![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2 Структура инновационного процессаСтр 1 из 9Следующая ⇒
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ставрополь, 2013 Содержание
Лекция 1 Понятие и содержание инновационных процессов. Классификация нововведений План. 1. Основная задача инновационной деятельности предприятия. 2. Источники новации. 3. Классификация нововведений. 4. Особенности различных видов инноваций. Масштаб применения инновации.
Определений термина «инновация» в современной научной и учебной литературе достаточно много: согласно англо-русскому словарю: «Инновация» – это нововведение, новшество, изменение. в словаре «Научно-технический прогресс» «инновация» – результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм. в соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к реализуемым услугам. На практике понятия «новшество», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними и есть различия: «новшество» («новация») – это новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление (открытие); «нововведение» («инновация») – означает, что новшество используется или принято к распространению. Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в товар (новую продукцию, технологии и т. д.). Инновационная деятельность – вид деятельности предприятия по созданию, потреблению и / или реализации новшеств, которая включает в себя кроме инновационных процессов маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, комплекс технологических, управленческих, организационно-экономических мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям, а также широкий спектр работ по эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-хау и т.п. Инновационным цикл – период создания, распространения и использования нововведений. Инновационный климат – это состояние внешней среды предприятия, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели Инновационный потенциал – это мера готовности предприятия выполнить задачи, обеспечивающие достижение инновационной цели.
Инновации можно классифицировать следующим образом: 1. по уровню новизны: радикальные (пионерные, базовые, научные и т. п.); ординарные: улучшающие; модифицирующие. 2. по масштабу новизны: новые в мировом масштабе; новые в стране; новые в отрасли; новые для предприятия. 3. по предмету инновации (технологическим параметрам): продуктовые; процессные 4. по сфере деятельности (по характеру применения): технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; управленческие; рыночные; комплексные. по стимулу появления, вызванные: развитием науки и техники; потребностями производства; потребностями рынка. 6. по сфере применения: для внутреннего потребления на предприятии; для реализации; для накопления на предприятии. 7. по месту в системе предприятия: на входе предприятия; на выходе предприятия; в структуре предприятия. 8. по частоте применения: разовые (единичные); повторяющиеся (диффузные). 9. по степени интенсивности: «бум»; равномерные; слабые; массовые. 10. по преемственности: замещающие; отменяющие; открывающие; ретроинновации. 11. по эффективности: научно-техническая; экономическая; социальная; экологическая; интегральная. 12. по результативности: высокая; низкая; стабильная.
В отечественной литературе выделятся два подход к организации инновационных процессов: инновации базируются на научных знаниях и возможностях предприятия в сфере НИОКР; инновации базируются на исследованиях рыночных возможностей сбыта разрабатываемого новшества. В соответствии с классификацией инновационных процессов, которую предложил Рой Росвелл, первый рассмотренный подход к организации инновационного процесса относится кI поколению инновационных процессов (периода 1950-ых — середины 1960-х гг). Росвелл характеризует это поколение следующим образом: «Модель, которая подталкивается технологиями. Простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технологической активности производства». Второй рассмотренный подход к организации инновационного процесса, по Росвеллу, относится коII поколению инновационных процессов (периода конца 1960-х – начала 1970-х годов). Росвелл так определяет это поколение: «Та же линейно-последовательная модель, нос упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР». Рассматривая дальнейшую эволюцию инновационных процессов, Росвелл выделяет модели инновационных процессов III поколения(периода начала 1970-х – середины 1980-х годов): «Сопряженная модель. В значительной степени комбинация моделей I и II поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка». IV поколение инновационных процессов, по Росвеллу, начинаясь с середины 1980-х годов, актуально и в настоящее время. Его отличие в том, что «акцентируется внимание на параллельной деятельности интегрированных групп и внешних горизонтальных и вертикальных связях».
