![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первая встреча с психотерапевтом. Ее важность
Как правило, после некоторых колебаний назначается первая встреча с психотерапевтом. Речь идет уже о новом человеке, с которым раньше не встречались. Как будет проходить первый разговор? От этого, можно сказать, будет зависеть, какой смысл приобретет для ребенка, его родителей и окружения вся психотерапевтическая работа, восстановление эмоциональной восприимчивости, которая на сегодняшний день блокирована в отношении пустом, пагубном или регрессивном. Некоторые родители заранее подготовили ребенка: «Вот увидишь, не волнуйся (а может, он и не думает об этом?), ты просто поиграешь или порисуешь с дядей (или тетей), он симпатичный и очень любит маленьких детей». Или по-другому, если ребенок постарше: «Там будет кто-то, кто покажет тебе, как надо учиться, даст хорошие советы, задаст вопросы». «Да нет же, ты не псих! Просто надо заняться твоими нервами...» Это как раз то, о чем, прежде всего, должен узнать психотерапевт, задавая родителям вопрос: «Что вы сказали ребенку о причинах вашего визита в центр? — Что вы сказали ему сегодня, отправляясь на первый сеанс к психотерапевту? — Что сказал ребенок в ответ на ваше сообщение? — Кто из окружения ребенка знает об этом событии? — Как они отнеслись к вашему решению его лечить?» О ком бы ни шла речь, бабушке или дедушке, крестном отце или матери, — эти люди имеют важ-
ное значение в эмоциональной жизни ребенка и должны его сохранять, будь то старая служанка, долгое время живущая в доме, — надо знать мнение, чтобы все учитывать. Это очень важно, поскольку длительная интеграция какого-либо человека в семейную группу означает, что он живет в симбиозе с ней, даже если речь идет о старой подруге, вступившей в брак с кем-то из старшего поколения, одинокой женщине или мужчине, постоянно бывающих в доме. Важно сказать об этом человеке несколько слов понимания, тем более, если он сопротивляется лечению, или даже высказать пожелание, что когда-нибудь он придет вместе с ребенком, чтобы поделиться своими собственными соображениями. Затем психотерапевт вместе с родителями подробно знакомится с заранее подготовленной картой. Он читает ее вслух почти полностью, время от времени спрашивая о деталях, уточняя. Психотерапевт отмечает на полях, что явилось новым или несовпадающим. Очень часто бывает, что при первом посещении детально не обсуждались беременность, роды, первые реакции ребенка, его прародители, их характер и то, какое влияние они оказали на родителей, — темы, о которых вначале было бы неловко говорить: совпадение дат смертей в семье с датами, важными в жизни субъекта, короткие отлучки матери в течение первого года, реакция ребенка на ее возвращение, — характер детей старших и младших по отношению к ребенку, которому предложено лечение, их дружба или разногласия, способ реагировать на рождения, смерти, разделения, неожиданные фрустрации. К этому следует добавить как можно больше подробностей о вегетативных ритмах в течение всей жизни ребенка: питание, навыки опрятности, сон, пишеваре- ние. До какого возраста этим занималась мать? Занимается ли она этим сейчас, занимается ли этим отец? Необходимо также знать, соблюдения каких правил поведения требуют от ребенка, и каковы наказания. Действуют ли они? Если нет, почему продолжают применяться? Возможная роль воспитания, полученного отцом или матерью, и их фиксации на ком-то из родителей, кто действовал так же с ними. Оказалось ли это полезно для самих родителей? Важна информация о школе. Какой у него учитель? Ценит ли он его? Какова роль родителей в приготовлении домашних заданий, уроков. Карманные деньги. Какого мнения по этому вопросу они, как правило, придерживаются? Основано ли оно на их собственном опыте в юности? Пробовали ли они применять какую-то улучшенную систему или действовали по старинке? Какие знания имеет ребенок о сексуальной жизни? Что об этом думают родители, и почему? А также, на кого из членов вашей семьи или семьи супруга, как вам кажется, похож ребенок? Давно ли у вас появилось беспокойство за ребенка? Совпадают ли ваши взгляды на воспитание со взглядами супруга? Ведет ли себя ребенок по-разному с каждым из родителей, когда они не вместе? Заводит ли он друзей, как их выбирает? Наконец, по вашему мнению, какова должна быть цель терапии? Очень редко родители дают на этот вопрос ответ позитивный, имеющий отношение к ребенку. Гораздо чаще мы слышим: «Чтобы он больше не... и чтобы хорошо учился», гораздо реже: «Чтобы он снова научился радоваться жизни и достиг успеха на том пути, который ему подходит». Разговор неизбежно заканчивается основным
