Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 10 Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме. Закон Ставропольского края об инновационной деятельности в ставропольском крае
1. Структура инвестиционных программ. Объекты инвестиционной деятельности. Организация финансирования инвестиционной программы. Классификация источников финансирования инвестиционных программ. 2. Преимущества и недостатки лизинга. Проектное финансирование. 3. Рычаги государственного регулирования инвестиционной деятельности. Закон Ставропольского края об инновационной деятельности в Ставропольском крае.
В условиях перехода к экономике знаний наличие и реализация инновационной стратегии – необходимое условие динамичного развития как национальной экономики, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Главная функция инновационной стратегии заключается в определении основных долговременных направлений научных разработок, внедрении нововведений, обеспечении ресурсами для достижения поставленных целей. Государство гармонизирует интересы участников процесса, контролирует и регулирует инновационную деятельность. На выбор стратегии влияют достигнутый уровень общественного развития, финансовые и материально-технические ресурсы государства. Отечественные ученые различают три типа инновационной стратегии: «переноса», «заимствования» и «наращивания». Стратегия «переноса» состоит в том, что для освоения производства новой продукции за рубежом закупаются лицензии на новейшие высокоэффективные научные и производственно-технологические достижения. Это делается с целью экономии времени и средств для создания и развития собственного научно-производственного потенциала, который через определенный период времени сможет обеспечить весь инновационный цикл – от фундаментальных исследований и разработок до внедрения инноваций (стратегия Японии в послевоенные годы). Стратегия «заимствования» заключается в использовании дешевой рабочей силы для освоения выпуска продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах. Этим обеспечивается стимулирование и развитие собственного производства и научно-технического потенциала (используется в Китае и в ряде стран Юго- Восточной Азии). Стратегию «наращивания» предпочитают страны, где наряду с развитием собственного научно-технического потенциала используют достижения ученых и конструкторов других стран, в том числе для раз- работки новшеств и их внедрения в производство и в социальную сферу (США, Англия, Германия, Франция и др.). Общим для названных видов стратегий является стимулирование инновационной деятельности с целью достижения прогресса в экономике и перехода к инновационному развитию. Государственная инновационная стратегия – это объединение усилий науки, производства и образования, создание благоприятных институциональных условий для новаторов и предпринимателей, чтобы обеспечить конкурентоспособность и переход страны в число лидеров.
Инновационная стратегия предприятий Инновационная стратегия хозяйствующего субъекта (организации, компании, предприятия) вырабатывается в зависимости от задач, которые ему предстоит решать с учетом позиционирования на рынке, диверсификации или специализации деятельности, возможных конкурентных преимуществ, которые может обеспечить его инновационный потенциал. Наибольшее распространение получили: наступательная стратегия, ее цель – обеспечить лидирующую позицию на рынке, что требует высоких затрат на нововведения; оборонительная – держаться вплотную за лидером, заимствуя его новшества и внося в них некоторые изменения (это сокращает затраты на инновационные процессы); имитационная – следовать за лидерами, повторяя все их действия и не осуществляя больших затрат на нововведения; зависимая – самосохранение компании путем выполнения на контрактной основе работ для предприятий-инноваторов; традиционная – бороться за выживание, используя привычные консервативные технологии при минимуме затрат на нововведения; оппортунистическая – занятие свободных ниш на рынке, при этом затраты на инновации определяются тактическими соображениями. Названные инновационные стратегии реализуются каждая в отдельности или в зависимости от обстоятельств, наличия средств одновременно в разных сочетаниях. Хозяйствующий субъект может определить собственную инновационную стратегию в том случае, если четко представляет потребности рынка; способен разрабатывать привлекательные предложения и имеет надежную агентскую сеть для поставки этих предложений на рынок. Стратегия определяет формы инновационной деятельности компании и наиболее эффективные действия для достижения намеченной цели. Новой стратегии всегда сопутствуют риски, так как она разрабатывается в условиях высокой неопределенности получения положительных результатов при реализации инновационных проектов. Они разрабатываются так, чтобы их было трудно скопировать. Поэтому при определении инновационной стратегии необходимо учитывать яв- ление «гиперконкуренции». Этот термин использует Ричард Д'Авени, 85 разработавший модель (так называемые «7S»), позволяющую учесть те аспекты, которые влияют на процесс управления инновациями: S1 – лучшее удовлетворение заинтересованных сторон (Superior Stakeholders Satisfaction); S2 – стратегическое прогнозирование (Strategic Soothsaying); S3 – скорость (Speed); S4 – неожиданность (Surprise); S5 – изменение правил конкуренции (Shifting Rules of Competition); S6 – сигнализация стратегических целей (Signaling Strategic Intent); S7 – совместное и последовательное стратегическое противодействие (Simultaneous and Sequential Strategic Thrusts). Гиперконкуренция затрагивает четыре направления. Цена и качество (Cost & Quality – С – Q). Ценовая конкуренция и ценовые войны неизбежно приводят к необходимости использования новых средств борьбы за рынок, разворачивается конкуренция за каче- ственные показатели товаров и услуг (при определении инновационной стратегии используются аспекты S1 и S3). Выбор момента изменений и ноу-хау (Timing and Know-how – Т– К). Используются технологические достижения, новые ресурсы и ноу- хау, осуществляется стратегия скачкообразного роста инноваций для обеспечения совершенствования продукта таким образом, чтобы его нельзя было копировать или создать достойный заменитель (применяются аспекты S2, S3 и S4). Вторжение (Strongholds – S). Принимаются меры по созданию раз- личного рода заслонов для отражения попыток вторжения конкурентов в регион, сферу деятельности или сегмент рынка, которые контролируются или входят в зону влияния определенной компании (используются аспекты S6 и S7). Использование финансовых ресурсов (Deep Pockets – D). Речь идет о борьбе крупных компаний, располагающих значительными ресурса- ми, которые позволяют им различными способами устранять конкурирующие предприятия и мелких предпринимателей. Это вынуждает мелкие фирмы создавать и развивать неформальные альянсы, обращаться за помощью к правительству или применять обходные пути, чтобы не со- прикасаться со сферами Деятельности крупных компаний (применяются аспекты S5 и S7). Если в традиционных подходах к стратегии подчеркивается важность «создания преимущества», то Ричард Д'Авени указывает на необходимость «творческого разрушения преимущества конкурента» серией быстрых действий и противодействий. Для конкурентов поведение компании должно быть непредсказуемым, чтобы их стратегии, рассчитанные на противодействие, не сработали. В своей книге «Конкуренция на грани: стратегия как структурный хаос» Ш. Браун и К. Айзенхардт отмечают, что стратегия представляет собой разноплановое, динамичное и сложное явление, а достигаемое преимущество всегда является временным. Для реализации сформулированной стратегии разрабатываются конкретные планы, программы и проекты, которые преследуют цель эффективного распределения и использования ресурсов и адаптацию к изменениям внешних и внутренних условий.
Лекция 11 Стратегия инновационной деятельности. Содержание и характеристика различных типов стратегий
|