![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общение. Способы влияния в процессе общения.⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Любая деятельность — труд, учение, игра — невозможна без общения, которое является средством передачи общественного опыта. Именно в общении субъективный мир одного человека раскрывается для другого, прежде всего в процессе обмена познавательной и эмоционально-оценочной информацией. Кроме того, в общении люди обмениваются действиями, поступками, т. е. взаимодействуют. Не менее важно, как общающиеся воспринимают друг друга. Таким образом, общение — процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникацию), выработку единой стратегии взаимодействия (интеракцию), восприятие и понимание друг друга (перцепцию). Выделяют такие цели (функции) общения: • контактную — установление контакта как состояния обоюдной • информационную — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, • побудительную — стимуляция активности партнера по общению, • координационную — взаимное ориентирование и согласование • понимания — понимание смысла сообщения, намерений, установок, переживаний партнеров по общению; • эмотивную — возбуждение в партнерах по общению нужных эмоциональных переживаний (" обмен эмоциями"); изменение собственных переживаний и состояний; * установление отношений — осознание своего места в системе де- • влияние — изменение состояния партнера, его поведения, потреб- Общение как коммуникация предполагает обмен информацией между людьми, осуществляющийся посредством знаков (слов, жестов, иероглифов и т. п.), которые соотносятся с определенными предметами и явлениями действительности. Выделяют коммуникацию вербальную (от лат. verbalis — словесный) и невербальную. В вербальной коммуникации в качестве знаковой системы высту-пает язык, основной единицей которого является слово, обозначающее предметы и явления в виде обобщенных характеристик — понятий (см. подразд. 4.1). Общение людей с помощью языка называется речью. Она функционирует на основе второй сигнальной системы. Звуки как определенные сигналы существуют и у животных, но они выражают только некоторые состояния (голод, страх), обозначающая же функция при этом отсутствует. В речи развертывается процесс " говорения", в ходе которого происходит своеобразное кодирование говорящим речевых сигналов звуков, слогов, слов, предложений) с их последующим декодированием слушающим. Очень важно при этом, чтобы собеседники говорили " на одном языке", вкладывая одни и те же значения и смысл в слова (сравните, например, значения слов " шляпа", " дуб" и их смысл, когда эти слова применяются по отношению к людям). Невербальная коммуникация, дополняющая речь и передающая эмоциональное состояние, включает такие знаковые системы: - оптико-кинетическую, которая использует жесты, мимику, панто- - паралингвистическую (от лат. para — возле, около), которая вы- - экстралингвистическую (от лат. extra — вне, lingua — язык), пред - пространственно-временную, которая связана со взаимным расположением партнеров по общению, временем общения, особой ситуацией общения (например, эффект " вагонного попутчика"). По оценке исследователей, только 7 % содержания сообщения передается значением слов, в то время как 38 % информации определяется тем, как эти слова говорятся, и 55 % — выражением лица. В процессе передачи и приема информации происходят ее существенные потери, вызванные барьерами общения. К ним относят прежде всего барьеры, связанные с кодированием и декодированием информации. При кодировании мысли во внутреннюю речь теряется до 30 % информации, из внутренней речи во внешнюю переходит 80 % той информации, которая перекодирована во внутреннюю речь, В зависимости от словарного запаса слушающего им воспринимается до 70 % информации. Далее информация теряется за счет ее перевода в образы воображения и память. В результате в ходе монологического общения (лекции, урока), когда слушатели, как правило, не имеют возможности уточнить информацию, в памяти у них остается около 20 % информации. Другие барьеры носят социальный или психологический характер и обусловлены принадлежностью собеседников к разным социальным группам или различными индивидуальными психологическими особенностями общающихся (например, наличием " некоммуникабельных" черт характера, скрытностью, излишней застенчивостью и т. п.). В процессе общения люди обмениваются не только информацией, но и различными действиями. Взаимодействие как аспект общения проявляется в организации людьми общих действий, направленных на достижение определенной цели в процессе совместной деятельности. Все разновидности взаимодействия традиционно делят на две группы. К первой относят действия, повышающие эффективность совместной деятельности (кооперацию), а ко второй — действия, снижающие эффективность (конкуренцию). Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество) предполагает объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций и обязанностей. Конкуренция (от лат. сопсиrrо — сбегаю, сталкиваюсь) характеризуется достижением целей в условиях противоборства с другими людьми, доби-вающимися достижения этих же целей. Итак, общение как взаимодействие (интеракция) определенным об-разом согласовывает действия отдельных участников совместной деятельности, осуществляет объединение индивидов в определенный вид общности — группу. На основе стереотипов складываются эффекты межличностного восприятия. Это прежде всего эффект ореола, суть которого заключается в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к позитивной оценке и других его качеств, а общее негативное впечатление способствует формированию негативных оценок. Существующий образ играет роль ореола, который мешает увидеть действительные черты и проявления воспринимаемого человека, Эффекты первичности и новизны связаны со значимостью очередности подачи информации о человеке для формирования представлений о нем. Эффект первичности проявляется в случае восприятия незнакомого человека, когда на его оценку влияет первичная информация о нем. В ситуации восприятия знакомого человека действует эффект новизны, приводящий к тому, что последняя, более новая информация о человеке становится более значимой для его оценки. Таким образом, стереотипы и эффекты межличностного восприятия могут способствовать формированию искаженных знаний о человеке, тем самым негативно влияя на весь процесс общения. Основные психологические способы воздействия в процессе общения: · убеждение; · внушение; · подражание; · психическое заражение. Убеждение – способ воздействия на сознание личности путем апелляции к логической сфере собеседника. Внушение – процесс психического влияния на человека при ослабленном контроле его сознания и некритической оценке содержания воспринимаемых сообщений. Подражание – направленно на воспроизведение образцов поведения, манер, действий, поступков. Проявлением подражания является мода. Психическое заражение – основано на неосознаваемой склонности индивида к определенным психическим состояниям. Это явление сопровождает массовые акции, публичные восприятия ораторских выступлений, произведений искусства. Приемы формирования аттракции (привлекательности в общении): " имя собственное", " зеркало отношений", " золотые слова" (комплимент), вести разговор в русле интересов собеседника, терпеливый активный слушатель.
|