Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторитет менеджера






Как уже отмечалось, успех в управленческой деятельности зависит не столько от силы власти, сколько от воздействия личного авторитета менеджера. Ест такие духовные ценно-

сти, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям и относится авторитет менеджера.

Авторитет – это заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчи-ненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценностей и результатов работы (таблица 5.8.).

Авторитет руководителя, вязанный с выполнением основных функций согласно занима-емой им должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника авторитета (статуса):

- официальный авторитет, определяемый занимаемой должностью (должностной ста-

тус);

- 30 -

- реальный авторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъек-

тивный статус).

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей и положительно влияет на них. К решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные от-носятся по-разному. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивле-ния, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внутрен-ние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его реше-ниям.

 

 

- 31 -

Тема 6. Управленческие решения

1.1. Содержание и виды управленческих решений

1.2. Процесс принятия решений

1.3. Методы принятия решений

1.4. Индивидуальные стили принятия решений

1.5. Условия эффективности управленческих решений

1.6. Организация и контроль за исполнением решений

 

Содержание и виды управленческих решений

Для менеджера принятие решений – постоянная и очень ответственная работа. Необхо-димость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути этого процесса чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться ус-пеха в области управления.

Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирова-нию, организации, мотивации и контролю. Выработка и принятие решений – это твор-ческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает в себя ряд стадий:

- выработку и постановку цели;

- изучение проблемы;

- выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий прини-

маемых решений;

- рассмотрение вариантов решений;

- выбор и окончательное формулирование решения;

- принятие решения;

- доведение решений до исполнителей;

- контроль за выполнением решений.

Под управленческим решением понимают выбор альтернативы – акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение представ-ляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управ-ленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокуп-ность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управлен-ческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Виды управленческих решений. Решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются или в обстановке определенности, или в обста-новке риска (неопределенности).

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

- по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

- по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

- по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализирован-

ные;

- по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные;

- по сложности: простые и сложные;

- по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления. Структури-рованные решения предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных.

- 32 -

Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопро-сов. Алгоритмические решения предельно жестко регламентируют деятельность подчи-ненных и практически исключают их инициативу.

Подходы к принятию решений. В управленческой практике к принятию решений сло-жились два основных подхода: индивидуальный и групповой.

В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия решений. Имеется в виду тот факт, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров, т.е. при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы ре-шения принимались высшим звеном управления.

При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответствен-ный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход предохраняет главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть пере-даются людям из более низких уровней управления. Разрешение рабочим участвовать в принятии решения напрямую затрагивает их интересы, что увеличивает эффективность принятого решения.

При рассмотрении процессов принятия решений следует учитывать два момента:

- принимать решения, как правило, сравнительно легко, но принять хорошее решение

трудно;

- принятие решения – это психологический процесс, поэтому неудивительно, что спо-

собы, используемые для этого руководителем, варьируются от спонтанных до глубо-

кологчиских. Отсюда можно утверждать, что процесс принятия решений имеет инту-

итивный, основанный на суждениях, и рациональный характер.

Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Рациональное решение отличается от других тем, что оно не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал