Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Авторитет менеджера
Как уже отмечалось, успех в управленческой деятельности зависит не столько от силы власти, сколько от воздействия личного авторитета менеджера. Ест такие духовные ценно- сти, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям и относится авторитет менеджера. Авторитет – это заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчи-ненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценностей и результатов работы (таблица 5.8.). Авторитет руководителя, вязанный с выполнением основных функций согласно занима-емой им должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника авторитета (статуса): - официальный авторитет, определяемый занимаемой должностью (должностной ста- тус); - 30 - - реальный авторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъек- тивный статус). Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей и положительно влияет на них. К решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные от-носятся по-разному. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивле-ния, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внутрен-ние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его реше-ниям.
- 31 - Тема 6. Управленческие решения 1.1. Содержание и виды управленческих решений 1.2. Процесс принятия решений 1.3. Методы принятия решений 1.4. Индивидуальные стили принятия решений 1.5. Условия эффективности управленческих решений 1.6. Организация и контроль за исполнением решений
Содержание и виды управленческих решений Для менеджера принятие решений – постоянная и очень ответственная работа. Необхо-димость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути этого процесса чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться ус-пеха в области управления. Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирова-нию, организации, мотивации и контролю. Выработка и принятие решений – это твор-ческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает в себя ряд стадий: - выработку и постановку цели; - изучение проблемы; - выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий прини- маемых решений; - рассмотрение вариантов решений; - выбор и окончательное формулирование решения; - принятие решения; - доведение решений до исполнителей; - контроль за выполнением решений. Под управленческим решением понимают выбор альтернативы – акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение представ-ляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управ-ленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокуп-ность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управлен-ческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач. Виды управленческих решений. Решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются или в обстановке определенности, или в обста-новке риска (неопределенности). Существуют и другие критерии классификации управленческих решений: - по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения; - по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся; - по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализирован- ные; - по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные; - по сложности: простые и сложные; - по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические. Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления. Структури-рованные решения предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. - 32 - Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопро-сов. Алгоритмические решения предельно жестко регламентируют деятельность подчи-ненных и практически исключают их инициативу. Подходы к принятию решений. В управленческой практике к принятию решений сло-жились два основных подхода: индивидуальный и групповой. В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия решений. Имеется в виду тот факт, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров, т.е. при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы ре-шения принимались высшим звеном управления. При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответствен-ный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход предохраняет главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть пере-даются людям из более низких уровней управления. Разрешение рабочим участвовать в принятии решения напрямую затрагивает их интересы, что увеличивает эффективность принятого решения. При рассмотрении процессов принятия решений следует учитывать два момента: - принимать решения, как правило, сравнительно легко, но принять хорошее решение трудно; - принятие решения – это психологический процесс, поэтому неудивительно, что спо- собы, используемые для этого руководителем, варьируются от спонтанных до глубо- кологчиских. Отсюда можно утверждать, что процесс принятия решений имеет инту- итивный, основанный на суждениях, и рациональный характер. Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Рациональное решение отличается от других тем, что оно не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
|