вопросом: это вопрос родителей, которые всегда чувствуют себя виноватыми за недостатки в воспитании и хотели бы получить совет. «Что нам теперь делать? — говорят они. — Больше не надо его ругать? Наказывать?» и т.д. Единственный ответ на вопрос, что им делать, следующий: «Оставайтесь родителя ми, не отказывайтесь от своей роли из-за того, что начинается психотерапия с ребенком. Наоборот, именно теперь важно поддерживать ваш авторитет, даже если иногда это может показаться неудобным или сам ребенок это провоцирует. Если он это провоцирует, значит, он в этом нуждается. Ничего не меняйте. И скажите то же самое учителю или учительнице». Я считаю необходимым этот последний пункт, потому что заметила, часто, если ребенок приходит по совету учителя, он остается долгое время под влиянием системы уступок в том, что касается дисциплины. Все, что пытались сделать, чтобы помочь ребенку, было допустимо. Но теперь, когда он в терапии, напротив, родители должны быть с ним непосредственны, насколько это для них возможно, а воспитатель применять ту же систему правил, что и ко всем остальным. Все они сохраняют ответственность, одни дома, другие в школе или организации вне школы. Они должны оставаться свободными в своих мыслях и выборе методов. Они и есть те образы взрослых, в отношении к которым ребенок будет продолжать строить собственную структуру. Родители делают то, что они могут делать как всякие родители. Часто путают идеальную роль родителей и роль успешного педагога или «наставника». Однако эти способы существования рядом с ребенком совершенно не сопоставимы, и более того — они не совместимы. Ребенок— плоть от плоти родителей, а для учителя он не более, чем ученик. Как видите, ничего общего. Педагоги-наставники применяют методы и правила в интересах группы, к которой принадлежит ребенок, и ставят целью научить какому-то навыку или предмету. Психотерапевт находится рядом только для того, чтобы помочь ребенку освободиться от эмоциональных затруднений, связанных с происходившим ранее, что впоследствии могло быть забыто или нет. Но сточки зрения всего того, что переживается теперь, психотерапия является не более чем дополнительной мерой, поскольку в дальнейшем мы будем иметь дело всего лишь с реальными фактами, которые пациент принесет на сеанс, что и будет самым живым способом сделать эти факты безопасными. Утверждение принципиальное, которое стоит повторить. Психотерапевт будет полной противоположностью учителю или воспитателю. Или, по крайней мере, если он таковым является, то не прямо, поскольку даст возможность выразить и облегчить тревоги, связанные с травматичными или труднопереносимыми событиями, позволяя пережить их заново в ситуации пациент — психотерапевт. Многие, и я в том числе, в дополнение к полной свободе действий и решений для родителей, сообщают, что теперь, когда ребенок ходит на сеансы один, они должны давать ему записку с кратким изложением основных происшествий, случившихся между сеансами, и что они могут без колебаний прийти на встречу со мной всякий раз, когда хотели бы узнать, как протекает лечение, вместо того чтобы задавать вопросы ребенку, потому что, возможно, это помешает или, во всяком случае, не поможет. И напротив, пусть они не мешают ребенку гово-
рить о терапии, если он это делает спонтанно, и пусть никогда не удивляются самым ошеломляющим суждениям, которые ребенок иногда приписывает психотерапевту. Подобное предупреждение необходимо, например, в некоторых случаях невроза навязчивости, когда воображение субъекта настолько блокировано, что с наступлением момента, когда анализ высвобождает очень ранние подвергшиеся вытеснению фантазмы, ребенок может чувствовать в результате такое сильное беспокойство, что совершенно чистосердечно приписывает аналитику все, что думает и выдумывает. Во-первых, для того чтобы разрешить себе самому об этом думать, и поскольку', в его сознании, это реминисценция присутствия вместе