Разгосударствление экономики
В XX в. в связи с мировыми войнами, кризисами и другими бедами роль го- сударства быстро возрастала. Возник значительный государственный сектор экономики, представляющий собой совокупность форм непосредственного уча- стия государства в производстве, распределении и обмене.
Во многих странах роль государства в экономике стала чрезмерно великой и затрудняет функционирование рынка. Это привело к появлению многих проблем, решение которых потребовало перестройки хозяйственного механизма в направ- лении полного использования стимулирующего потенциала рынка. Разгосудар- ствление стало необходимым, является общемировой тенденцией, но особенно важно в нашей стране, где экономика была огосударствлена полностью.
Перечислим важнейшие способы разгосударствления.
1. Приватизация государственной собственности, которая дает собственно- сти реального хозяина, что позволяет включить рыночные механизмы в результа- те перехода государственного имущества в частный сектор экономики.
2. Либерализация рынков, т.е. устранение барьеров, препятствующих разви- тию конкуренции, поощрение малого бизнеса, устранение монополий, свободное образование цен.
3. Оздоровление государственного сектора, т.е. распространение в нем ры- ночно-конкурентных процессов (сокращение бюджетных поступлений, отмена налоговых льгот, отказ от списания кредитной задолженности и т.д.).
4. Создание смешанных предприятий, где доля государства в акционерном капитале ниже 100%.
Разгосударствление проходит успешно, если носит демократический харак- тер и от нее получает выгоды все население, а не только правящая элита.
Поскольку приватизация является важнейшим элементом преобразований при переходе к рынку, то важно отметить два основных подхода к решению этой проблемы: бесплатная и платная приватизация.
Бесплатная приватизация реализуется путем безвозмездного наделения государством граждан частью общественного имущества, например, путем выда- чи им приватизационных чеков - «ваучеров». Сторонники этой модели привати- зации считали, что она сделает всех граждан собственниками, хозяевами, что уси- лит стимулы к повышению эффективности производства. Противники, напротив, указывали на то, что все бесплатно доставшееся не ценится, быстро разбазарива- ется, да и разделить имущество справедливо невозможно.
Платная приватизация предполагает переход государственной собствен- ности в частные руки путем продажи на аукционах за деньги Предполагается, что вначале предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Сторонники этой модели приватизации считают, что только таким образом появятся эффективные собственники, а государство получит дополнительные бюджетные доходы. Противники указывают на отсутствие денег у широких слоев населения, чтобы выкупать государственную собственность. Следовательно, та- кая приватизация усилит социальное расслоение общества; собственность скон- центрирует богатый класс людей.
На практике возможно сочетание бесплатной и платной приватизации, на- пример, так было в России.
Приватизация в России имела следующие особенности. Во-первых, она была «обвальной», т.е. проведена за короткий срок. За 2-3 года 75% государственных предприятий перешли в частную собственность. Это имело ряд отрицательных последствий: возникло множество монополий, уско- ривших инфляцию; государство не смогло направить приватизацию на пользу всему обществу; затормозился процесс реструктуризации производства.
Во-вторых, приватизация приобрела «директорский», номенклатурный ха- рактер. Новые собственники формировались главным образом из бывших чинов- ников партийно-советского аппарата, которые использовали свое командное по- ложение для захвата государственного имущества.
В-третьих, приватизация была плохо подготовлена законодательно и потому создала обширную базу для экономической преступности. Теневая экономика ох- ватила половину производства ВВП.
В-четвертых, приватизация не повысила, а понизила эффективность обще- ственного производства. Это усугубило кризис.
В-пятых, приватизация в корне изменила социальную структуру общества. С одной стороны, возникла капитализированная элита - новый господствующий класс, сочетающий две социальные роли - управленцев и бизнесменов; с другой стороны, огромная масса людей превратилась в бедняков. Средний класс оказался очень слабым.
Таким образом, в итоге приватизации в России возникли отнюдь не демо- кратический капитализм и гражданское общество, а сформировался криминально- олигархический капитализм. России пришлось заплатить за рынок дорогую цену. Страна добилась экономической свободы, но ей понадобятся большие усилия и многие годы, чтобы использовать эту экономическую свободу для создания нор- мальных условий жизни для всех граждан.
Крупномасштабная приватизация в России была неизбежной, иначе невоз- можно было создать основы рыночной экономики, характеризующейся динамиз- мом и прогрессивностью. Неэффективность государственной собственности была обусловлена ее монополизмом, отсутствием здоровой конкуренции. Требуется подлинное многообразие форм собственности, характерное для смешанной эко- номики, монополия же какой-либо одной формы недопустима. При этом следует иметь в виду, что приватизация - не единственный способ образования частного
сектора: он может и должен возникать не только на базе государственных пред- приятий, но и сам по себе.
Бесплатная приватизация не достигла официально продекларированных це- лей: формирования большого слоя частных собственников, обеспечения конку- рентной среды, повышения эффективности работы предприятий и содействия стабилизации финансов страны. В современных условиях предпочтение отдается платной приватизации, чтобы преодолеть тяжелый финансовый кризис. Перво- степенной задачей является налаживание действенного контроля за соблюдением закона о приватизации.
Наряду с этим необходимо создать эффективное управление государст- венной собственностью, которая остается значительной и от эффективности функционирования которой во многом зависит состояние национальной экономи- ки в целом. Важное значение приобретает процесс формирования крупных хозяй- ственных структур - корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп Они способны выступить надежной опорой государства в подъеме экономики, в ее прогрессивной структурной перестройке, в повышении конкурентоспособности отечественного производства. Это особенно важно для развития отраслей, выпус- кающих наукоемкую продукцию (авиация, космос, нефтехимия, средства комму- никации, вооружения).
Преобразование отношений собственности играет существенную роль, но не менее важно создать благоприятные условия для предпринимательства (эффек- тивный спрос, налоги, кредит и т.д.). Однако часть предприятий может быть де- преватизирована через процедуру банкротства или иным законным способом.
|