![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа психотерапевта
Этот текст госпожи Дольто, появившийся в Cahiers de psychopedagogie (Журнал психопедагогики) в 1959г. представляет двойной интерес, поскольку очень живо отражает психотерапевтическую деятельность в рамках диспансеров и медико-психолого-педагогических центров (С.М. Р. Р.), а также восстанавливает в деталях содержание сеансов в анализе восьмилетнего ребенка. Первые шаги, диагностика. Показания к лечению Из-за собственной тревоги или по совету учителя родители приводят ребенка в психолого-педагогический центр. После встречи с ними (или чаше всего, увы, одним из них) осмотр педиатра дает представление о состоянии его физического здоровья. Затем мы прибегаем к психологическому исследованию интеллектуальных способностей ребенка, школьных навыков, аффективных конфликтов, которые могут быть выявлены проективными методами. Исследование позволяет оценить отклонения и недостаточность в сравнении с результатами детей того же возраста. Проективные тесты выявляют наличие или отсутствие на-
рушении или невротических симптомов у ребенка. Для этого потребуются две или три встречи. Затем мы приглашаем родителей, с нетерпением ждущих быстрого решения, и, как правило, ответственный специалист центра или его ассистент говорит им примерно следующее в нескольких фразах: «Вы правы, ваш ребенок не занимается, но он не ленив и не глуп, он просто не может использовать свои способности», или по-другому: «У вашего ребенка не нарушен интеллект, физически он здоров, но его эмоциональное развитие сильно задержалось, и в этих условиях он подвержен риску в общении со сверстниками, у него не сформировано моральное чувство», или по-другому: «Ваш ребенок буквально раздавлен угрызениями совести, истощает себя ничем не оправданным чувством вины». Каков выход? Единственное решение: психотерапия. И тогда родители спрашивают: что это такое, психотерапия? Это долго? А возможно ли, чтобы к нему приходили на дом? Или, может быть, все пройдет само после уколов, на свежем воздухе, с переменой обстановки? А вдруг ему чего-то недостает в семье? Мы готовы поменять обычный уклад. Короче говоря, родители теряют голову, начиная сожалеть, что пришли на консультацию. Их волнуют сказанное слово, а еще больше — положение вещей, тайна частых встреч ребенка с малознакомым человеком, влияние, которое он может иметь. Им кажется, что ребенка могут забрать. Таково в общих чертах поведение родителей, то, что они чувствуют, даже если никак не выражают.
|