Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система и системный подход
Изучение и понимание сущности теории систем в значительной степени зависит от позиции и отношения, которые занимает наблюдатель относительно системы: находится ли он вне ее или внутри, изучает ли он ее или создает, использует в своих целях. Эти позиции по мере изложения материала должны и будут фиксироваться. Традиционно изложение большинства тем, вопросов начинается с позиции внешнего наблюдателя. Начнем и мы с этой позиции. Основным, центральным понятием системного подхода и вообще всей системологии является понятие " система", которое получилось в результате отделения его от таких понятий как физическая система, химическая система, техническая система, биологическая система, общественная система и т.д. Уже из перечисления этих словосочетаний следует, что понятие " система" является тем общим местом в различных науках, которое может объединить различных специалистов методологически и облегчить их коммуникацию. Так что же такое " система"? Из предыдущего следует, что это понятие получается в результате некоторого абстрагирования от реальных систем, отделения некоторой сущности от материала. Его раскрытие удобно начать с достаточно простой констатации: система - это некоторая целостность, в которой можно выделить составные части - элементы, а также схему связей или отношений между элементами - структуру. Само по себе такая декларация мало продуктивна для практической деятельности, но она позволяет ввести в работу целое поле связанных с ним понятий: элемент, связь, структура, разложение объекта на части и объединение частей в целое. Кроме того, выделив объект, мы должны сказать, что находимся за его границами - среда, и какие свойства или функции его в этой среде. Задав это поле понятий, можно сделать следующий шаг в понимании " система". Поэтому далее будем полагать, что: Элемент (от латинского elementum - стихия, первоначальное вещество) - это неделимая далее при данном рассмотрении объекта часть системы с представленными её связями с другими частями объекта и среды. В других задачах элемент может, в свою очередь, рассматриваться как система. Связь - канал, по которому передаётся вещество, энергия информация в любом необходимом их сочетании. Структура (от латинского struktura - взаиморасположение и связь составных частей чего-либо) - схема связей элементов в системе. Среда - совокупность всех систем, кроме рассматриваемой, или - это система, объемлющая рассматриваемую. Свойство - сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Функция (от латинского functio - исполнение) - обозначает обязанность, назначение, роль и представляет собой задействованное, реализованное свойство объекта в среде, элемента - во взаимодействии с другими элементами и средой. Например, построенная линия электропередачи обладает свойством передавать электроэнергию, но только будучи подключённой к сети она выполняет функцию передачи энергии. Каждый объект имеет бесконечное количество свойств. При использовании каких-то одних из них для осуществлении желаемых функций объект входит во взаимодействие со средой, в которой попутно происходит реализация и других свойств, часто нежелательных, то есть происходит проявление отрицательных функций-дисфункций. Дальнейшее раскрытие понятия " система" можно осуществить, если ответить на вопросы, а какова функция и назначение самого этого понятия, рассматриваемого как объекта? Обращаясь к опыту использования его, можно увидеть, что оно используется в мыслительной деятельности для анализа и синтеза объектов. Таким образом " система" - это способ, средство мыслительного схватывания, взятия объекта, то есть средство решения мыслительных задач, проблем, которые возникают при движении человека к его цели. Из всего изложенного вытекает и сама сущность системного подхода, как средства организации мышления. Рассматривая системный подход, как своеобразную систему, можно представить его в виде схемы, как это показано на рис. 3.1а. Здесь уже важно разделить позиции по отношению к системе: исследователь или создатель ее. Если стоять на позиции создателя (проектировщика, конструктора), то система - это модель того предмета, который является средством для достижения цели создателя и который должен выполнять определенные функции. Если же стоять на позиции исследователя, то система является моделью того предмета, который исследуется. Представление его в виде системы позволяет выявить его свойства и познать сущность. Эта идея системного подхода вытекает из позиции внешнего наблюдателя, который выделяет объект (предмет) из среды и представляет его в виде системы. Выделенный объект имеет связи со средой (рис. 2.1а), через которые проявляются его свойства в этой среде и может быть познана его сущность, либо эти связи могут быть функционализированны (рис. 2.1б) для достижения определенной цели.
