Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика стилей управления






Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К.Левиным, который выделял ав-торитарный, демократический и анархический (его еще называют либеральным) стили.

Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Этому стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным. Он категоричен, часто резок с людьми, всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.

Для автократа характерны - догматизм и стереотипность мышлений. Все новое воспри-нимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и тем же методами. В этом случае вся власть сосредоточена в руках руководителя-автократа. Даже размещение людей в процессе про-ведения совещаний подчинено его идеологии – все постоянно должны быть на виду (таб-лица 4.1, а). Это создает напряженную обстановку так как подчиненные в этом случае же-лали бы избежать тесного контакта с таким менеджером.

Руководитель становится автократом тогда, когда по своим качествам он ниже уровня людей, которыми руководит, или если у его подчиненных – слишком низкая общая и про-фессиональная культура.

Этот стиль руководства не стимулирует проявление инициативы у подчиненных: она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективнос-ти работы организации.

Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчинен-ных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчи-ненными он предельно вежлив и доброжелателен, находится с ними в постоянном контак-те, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Он требователен, но справедлив. При таком стиле руководства в подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.

Демократичный менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в средине группы. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации (таблица 4.1, б). Таким образом, приемы и способы воздействия на подчиненных у автократа и демократа существенно отличаются (таблица 4.1.).

Руководитель с либеральным (невмешательским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлены полная самостоя-тельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководи-тель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, осо-бенно если это угрожает его популярности. Либералов отличает безынициативность, неос-мысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.

Из всего имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у ли-берала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций он пас-сивен: «плывет по течению». Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном согла-шается с мнением подчиненных. Мягкость в общении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ним взаимоотношения. Следствием этого может быть пани-

- 19 -

братство, а «дистанция» такого руководителя со своими подчиненными на работе крайне незначительна. Руководитель либерального стиля не проявляет сколько-нибудь выражен-ных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчинен-ных и, как следствие, его управленческая деятельность не результативна.

Таким образом, стиль управления сводится к технологии принятия управленческих ре-шений. В частности, менеджер:

- единолично принимает решение и извещает о нем («чистый автократ»);

- «внушает» решение;

- высказывает свои мысли, идеи и предлагает задавать вопросы;

- предлагает пробное решение в качестве опытного образца (модели) для решения;

- раскрывает суть проблемы, дает указания, оценивает предложения, принимает реше-

ния («чистый» демократ);

- устанавливает ограничения и просит сотрудников принять решение;

- позволяет подчиненным действовать без ограничений, установленных руководством

«свыше» («чисто невмешательство»).

Исследования немецких ученых выявили зависимость между результатами труда и сти-лем руководства. Эффективность различных стилей оценивалась в течение трех лет. Са-мые высокие результаты – у коллектива, где преобладает демократический стиль руковод-ства, и самые низкие – у коллектива с либеральным и авторитарным руководителями (таб-лица 4.2.). Исследовались производительность труда, психологический климат, текучесть кадров и прибыль.

Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей «в чистом виде» встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал