали увеличение размеров дани и спровоцировали ряд конфликтов внутри правящего дома Рюриковичей. Наиболее ярко эти процессы характеризуют разногласия между Киевом и Новгородом. С Новгорода ежегодно собиралась дань в размере 3 тысячей гривен, из которых 2 тысячи отправлялись в столицу. К тому же, население Новгорода не могло смириться с потерей своего влияния в государстве и второстепенной ролью после Киева. В 1014 г. Ярослав, поддерживаемый новгородцами, прекратил выплату дани. В следующем 1015 г. Владимир начал подготовку к военной экспедиции против Новгорода, но вскоре умер. Смерть спасла его от трагедии вооруженного столкновения с собственным сыном. Судя по всему, Владимир Креститель намеривался доверить управление одному из младших сыновей - Борису. Он еще при жизни отца возглавлял армию. Сторонники Бориса попытались утаить смерть Владимира от его братьев и, прежде всего Святополка. Тайно ночью тело было вынесено из дворца и погребено в каменной гробнице под половицами Десятинной церквей. Но долго скрывать смерть Владимира не удалось и Святополк провозгласил себя киевским князем. Борис возвращался из похода против печенегов, когда на берегу р. Альты узнал об узурпации престола Святополком. Летопись повествует, что дружина уговаривала Бориса выступить против брата, но тот отказался, ожидая послов от Святополка. В политике недальновидность наказывается жестоко. Борис и другой брат Глеб были убиты, пытавшийся сбежать в Венгрию Святослав был перехвачен по дороге. Изяслав Полоцкий подчинился, а Мстислав Тмутараканский пока не видел для себя угрозы из-за дальности расстояния. Единственным кто открыто выступил против Святополка был Ярослав. Борьба между братьями отчасти отражала соперничество между Новгородом и Киевом за гегемонию. И Ярослав, и Святополк использовали наемников, первый - варягов, второй - печенегов. В битве на берегах Днепра у г. Любеча в 1016 г. варяги и новгородцы разбили объединенное войско киевлян и печенегов. Святослав бежал к своему зятю польскому королю Болеславу Храброму. Армия Болеслава считалась одной из лучшей в Европе, в ее составе были немецкие и венгерские наемные части, к которым примкнули печенеги. Противостоять такой армии Ярослав не мог и в битве на р. Буг в 1018 г. он потерпел сокрушительное поражение. Страх Ярослава перед польским королем был так велик, что, даже достигнув Новгорода, он собирался бежать дальше, на родину своих предков в Скандинавию. Новгородцы понимали, что Ярослав их единственная надежда и, что Святополк несомненно отомстит за мятеж. Поэтому новгородское вече собрало деньги (4 куна с мужа, по 10 гривен со старост и по 189 гривен с бояр) и наняло новую варяжскую дружину. К счастью для Ярослава его противники поссорились. Болеслав Храбрый расположил свои части в городах недалеко от Киева. Святополк стал тяготиться опекой тестя. По его приказу часть поляков была перебита, но сам король Болеслав Храбрый с трудом смог спастись. В 1019 г. на берегу р. Альт, там где был убит Борис, сошлись армии Ярослава и Святополка. Традиционно считается, что это была одна из самых кровопролитных битв в истории Киевской Руси. Побежденный Святополк бежал в Богемию, где и умер. Ярослав не долго почивал на лаврах победителя. Его новым противником стал другой брат Мстислав Тмутараканский. Кроме того из-за голода в северо-восточных районах Руси начались мятежи, носившие к тому же антихристианский характер. Языческие традиции были еще крепки, особенно у сельского населения, поэтому лидерами восстаний стали языческие волхвы. Ярослав смог подавить мятежи. А для избежания их рецидива в Волжской Булгарии закупили хлеб, который княжеские чиновники раздавали голодным. В 1022 г. Мстислав во главе армии из хазаров, косогов (адыгейцев и черкесов) и яссов (осетин) занял Чернигов. В панике Ярослав бежал в Новгород и обратился за помощью к скандинавам. Конунг Хакон Слепой (Якун русских летописей) привел новых норманских воинов. В 1024 г. при Листвене под Черниговым Мстислав одержал победу. Ярослав и Хакон вынуждены были снова ретироваться в Новгород. Между братьями начались переговоры. Мстислав в поисках компромисса признал старшинство Ярослава, но получил все земли к востоку от Днепра, за исключением Полоцкого княжества. Своей столицей тмутараканский князь сделал г. Чернигов. Ярослав же обосновался в Новгороде. Он наградил новгородцев за поддержку, издав специальный закон, текст которого не сохранился. Однако в “Русской правде” провозглашалось равенство виры киевлян и новгородцев, для последних это несомненная привилегия. Киев временно утратил свое господствующее положение в русской политике, что вызвало изменения и в направлениях транзитной торговли. Теперь европейские товары шли не вниз по Днепру в Константинополь, а в азовский регион - Тмутаракань, а оттуда через