Создание – проектирование, конструирование (синтез, замещение, аналогия, дедукция, перебор…)
а
б
Рис. 3.1
Как видим, здесь появилось еще одно понятие - цель. Поясним смысл, в котором оно далее используется. Однако для этого в совокупности с ним требуется рассмотреть и понятие " проблема" Цель - то, что представляется в сознании и ожидается в результате определённым способом направленных действий. Другими словами цель - это образ, модель желаемого и достижимого. Далее будем отличать " проблему" или проблемную ситуацию от " сформулированной проблемы". Проблема (проблемная ситуация) - весь разнообразный спектр вопросов, возникающих перед человеком в его жизни, и предполагающих, что он намерен их решать (в противном случае это означает, что они не являются его проблемами). При решении проблемы человек ставит цель, намечая при этом метод, средства её достижения. Если намеченные средства потенциально обеспечивают достижение цели, то проблема превращается в задачу. Если этих средств недостаёт, то проблема превращается в сформулированную проблему. Таким образом сформулированная проблема - это задача, для решения которой недостаёт определённых средств. Вместо " проблемы" часто употребляют термин " разрыв", который необходимо преодолеть, в данном ситуации в деятельности человека, или " дырка", которую надо заполнить, другими словами - определённые противоречия, с которыми он сталкивается. Из изложенного следует, что суть сформулированной проблемы существенно зависит от намечаемой цели. В зависимости от того, как она ставится, сформулированная проблема может появится или не появится. Если цель - это образ желаемого, для достижения которого намечены путь и средства, то идея - всего лишь некоторое направление мысли без увязки со средствами. Идея и проблема образуют как бы первый шаг в деятельности человека, а цель и сформулированная проблема или задача - следующий. Взаимосвязанный процесс формулирования цели и проблемы обычно называют целеполаганием и проблематизацией, который может быть представлен так как это показано на рис 3.1б. Процесс формирования цели начинается с анализа ситуации, появления идеи, желания, а далее возможны два варианта ее: а) либо изучение некоторого объекта, явления (исследовательская цель), б) либо необходимости создания некоторого объекта (проектно-конструкторская цель). В любом случае цель на определенном этапе предполагает создание системы: а) либо в виде некоторой модели изучаемого объекта, б) либо в виде проекта того, реализация чего обеспечит достижение цели. После того, как цель сформулирована начинается процесс создания системы (модели) и ее исследования (рис. 3.1а). В первом случае (изучение) на основе функций или свойств изучаемого объекта (наблюдения, экспериментирования над ним или просто предположения) строится модель объекта. Во втором случае (создание) на основе целевых свойств и соответствующих критериев, отражающих их сущность, необходимых функций создаваемого объекта проектируется или конструируется система (модель). В обоих этих случаях движение будет от цели к системе (на рис. 3.1а слева направо) После того, как создана система в виде модели или проекта объекта, начинается процесс исследования ее для выяснения того, на сколько эта система соответствует поставленной цели (на рис. 3.1а движение справа налево). Если полученная система не достаточно адекватна цели, то начинается итеративный процесс. В реальной деятельности человека оба эти процесса связаны, в свою очередь процессом целеполагания и проблематизации (рис. 3.1б). Часто процесс целеполагания и проблематизации начинается после того, как выполнено исследование, выявлен уровень достижения цели в результате функционирования объекта, выявлены противоречия, проблемы. И наоборот, процесс исследования объекта обычно начинается после того, как была поставлена цель. Небольшое замечание. В случае анализа или исследования естественных объектов изучаются только их свойства, если они не функционализированы как искусственные объекты. Теперь можно снова вернуться к понятию " система" и рассмотреть его с позиций системного подхода. При этом, очевидно, что понимание системы будет зависеть от позиции: исследователя или конструктора системы. С позиции первого система - это результат решения какой-то проблемы или задачи, а с позиции второго - решение проблемы есть построение системы. В последовательности тех же позиций: система - совокупность элементов, связи и структурная организация которых обуславливают свойства системы; система - совокупность элементов и связей между ними, предназначенная для выполнения определённых функций и достижения определённых целей. В итоге следуя структуре системного подхода (рис. 3.1а) можно констатировать, что " система". - это некоторая целостность, в которой можно выделить составные части - элементы, а также схему связей или отношений между ними - структуру; - функционально предназначена для изучения объектов, явлений или решения задач, проблем; - по сути является средством, способом организации мышления. Введённое понятие " система" позволяет перейти непосредственно к теории, описанию, классификации системы и т. д.
|