Лекция 2 Структура инновационного процесса План. 1. Процесс создания и использования инновации. 2. Возникновение инновационной идеи. Разработка. Реализация. 3. Этапы инновационного процесса. Инновационный потенциал. 4. Направление инновационной деятельности. Скорость осуществления инновационного процесса. Инновационным процессом называют подготовку и постепенное осуществление инновационных изменений. Результатом этого процесса является инновация как реализованное, использованное изменение. В общем виде инновационный процесс состоит из трех стадий – подготовительной, производственной и рыночной, каждая из которых содержит отдельные этапы. Подготовительная стадия. В начале инновационного процесса проводятся научно-исследовательские работы (НИР), которые можно рассматривать как научную подготовку производства. НИР выполняются в научно-исследовательских подразделениях предприятия, в научно-исследовательских институтах, научно-технических организациях промышленности, инжиниринговых компаниях, высших учебных заведениях, некоммерческих организациях персоналом высокой научной квалификации. Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные научно-исследовательские работы (НИР) – это базис всех инновационных процессов, генератор идей, источник новых знаний. Они направлены на: питание новыми идеями различных областей науки, выявление, изучение и систематизацию объективных явлений и закономерностей. Фундаментальные исследования могут быть теоретическими и поисковыми. Финансирование фундаментальных НИР осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе (по государственным научно-техническим программам) на условиях конкурса. На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные НИР, которые имеют целью: исследование областей наиболее эффективного приложения результатов фундаментальных исследований; выдвижение научно-технических идей о материализации имеющихся теоретических знаний и открытий; изучение наиболее рациональных путей использования технических решений в определенных областях, оценку их технической осуществимости, прогнозирование путей развития науки и техники и т. д. На основе прикладных исследований разрабатываются технические задания на проектирование, технические условия, инструкции, стандарты, нормативы, обеспечивающие возможности создания конкретных продуктов, изделий. При вложении средств в проведение прикладных НИР возникает риск потерь(рискоинвестиции). Прикладные исследования финансируются как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств отдельных заказчиков. Третьим этапом инновационного процесса является проведение опытно-конструкторских работ (ОКР), которые представляют собой процесс практического воплощения идеи в техническую документацию и опытный прототип нового продукта, материала, технологии. Основные этапы ОКР следующие: разработка конструкторской документации; эскизно-техническое проектирование, создание и испытание опытной установки; производство и испытание опытной партии продукции; разработка технологического регламента; определение технико-экономических показателей разрабатываемой технологии. в процессе ОКР обязательно дополняются технологическими, организационными, строительными разработками и проектами.
ОКР проводятся как в специализированных лабораториях вузов, в КБ, государственных научных центрах, отраслевых НИИ, на опытных заводах, в научно-производственных объединениях (НПО), так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций. ОКР – наиболее капиталоемкие разработки, финансирование которых примерно на 95 % осуществляется собственными средствами промышленных организаций. Инвестиции в ОКР имеют рисковый характер. Результатами инновационной деятельности, полученных на этапах НИОКР, являются новые научно-технические знания, распространение которых происходит путем трансфера знаний. Трансфер знаний осуществляется в одной из двух форм: Коммерциализация – это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу технологии в размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. Диффузия научно-технических знаний является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений. Если разработанное новшество собираются внедрять в производство на предприятии, то наступает четвертый этап инновационного процесса –подготовка производства, которая предусматривает: конструкторскую подготовку производства, целью которой является проектирование и создание опытного образца будущего новшества, его испытание и отработка принципиальных технических решений; технологическую подготовку производства, в ходе которой создается материальная база выпуска новшеств; организационную подготовку производства, которая вызвана необходимостью проведения ряда подготовительных мероприятий по перестройке производственных процессов. В подготовке производства участвуют практически все службы предприятия. При подготовке производства требуются крупные инвестиции, которые продолжают носить рисковый характер. Все вышеназванные этапы инновационного процесса называются подготовительными, в процессе которых формируют новшество (материал, изделие, технологию), его качество, технический уровень, прогрессивность. 2. Производственная стадия. Пятый этап инновационного процесса состоит в освоении производства, которое включает: запуск в производство установочной серии, проведение квалификационных испытаний изделий установочной серии, маркетинговое тестирование изделий; доработку и корректировку технологической и другой документации. На шестом этапе инновационного процесса после завершения работ по подготовке производства происходит выход предприятия на мощность и производство созданной продукции в соответствии с портфелем заказов.
Основным источником финансирования являются собственные, заемные и привлеченные средства предприятий. Если созданные новшества позволяют организовать производство новой продукции, не имеющей зарубежных аналогов или замещающей импортные товары, то государство принимает частичное участие в финансировании этих работ.
3. Рыночная стадия. Седьмой этап инновационного процесса состоит в распространении (реализации) инновации на рынке в соответствии с фазами жизненных циклов. Результат данного этапа – формирование потребительского рынка для инновации. Расходы на организацию производства и сбыта обычно намного превышают расходы на поиск решения. Восьмой этап инновационного процесса– это потребление или эксплуатация инновации заказчиком. Включает работы по сервисному обслуживанию, восстановлению и утилизации инновации. Результатом данного этапа является удовлетворение существующих потребностей и формирование новых. Полностью все указанные этапы инновационный процесс проходит, как правило, только в случае крупных качественных инновационных изменений.
|