![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 6 Организация разработки новации
План. 1. Отбор инновационных идей. Планирование проекта. 2. Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры. Контроль и регулирование параметров проекта в соответствии с составленными планами. 3. Функция прогнозирования.
Организационные структуры управления проектами 1. Линейно-функциональная. 2. Матричная. 3. Проектная. 1. Линейно-функциональная. В ее основе лежит структурная специализация тематических и функциональных подразделений предприятия и принцип децентрализации управления при выполнении работ в рамках каждого инновационного проекта. На малых предприятиях линейно-функциональная структура управления заменяется линейной. Достоинства линейно-функциональной структуры управления: – крайне интенсивное использование людских и материальных ресурсов, обусловленное – высокой степенью специализации сотрудников и оборудования; – возможность концентрации знаний и опыта в относительно узкой области науки и техники; – возможность широкого использования при реализации инновационных проектов унифицированных и стандартизированных решений и конструкций; – удобство обслуживания научно-технической, патентной и прочей информацией; – лучшая адаптация молодых специалистов и большие возможности для профессионального роста отдельных специалистов в составе постоянного творческого коллектива. Недостатки линейно-функциональной структуры управления: – сложность планирования, контроля и оперативного регулирования хода выполнения исследовательских и проектных работ ввиду большого количества специализированных подразделений, каждое из которых имеет свои собственные, локальные цели; – большой объем необходимой технической и плановой документации; – необходимость большого количества согласований на горизонтальных уровнях; – низкая восприимчивость и мотивация к нововведениям, прежде всего радикального свойства; – неопределенный характер ответственности за взаимоотношения и координацию деятельности различных подразделений из-за частичного дублирования функций и соответствующего параллелизма; – распределение объема работ между подразделениями, обусловливающее замедление и усложнение процесса принятия решений и увеличивающее вероятность запоздалого реагирования на изменение обстановки в организации; – соперничество между руководителями на линейных уровнях управления, обусловливающее возможность задержек или потерь важной информации; – обострение проблемы эффективного управления реализацией отдельных проектов, задач или программ с увеличением размеров организации и организационной сложности; – сотрудники специализированных подразделений вынуждены решать крайне узкие проблемы. 2. Матричная. Сущность второй формы заключается во взаимодействии подразделений предприятия в соответствии с матричной сет- кой, в которой горизонтальные линии соответствуют выполняемым проектам, а вертикальные – видам работ, выполняемым структурными подразделениями. Выделенные точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий матрицы определяют участие подразделений в конкретных тематических работах. Руководители проектов наделяются специальными полномочиями в координации и регулировании всех горизонтальных связей, относящихся к проекту. Достоинства матричной структуры управления: – гибкость в формировании и реорганизации команды при осуществлении необходимых изменений в процессе деятельности; – отсутствие дублирования функций вновь созданной команды и постоянно действующих подразделений фирмы; – наличие у членов команды «уверенности в завтрашнем дне», которые после завершения работы в команде проекта возвращаются в свои функциональные подразделения. Недостатки матричной структуры управления: – руководитель проекта не обладает непосредственной административной властью над членами своей команды, сохраняющих свою административную принадлежность к функциональным подразделениям, т.е. нарушается принцип единоначалия; – короткие сроки реализации проекта затрудняют формирование «командного духа»; – двойственность положения участников и временный характер их работы способствуют возникновению конфликтных ситуаций по вопросам распределения специалистов и ресурсов внутри предприятия. 3. Проектная. Предусматривает создание единого временного коллектива специалистов – команды проекта и усиление централизации в управлении реализацией проекта. Преимущества проектной структуры управления: – по сравнению с другими ранее рассмотренными структурами управления, в условиях которых руководители тематических и функциональных подразделений вынуждены участвовать в нескольких проектах одновременно, в проектной структуре все усилия руководителя проекта и команды исполнителей концентрируются на решении одной единственной задачи; – реализуется принцип единоначалия, поскольку все члены ко- манды полностью ориентированы на проект и его руководителя; – длительность реализации проекта способствует формированию определенного его статуса и имиджа на предприятии, а, следовательно, возможности приоритетного выделения ресурсов. Недостатки проектной структуры управления: – наличие своеобразных филиалов функциональных отделов пред- приятия внутри проектной команды, что приводит к дублированию функций, перерасходу ресурсов и времени. А пересечение функций и полномочий команды с основными функциональными отделами является источником повышенной конфликтности при распределении полномочий между проектным и организационным уровнями предприятия; – отсутствие гибкости в развитии и реорганизации команды, а так- же усилий по поддержанию эффективности работы проектной группы в течение длительного времени; – длительные отрывы специалистов от творческих коллективов своих подразделений, что отрицательно сказывается на их профессиональном росте; – сложность формирования команды, обусловленная тем, что люди прежде не работали вместе, не имеют общих ценностей и норм, а от них требуется эффективность и слаженность в работе. Необходимо время, чтобы внутри группы развилось чувство команды и сформировались общие нормы, стандарты и ценности.
|