Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Правовые отношения по социальному обеспечению
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Согласно теории права правовые отношения — это разновидность общественных отношений. Эти отношения представляют собой социальные связи между людьми. Многие из них возникают по воле конкретных лиц. Большинство имеющихся общественных связей не могут существовать сами по себе. Например, лицо достигло определенного возраста. Имеет документально подтвержденный соответствующий стаж и заработок. Другими словами, у пего имеются все юридические факты, предусмотренные пенсионным законом. В таких случаях говорят: у него возникло право на трудовую пенсию. Но данное право на пенсию «молчит». Для того чтобы оно было реализовано, этому лицу-правообладателю необходимо вступить в отношения с пенсионным органом — правообязанной стороной. В ходе обращения в этот орган правообладатель письменно (с приложением всех требуемых документов) изъявляет свою волю (желание) на получение пенсии. Именно таким образом он может реализовать свое возникшее право на пенсию. Пенсионный орган обязан принять все соответствующие документы правообладателя. Если они представлены в полном объеме, то этот орган обязан установить (назначить) пенсию и в дальнейшем ее выплачивать. Как мы видим, связь правообладателя и правообязанного органа не абстрактна. Она как бы заранее урегулирована в юридических нормах, содержащихся в соответствующих правовых актах — пенсионных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ. Стороны (участники) общественных отношений действуют не сами по себе, а подчиняются требованиям пенсионных правовых норм, выполняют их предписания. Следовательно, правовое отношение — это есть юридическая связь между его участниками. В нашем примере — между конкретным лицом (правообладателем) и пенсионным органом (правообязанной стороной). Похожие связи существуют между индивидами и органами, предоставляющими им другие виды социального обеспечения — пособия, социальные услуги, государственную социальную помощь и пр. Из этого вытекает следующий общий вывод. Правоотношение по социальному обеспечению — это юридическая связь между его субъектами — гражданином и органом социального обеспечения — по поводу материального блага (конкретизированного вида социального обеспечения), основным содержанием ее являются субъективные права и юридические обязанности, и которая возникает на основе норм права социального обеспечения в случае наступления предусмотренных правовыми нормами социальных юридических фактов.
В литературе имеются и другие определения данного понятия. Так, правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан (семей) с органами, предоставляющими им соответствующие виды социального обеспечения в денежной или натуральной форме, в пределах установленных для них прав и обязанностей. Следовательно, в процессе претворения в жизнь предписаний правовых норм общественные отношения по социальному обеспечению выступают только в форме правовых отношений. Данные правоотношения еще называют социально-обеспечительными. Правоотношения по социальному обеспечению, как и любые другие, состоят из трех элементов: субъекта, объекта, содержания. Обязательной предпосылкой возникновения правоотношений являются юридические факты. Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства (жизненные факты), закрепленные в нормах законодательства, с которыми право связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридические факты подразделяются на события и действия. Правоотношения по поводу многих видов социального обеспечения, как правило, возникают в связи с определенными событиями. В нашем вышеприведенном примере таким событием является наступление пенсионного возраста. Причиной события может быть и действие, например получение увечья в результате действий самого потерпевшего или других лиц, приведших к смерти или временной нетрудоспособности. Для социально-обеспечительных правоотношений обычно имеет значение не причина, а сам факт (само наступившее событие). Хотя в отдельных случаях может иметь значение и причина наступившего события. Таким образом, наступившие события служат основанием возникновения материальных социально-обеспечительных правовых отношений (или материально-правовых отношений). Юридические факты в форме действий характерны для возникновения процедурных правоотношений. Для того чтобы они возникли, необходимы действия лица, желающего реализовать свое имеющееся (или появившееся) право на какой-либо вид социального обеспечения. Действие лица — это есть его волеизъявление. В нашем примере оно (волеизъявление) подтверждается заявлением о назначении пенсии. Такие действия называются правообразующими юридическими фактами. Изменение уже функционирующих правоотношений может быть обусловлено одним или рядом юридических фактов. (Последние носят название сложный юридический фактический состав.) Например, лицо получает трудовую пенсию по старости. После назначения пенсии продолжает свою работу. С увеличением страхового стажа возрастает объем его пенсионных прав, т. е. появляется право на перерасчет пенсии в большем размере. Налицо — событие. С момента подачи заявления (его действия) изменяется содержание правоотношения. Иллюстрация данного примера показывает, что сложный фактический состав (событие + действие) является правообразующим юридическим фактом. Правопрекращающими юридическими фактами являются, как правило, отдельные факты: смерть пенсионера, достижение совершеннолетия (лицом-получателем пенсии по случаю потери кормильца); окончание временной нетрудоспособности (при получении пособия по временной нетрудоспособности); достижение ребенком возраста полутора лет (в случае получения на него ежемесячного пособия); признание трудоспособным инвалида (получавшего пенсию по инвалидности); окончание послеродового отпуска (при получении пособия по беременности и родам) и пр.
СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Правоотношения по социальному обеспечению (в дальнейшем именуются социально-обеспечительными правоотношениями) как система (комплекс) юридических связей всегда существуют между субъектами права социального обеспечения. Одним из них выступает гражданин (семья), реализующий свои права на определенный вид социального обеспечения. Вторым субъектом является орган, осуществляющий социальное обеспечение. В силу своей компетенции он обязан обеспечить реализацию прав первой стороной. (Под органами социального обеспечения мы имеем в виду все разнообразные органы, призванные и обязанные законом обеспечивать реализацию права и материальное обеспечение граждан в случаях, установленных законом.) Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но правом на обеспечение обладает только гражданин (семья как коллективный субъект), а обязанности по его предоставлению лежат на другой стороне — органе, осуществляющем социальное обеспечение. Первым субъектом социально-обеспечительных правоотношений выступает гражданин. Чтобы стать субъектом отраслевых правоотношений, гражданин должен обладать правосубъектностью. Правосубъектность состоит из трех видов способности: а) правоспособности — признаваемой законом способности иметь права и нести обязанности по социальному обеспечению; б) дееспособности — предусмотренной законом способности осуществлять указанные права и обязанности; в) деликтоспособности — способности нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения. Наличие у гражданина указанных трех способностей (в совокупности) свидетельствует о том, что он обладает полной социально-обеспечительной правосубъектностью. Зачастую бывает так, что эти три способности гражданина могут одновременно не совпадать. Например, инвалид вследствие психического заболевания имеет только право на пенсию по инвалидности. В силу своего заболевания он не может нести обязанности. В данном случае мы говорим, что он обладает ограниченной правоспособностью — в части только прав, так как он является недееспособным и неделиктоспособным. В подобных случаях от его имени в социально-обеспечительных правоотношениях выступают законные представители или соответствующий орган государства. Вторым субъектом данных правоотношений является соответствующий управомоченный орган, осуществляющий социальное обеспечение. Правосубъектность такого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан. В зависимости от видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные органы социальной защиты населения; органы ПФР, ФСС РФ, фондов обязательного медицинского страхования; органы службы занятости; органы здравоохранения и образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.); исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам) и работодатели — конкретные организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи и обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором); бюро МСЭ (при установлении факта инвалидности, ее причины и времени наступления); суд (при установлении фактов безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего) и др. В большинстве своем данные субъекты правоотношений являются органами правоприменительными либо юрис- дикционными правоохранительными, правовосстановительными (в процессуальных правоотношениях — при рассмотрении споров о социальном обеспечении). Под объектом правоотношения понимают те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы гражданина как правомочной стороны (участника) правоотношений. Значит, объектом правоотношений по социальному обеспечению выступает конкретизированное материальное благо в форме денежной выплаты (пенсии, пособия) или натуральной выдачи (социальные услуги, медицинская помощь) гражданину, имеющему на это право. Такие правоотношения называются материальными. Следовательно, объект материального правоотношения — это внешний предмет в виде материального блага, который является поводом установления таких правоотношений. Объектом социально-обеспечительных отношений могут выступать и действия. Они, будучи урегулированы правовыми нормами, являются объектом процедурных правоотношений и выполняют вспомогательную роль, «обслуживая» материальные правоотношения. В данном случае идет речь об обязательных действиях, которые должен совершить тот или иной орган социального обеспечения. Например, гражданин обратился в пенсионный орган по поводу назначения пенсии. Этот орган обязан в предусмотренный законом срок рассмотреть его заявление, установить юридические факты и принять соответствующее решение. Все последовательные действия (процедура) пенсионного органа и есть объект процедурного правоотношения. Именно так процедурные правоотношения дают жизнь материальным социально-обеспечительным правоотношениям, обеспечивают их дальнейшее функционирование. Содержание правоотношений по социальному обеспечению составляют права и обязанности субъектов правоотношений. Большинство правоотношений по социальному обеспечению являются сложными и многосторонними. Это означает, что у каждого из субъектов может быть несколько прав и обязанностей. При этом в части основных прав правопритязающей стороной выступает гражданин (семья), а правообязанной стороной — орган, предоставляющий конкретный вид социального обеспечения. В жизни не возникает какого-то единого правоотношения, в котором бы лицо обладало правомочиями на получение всех видов социального обеспечения. В связи с каждым видом социального обеспечения возникает отдельное, особое правоотношение, отличающееся от правоотношений по поводу иных видов социального обеспечения, по субъектам, по объекту, по юридическим фактам, по содержанию. Таким образом, возникает столько видов правоотношений, сколько имеется установленных в законодательстве видов социального обеспечения. В реальной жизни социально-обеспечительные правоотношения всегда выступают в их конкретном виде. Возникают вопросы: как же следует классифицировать все правоотношения по социальному обеспечению? Какие есть виды этих правоотношений?