Северный Кавказ на Каспий. Союзный характер отношений Ярослава и Мстислава подчеркивали совместные военные действия против Польши, в ходе которых были вновь завоеваны червенские города. Союз не исключал и самостоятельных акций. Так в 1030 г. Ярослав воевал против финнов, ятвягов и литовцев, покорил чудь и построил на берегу Чудского озера г. Юрьев (имя Юрий Ярослав получил при крещении). В 1036 г. умер Мстислав и Ярослав наконец-то стал единовластным правителем Руси. В том же году князь с варяжской дружиной прибыл в Киев, осажденный печенегами. Под Киевом кочевники были наголову разбиты и долгое время не тревожили Русь. Утвердившийся в качестве единоличного правителя, Ярослав пережил время серьезной трансформации ценностей и приоритетов. В течение двух десятилетий своего правления он стремился сделать Киев не только политической и духовной, но и культурной столицей по образцу Константинополя. При Ярославе активно развиваются контакты русской и византийской церкви. Стремясь повысить статус русской церкви, он добился соглашения с Константинополем, по которому главой церковной иерархии на Руси стал митрополит, посвященный в сан патриархом Константинопольским. Между 1037 и 1039 гг. в Киев из Византии прибывает митрополит Феофан, епископы в других русских городах посвящались в митрополиты с учетом мнения князя. Культурно-просветительская деятельность Ярослава охватила многие стороны внутренней жизни государства. В Киеве под руководством византийских мастеров были построены несколько церквей, особым великолепием и грандиозностью из которых выделялся Софийский собор. Вслед за этим Софийская церковь (сначала деревянная, а затем каменная) украсила центр Новгорода. В Киев князем приглашались не только христианские просветители и зодчие, но и большое количество ученых-переводчиков, которые переводили с греческого на славянский религиозные тексты и исторические хроники. В киевской Софии возникли библиотека и учебный центр. Есть основания полагать, что школы для юношей появились и в других русских городах. Не только храмовое строительство изменило облик столицы. Город обнесли новой каменной стеной с Золотыми воротами, построен новый детинец и княжеские палаты. В 40-х гг. XI в. Антонием Любечаниным основан знаменитый впоследствии Киево-Печерский монастырь. В годы киевского княжения Ярослава по всей территории русского государства стали действовать нормы “Русской Правды”, вернее ее древнейшей части “Правды Ярослава”. Созданный около 1016 г. данный юридический документ, скорее всего, первоначально предназначался лишь для Новгорода и его округи и только по мере утверждения власти Ярослава приобрел общерусский характер. Во внешней политике Ярослав значительное внимание уделял расширению западных границ Киевской Руси. В 1038 и 1040 гг. он нанес поражение литовским ятвягам, а в 1041 г. совершил поход против Польши. На следующий год сын киевского князя Владимир завоевал финское племя емь, чтобы укрепить контроль Новгорода над Финским заливом. Тесные контакты с западными государствами привели к заключению между Ярославом и польским королем Казимиром союза, который скреплялся женитьбой русского правителя на сестре Казимира. В то же время резко обострились отношения между Русью и Византией. В 1042 (1041) г. в Константинополе произошел конфликт между русскими и греческими купцами, в ходе которого один из русских был убит. Использовав данные события в качестве предлога, Ярослав отправил под руководством своего сына Владимира флот и армию против Византии. В целом военная кампания протекала неблагоприятно для Киева. В Черном море буря уничтожила и рассеяла большинство русских судов. Сухопутные части во главе с воеводой Вышатой были разбиты византийцами под Варной, многие русские попали в плен. Только Владимиру с остатками флота удалось разгромить преследовавшие его греческие корабли, но это не принесло решающего успеха. Только через три года (1046 г.) Русь и Византия подписали мир. Сын Ярослава Всеволод женился на византийской принцессе. Однако прохладные отношения с Константинополем сохранялись. В 1051 г. Ярослав, используя конфликт между греческим и римским христианством, попытался добиться независимости русской церкви от Византии. Он настоял на избрании митрополитом русского епископа Иллариона, не признанного константинопольским патриархом. В то время четкая церковная иерархия не допускала такого своеволия. Вмешательство светской власти в дела церкви противоречило традициям восточного христианства, а автономия русской митрополии от византийской имела известные пределы. Возможно так же, что князь столкнулся с оппозицией и внутри страны, прежде всего в среде христианского духовенства. Поэтому уже в 1052 г. он согласился принять в качестве митрополита византийского ставленника. Судьба же Иллариона неизвестна.
|