с терапевтом, с которым, будь он здесь, он мог бы поговорить обо всем, не испытывая виновности. Во-вторых, потому, что он хочет, чтобы родители запретили ему продолжать приходить к кому-то, кто слишком много разрешает (на словах) и ставит под сомнение всю имеющуюся у ребенка систему адаптации по отношению к окружающему миру. Пользуясь нашим психотерапевтическим жаргоном, мы могли бы сказать, что в первом случае речь идет об «acting out», а во втором о «сопротивлении». Приведу примеры: маленький мальчик, отец которого постоянно отсутствовал, привел мать и бабушку в полное замешательство, сказав про меня: «А вот госпожа Дольто мне сказала, ты должна завести другого мужа, когда папа уезжает», или слова маленькой девочки: «Госпожа Дольто мне обещала, она даст мне одну штуку, и когда я вырасту, буду каждый день рожать детей без семени мужа, потому что она думает, это отвратительно, то, что папа с тобой делает». Без сомнения, если что-то подобное сказано без предупреждения (и даже с предупреждением!), это может вывести из себя родителей, привыкших видеть ребенка замкнутым, застенчивым, слишком послушным. В первом примере речь шла о мальчике с тиками и ночными страхами; во втором — о девочке восьми лет, старшей из четверых детей и единственной девочке из них, страдавшей энурезом, недоверчивой, обидчивой, игравшей в школе роль бессловесной жертвы, которая до этого момента была очень трогательно привязана к матери, а при появлении отца краснела, замыкалась и плакав. Эта первая встреча психотерапевта с обоими родителями длительная, около часа, и в случае присутствия только одного из них, обязательно должно быть сказано, что другого ждали и что он должен прийти. Часто случается, что мать заявляет: «Муж оставляет решение за мной, он согласен со мной, но у него не было времени прийти сегодня», или немного иначе: «Он оставляет решение за мной, он в это не верит, но хочет того же, что хотим мы». Будьте внимательны, у таких отцов есть причины «в это не верить», и задача психотерапевта в том, чтобы не пойти дальше, не встретившись с ними и не узнав их точку зрения. Отцам первого типа мы пишем персональное письмо: «Господин... я сожалею, что сегодня и т.д., но нам необходимо найти время для встречи, чтобы я могла начать полезную для вашего ребенка работу». Отцам второго типа мы посылаем примерно такое же письмо, но добавляем к нему: «Ваша супруга говорит, что вы во всем ей доверяете, но речь не о доверии, а о том, что мать никак не может заменить отца, и поэтому я смогу заниматься вашим ребен-
ком — если это девочка, — только если вы придете на встречу со мной, выскажете вашу точку зрения и мы вместе будем искать наилучшее решение», если это мальчик: «если вы действительно считаете, что он нуждается в психотерапии и мы сможем обсудить вместе, не была ли для него более полезна работа с психотерапевтом мужчиной. Отец должен знать психотерапевта своего сына и принять решение о работе, в противном случае ваш ребенок может подумать, что одни только женщины выбирают для него путь и решают его судьбу». Я ни разу не видела отца, каким бы он ни был равнодушным или протестным, который не позвонил бы мне в ближайшие двадцать четыре часа, чтобы назначить встречу, довольный тем, что в первый раз ему не говорят, что он лишний! Вернемся к этой первой встрече, которая в принципе объединяет обоих родителей и психотерапевта в течение часа, в то время как ребенок остается в зале ожидания. Теперь важно очень четко расставить все по местам, что касается ребенка. Я встречаюсь с ним один на один, когда оба родителя уже решились начать лечение. Знает ли он, кто я? Почему он пришел? Если он говорит «нет», я отправляю его обратно к родителям, чтобы они все ему объяснили. Он возвращается и повторяет то, что сказали они. Хорошо, вот причина, из-за нее твои родители беспокоятся и хотят, чтобы тебе помогли. Но ты сам согласен? Что думаешь ты? Тебе нужна помощь? А тебе так хорошо? Это тебе, а не им самим родители просят помочь, но, может быть, ты думаешь, что никакая помощь тебе не нужна? Так завязывается прямое обсуждение, когда ребенок может говорить о том, что, на его взгляд, не так, и устанавливается доверие. Потом, еще до того, как он примет решение, а оно должно быть обдумано, я предлагаю ему познакомиться с результатами