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО- ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Все имеющиеся правоотношения по социальному обеспечению можно классифицировать по следующим основаниям (критериям): а) по характеру правоотношения, определяемому его целями; б) видам социального обеспечения; в) субъектам; г) срокам правоотношений; д) формам организации социального обеспечения; е) формам социального обеспечения как способу удовлетворения потребностей граждан и пр. Рассмотрим данную классификацию. Когда говорят о характере правоотношения, определяемом его целями, то имеют в виду следующее. Во-первых, существуют материальные социально-обеспечительные правоотношения по установлению (выплате назначенных) пенсий, пособий, компенсационных выплат, оказанию социальных услуг, медицинской помощи и лечения. (Иными словами, различают по объекту правоотношений.) Во-вторых, имеются процедурные правоотношения по установлению юридических фактов для права на соответствующий вид социального обеспечения, его назначению либо отказу в нем. Как правило, они предшествуют основным материальным правоотношениям. Процедурных правоотношений может быть также столько, сколько существует видов социального обеспечения. В силу этого процедурные правоотношения «обслуживают» материальные правоотношения и существуют для их установления или изменения. В-третьих, есть процессуальные правоотношения, которые возникают по поводу разрешения споров о социальном обеспечении. Они могут быть двух видов в зависимости от того, кто является субъектом, рассматривающим спор: правоотношение гражданина с вышестоящим органом социального обеспечения, которому обжалуются действия нижестоящего органа; правоотношение гражданина с судом по рассмотрению спора, если он обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение. По видам обеспечения материальные социально-обеспечительные правоотношения разграничивают на пенсионные; по выплате пособий и компенсационных выплат; по предоставлению социальных услуг (социальному обслуживанию); по оказанию государственной социальной помощи. В данном случае мы говорим, что эти материальные правоотношения существуют в реальной жизни как конкретные видовые правоотношения. Поэтому имеется столько видов правоотношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений охватывается нормами права социального обеспечения. Значит, право на тот или иной вид такого обеспечения может быть реализовано только через соответствующее правоотношение. Правоотношения по социальному обеспечению объединены одной целью — предоставить материальное благо его правообладателю в конкретизированном виде социального обеспечения. Можно сказать, что общим объектом таких отношений является определенное материальное благо, на которое направлены правоотношения. Таким благом могут быть как денежные выплаты, так и различные социальные услуги (социальное обеспечение в «натуральной форме»). В связи с этим в системе материальных правоотношений можно выделить два относительно самостоятельных крупных блока правоотношений: правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам выплат по системе социального обеспечения в денежной форме; правоотношения, возникающие по поводу «натуральных» видов социального обеспечения. В первую группу правоотношений входят: а) пенсионные правоотношения; б) правоотношения по поводу пособий; в) правоотношения по поводу компенсационных выплат. Вторая группа «натуральных» видов социального обеспечения охватывает различные виды социальных услуг и льгот. В связи с их предоставлением возникает множество правоотношений, соответствующих видам социальных услуг, право на которые граждане реализуют в качестве субъектов таких правоотношений. В свою очередь, каждый из указанных видов правоотношений имеет внутреннее подразделение или конкретизацию по видам обеспечения. Например, пенсионные правоотношения бывают: по старости, по случаю потери кормильца, инвалидности, за выслугу лет и пр. Правоотношения по выплате пособий можно классифицировать по видам пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т. д. По субъектам правоотношения дифференцируются в зависимости от обращающегося за конкретным видом социального обеспечения: работники, военнослужащие, учащиеся, индивидуальные предприниматели и т. п. По органу, предоставляющему тот или иной вид обеспечения, выделяются государственные или муниципальные органы, например: органы социальной защиты населения, органы ПФР, ФСС РФ, МВД РФ, Минобороны РФ и др. Согласно теории права субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою праводееспособность. Использование праводееспособности позволяет субъекту стать участником определенного правоотношения. Правовые отношения по социальному обеспечению всегда носят волевой характер. Он выражается в том, что эти отношения связаны как с государственной волей, выраженной в праве, так и с индивидуальной волей, так как правоотношение реализуется по воле его участников. Подавляющая часть социально-обеспечительных правоотношений возникает, изменяется и прекращается именно по воле их субъектов. Для возникновения названных правоотношений гражданину наряду с юридическими фактами (например, достижение пенсионного возраста) необходимо и его волеизъявление. Для возникновения социально-обеспечительных правоотношений не требуется волеизъявления обоих его участников. Как отмечалось выше, достаточно лишь волеизъявления гражданина, реализующего право на какой-либо вид социального обеспечения. Второй субъект на основании такого волеизъявления и при наличии соответствующих юридических фактов обязан предоставить требуемый вид социального обеспечения. В этом их отличие от иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Юридическая обязанность — это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.
Юридические обязанности органов, предоставляющих обеспечение, корреспондируют субъективным правам граждан. Они обязаны предоставлять гражданам пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги и льготы, государственную социальную помощь в установленном законом объеме, в установленные сроки и в соответствующем порядке. Наряду с субъективными правами граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению несут и обязанности. В отличие от юридических обязанностей другого субъекта (органа социального обеспечения), которые носят преимущественно материальный характер, их обязанности связаны с необходимостью соблюдения определенных правил процедурного и процессуального порядка: представлять достоверные документы, надлежащим образом оформленные; своевременно сообщать об изменениях, влияющих на размер денежной выплаты или влекущих ее прекращение; своевременно являться для перерегистрации в качестве безработного, на осмотр к врачу, на освидетельствование в медико-социальную экспертную комиссию и т. д. Этим обязанностям граждан соответствуют права другого субъекта соответствующего правоотношения по социальному обеспечению — применять правоограничительные санкции в виде, например, удержания из пенсии; прекращения выплаты пенсии, пособия или компенсации; приостановления выплаты на определенный срок пособия по безработице. По срокам действия правоотношения существуют: а) длительно длящиеся (пенсионные); б) кратковременно длящиеся (пособие по безработице) — до четко установленного срока; в) разовые (единовременное пособие при рождении ребенка). По формам организации, т.е. по организационно-правовым формам социального обеспечения, выделяются: отношения по обеспечению в порядке обязательного социального страхования; отношения по обеспечению за счет ассигнований из государственного бюджета; локальные правоотношения. По формам социального обеспечения как способу удовлетворения потребностей граждан существуют правоотношения: по поводу денежных выплат и по поводу натуральных выдач.
ПЕНСИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Основным видом социально-обеспечительных правоотношений являются пенсионные отношения. Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения общественное отношение, возникающее в связи с материальным обеспечением граждан (в виде трудовых пенсий или пенсий из государственного бюджета), достигших установленного законом возраста, длительное время занимавшихся трудом либо определенным видом профессиональной деятельности, а также граждан, признанных инвалидами, либо граждан, потерявших кормильца, с пенсионным органом, установившим право на данную выплату и осуществляющим ее выплату.