обследования, которое он прошел, а также в основных чертах с тем, что сказали родители, что касается его. Бывают случаи, когда ребенок, чувствуя ответственность в этой ситуации, никак не может решить, должен ли он согласиться или отказаться; но он хочет вернуться, потому что открытое обсуждение, последовавшее, когда он уже было поверил, что оказался в ловушке, его удивило, а мысль чувствовать себя более счастливым его занимает. Бывают также случаи, когда ребенок говорит: «Мне точно надо их слушаться». В этих двух случаях я предлагаю провести три пробных сеанса, после чего мы решаем окончательно. В случае, если ребенок явно негативен, я уважаю его отказ и, снова пригласив родителей, беру на себя решение отложить на какое-то время терапию ребенка, против нее протестующего, но я назначаю встречу с матерью или обоими родителями при ребенке, чтобы они пришли вместо ребенка (или вместе с ним, если когда-нибудь он изменит точку зрения, и часто так и происходит) для того, чтобы поговорить о том, что за это время произошло. Открыто говорится о том, что лечение ребенка будет предпринято, только если он сам этого захочет. Есть дети с фобиями, они говорят: «Я останусь только с мамой». Тогда, не отвечая, я назначаю следующую встречу. Встречаются упрямцы, которые заявляют родителям одновременно виновато и хвастливо: «Это не я, это папа — или мама — вот кого надо лечить». Это случаи трудноразрешимые. Не
трудно спросить такого ребенка, кому в голову пришла эта мысль, ему самому или кто-то, кого он сильно любит, ему это внушил. Как правило, ответа не получаешь, но иногда взрывается мать, которая ненавидит бабушку, а та, в свою очередь, ненавидит ее, уж ей-то хорошо известно, кто «настраивает ребенка против нее». Тогда легко ответить ребенку: «Хорошо, если ты на самом деле хочешь, чтобы помогли твоему папе или маме, приходи, и мы вместе посмотрим, чем ты можешь им помочь, и они хотят помочь тебе. Во всяком случае, именно ты страдаешь в доме от всей этой истории и, возможно, ты будешь страдать больше в интернате, куда родители думали тебя определить прежде, чем прийти сюда». — «А как вы будете меня лечить?» — «Я буду тебя слушать и стараться понять вместе с тобой, что мешает тебе... (иметь друзей... успевать в школе... разговаривать, как другие... спокойно спать... что заставляет тебя воровать, вести себя так, что тебя не любят... и т.д.). Ты будешь говорить со мной словами, рисунками, лепить, рассказывать сны». И, наконец, в присутствии родителей я ему сообщаю о том, что есть профессиональный секрет и заверяю, что даже родителям, которые платят деньги, я не буду повторять то, что скажет мне он. И, напротив, все, что скажут мне родители и что может быть ему полезно знать, я ему скажу. С другой стороны, он сам может говорить то, что скажет у меня, своим родителям, но будет знать, что я их попросила его не расспрашивать. Лучше всего было бы, чтобы он говорил обо мне только мне самой. Его лечение продвигалось бы быстрее. В том случае, когда отец не присутствует, беседа с ребенком происходит в присутствии матери. Вначале примерно так же, но потом с изменения- ми: «Ты знаешь, почему отец не пришел сегодня?» Взгляд ребенка в сторону матери, и она, таким образом, приглашается к тому, чтобы дать ответ. Потом я объясняю, что «потому что не подлежит сомнению, мы ничего не предпринимаем, не спросив о мнении и желании отца, я написала ему вот это письмо, которое твоя мама передаст, и мы узнаем, хочет ли он тоже, чтобы я тобой занималась. Ты сам тоже сможешь иметь свое мнение и принять решение, но после решения отца. Если твой отец откажется, а сам ты хотел бы получить помощь, — здесь короткое сообщение результатов тестирования, — ты попытаешься сам получить его согласие. Если он думает, что это слишком дорого (в случае, если терапия частная), ты скажешь ему, что на консультации ты мог бы тоже получить лечение, может быть, не в самое удобное время, но тоже хорошее, и, я уверена, если вы оба, ты и мама, решились, ты сумеешь убедить и твоего папу». Мы принимаем решение о периодичности сеансов — один раз в неделю, один раз в две недели или в месяц, в зависимости от случая. Я обычно заканчиваю, называя цену сеанса. Естественно, что у родителей есть желание помочь ребенку; и сам он, став родителем, сделает это для своих детей. А как быть в случае, если родители разведены? Я считаю, точно так же. Начиная с момента обращения, я высказываю пожелание, чтобы пришли по возможности оба родителя. Если это невозможно, если живущий отдельно родитель находится далеко, лечение начинается, но на каждом сеансе мы говорим об отправленном письме, ответ на которое должен прийти. Конечно же, если мать вступила в повторный брак или отец и второй супруг выполняет
или не выполняет роль отца, его приход приветствуется и даже желателен, но ни в коем случае он не приходит в качестве заместителя родного отца, который должен сохранить свою главную роль. А как быть с детьми сиротами или сиротами наполовину? В этом случае проблема другая, и это те люди или ответственные организации, с которыми встречаешься в первый раз, а потом поддерживаешь связь по телефону, если они не могут или не хотят беспокоиться, люди, по поручению воспитателей или организации берущие детей в праздничные дни, среди которых он находит объекты Эдипова переноса. Я уделяю столько внимания этой первой консультации, потому что, как мне представляется, она является своего рода пробным камнем для всего лечения. Я видела детей, которые были в терапии в течение двух лет, и в результате наступило улучшение. Затем терапия прекратилась. У меня была возможность принимать их снова спустя два-три месяца по окончании лечения с вновь возникшими подобными расстройствами. Ребенок не взял на себя ответственность за собственное лечение, и это было тому причиной. Ему не объяснили достаточно четко, что психотерапевт делает работу, которая оплачивается, а он, ребенок, имеет право голоса как в самом начале, так и в любой другой момент, он может говорить о смысле предпринятой работы, и, чтобы ее прекратить, ему также надо выразить свое желание и самому также констатировать, что работа была закончена. Вот пример: «Учитель сказал маме про консультацию, там была женщина (психотерапевт). Я встречался с ней два раза в неделю, Я рисовал. Она ни- чего не говорила. Меня это забавляю. Один раз они поговорили с мамой, что не стоит труда. — Это чего-то стоило? - Нет, не так, а что мне не надо больше приходить. — Почему? — Ну, это, я не знаю, спросите маму. — Л твой отец? — Папа? Ну, папа, он об этом и не знал. Ему никогда не говорили. — И почему? — Потому что он всегда говорит, что у мамы разные идеи и лучше бы ей этим вообще не заниматься... Что все такие, какие есть, а я такой же никудышный, как мои дядя такой-то. — А ты сам? — Ну, я не знаю. Я жду. — Ты ждешь чего? — Когда вырасту, я смогу уйти от этого, - Уйти куда? — Я не знаю. Далеко, в такое место, где зарабатывают деньги. Вот папа говорит, если бы он не женился, он ушел бы далеко и стал там богатым. А потом я им оттуда пришлю, папе и маме, и они увидят, что я не никудышный». Молчание. Огромные слезы... платок. Молчание. Я его не прерываю, затем, ничего не говоря все время молчащему ребенку, пишу отцу и после длительного и наполненного смыслом молчания говорю ребенку: «Ты сам отдашь это письмо папе, он не знает, что ты так сильно его любишь. Ты передашь его папе и скажешь сам, чтобы он мне позвонил». Матери я объявлю: «Ваш сын решит вместе с отцом. Вы правильно поступили, когда привели его, но ему двенадцать лет, он тишком большой, чтобы безучастия отца мы решились на какую-либо психотерапевтическую работу». Таким образом, после двух лет психотерапевтических сеансов главную часть работы еще только предстояло сделать. Нужно было установить прямой контакт сына с отцом, общение между обоими родителями и психотерапевтом, чтобы и ребенок, и отец взаимно могли разрешить Эдипов конфликт. Дядя такой-то, на пример которого отец ссылался, го-
варя о сыне, оказался братом деда с отцовской стороны, умершего, когда отцу было десять лет. Этот дядя не только никогда не помогая племяннику и невестке, но, наоборот, ущемил их права наследования. Необходимо было, чтобы отец и мать смогли высказать в присутствии какого-то свидетеля-посредника свое взаимное разочарование, сказать, что это разочарование всегда было обратной стороной глубокой нежности и неловкости, в которых нуждаюсь они оба, чтобы вновь обрести право жить, наконец, узнав друг друга. И что они ощущают себя ценными друг для друга, несмотря на трудности, которые испытали в воспитании ребенка.
|