Классификация пенсионных правоотношений, как и ее критерии, вытекает из родовой (вышеприведенной) классификации социально-обеспечительных правоотношений. Пенсионные правоотношения по виду устанавливаемой пенсии подразделяются на правоотношения по поводу пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальной пенсии. Правоотношения по поводу названных пенсий определяются юридическими фактами (пенсионный возраст, инвалидность, потеря кормильца, наличие выслуги лет) и устанавливаются в соответствующем процедурном правоотношении. Ибо после установления юридического факта, в ходе которого подтверждается наличие или отсутствие самого права гражданина на пенсию, таковая назначается или в ее назначении отказывают. Вынесение положительного решения соответствующего пенсионного органа служит началом материального пенсионного правоотношения. По характеру условий, в связи с которыми устанавливаются пенсии, пенсионные правоотношения возникают в случаях пенсионного обеспечения как на общих условиях, так и на досрочных (в связи с особыми условиями труда, медико-биологическими факторами и пр.). По сроку действия пенсионные правоотношения относятся к числу длящихся. В зависимости от продолжительности времени, в течение которого они могут существовать, их можно разграничить на два подвида: а) действующие неопределенное время, например отношения в связи с пенсионным обеспечением по старости; б) действующие в течение определенного срока, например отношения в связи с обеспечением пенсиями инвалидов. Срок действия ряда пенсионных правоотношений установлен в правовых нормах путем указания конкретного срока. По формам организации пенсионные правоотношения подразделяются на пенсионные страховые и пенсионные нестраховые отношения. Различие производится по финансовым средствам источников, за счет которых производятся пенсионные выплаты. Следует заметить, что материальные пенсионные страховые отношения возникают при наличии такого юридического факта, как реальное (фактическое) внесение обязательных страховых взносов (ранее единой части социального налога в ПФР). При их отсутствии материальные пенсионные отношения по поводу трудовой пенсии возникнуть не могут. К страховым пенсионным правоотношениям не могут быть отнесены правоотношения, которые возникают в порядке негосударственного пенсионного страхования, поскольку правовые нормы, их регулирующие, относятся к гражданскому праву, а не к праву социального обеспечения. Изложенные выше основания для классификации пенсионных правоотношений не являются исчерпывающими, они могут применяться как самостоятельно, так и в различном сочетании друг с другом или с иными критериями, отражающими наиболее существенные черты и признаки этих правоотношений. Субъекты пенсионных правоотношений — это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.
Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого. Иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (дееспособностью). ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПОСОБИЙ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ
Право на получение пособий либо компенсационных выплат по системе социального обеспечения реализуется гражданами в соответствующих правовых отношениях. Поэтому в реальной жизни существует столько видов правоотношений по поводу пособий и компенсаций, сколько имеется видов самих пособий и компенсаций. Право на каждый вид указанных выплат связано с определенными юридическими фактами. Значит, не существует одного общего, хотя бы и сложного, правоотношения по поводу пособий и компенсаций. Вместе с тем гражданин может одновременно быть субъектом различных видов таких отношений. Это бывает тогда, когда гражданин в одно и то же время реализует свое имеющееся право на те или иные выплаты (например, состоять в правоотношениях по поводу ежемесячного пособия на ребенка до достижения им 16 лет (учащимся 18 лет), пособия по безработице и других пособий). Правоотношения по поводу пособий и компенсаций — это общественные отношения, урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие на основе соответствующих юридических фактов в связи с предоставлением гражданам денежных выплат в виде пособий и компенсаций на условиях и в порядке, установленных законодательством.
Данные правоотношения могут быть классифицированы по определенным критериям: целевому назначению; источникам финансирования; сроку выплаты. По целевому назначению правоотношения по поводу данных пособий и компенсационных выплат делятся на следующие две группы: — выплаты, возмещающие утраченный заработок (доход, связанный с трудовой и иной деятельностью, определенной законодательством). К ним относятся правоотношения по поводу предоставления: а) пособия по временной нетрудоспособности; б) пособия по беременности и родам; в) пособия по безработице лицам, имевшим работу и потерявшим ее; г) ежемесячного пособия по уходу за ребенком (до достижения им полутора лет); д) компенсационной выплаты студентам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям, и пр.; - выплаты, имеющие целью материальную поддержку граждан, без учета их прежнего заработка (трудового дохода): а) пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; б) ежемесячного пособия по уходу за ребенком (до достижения им полутора лет) неработающим родителям; в) ежемесячного пособия на ребенка (до достижения 16 лет, учащимся 18 лет); г) пособия вынужденным переселенцам и беженцам; д) пособия при возникновении поствакцинального осложнения; е) компенсационных выплат трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым; ж) пособия на содержание ребенка в приемной семье; з) единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и др.
По источникам финансирования правоотношения подразделяются в зависимости от источников, за счет средств которых производятся денежные выплаты. В данном случае имеются в виду выплаты за счет средств обязательного социального страхования либо за счет ассигнований из государственного бюджета. По этому критерию выделяют две группы пособий и компенсаций: а) по поводу страховых выплат, которые возникают, например, между гражданами и органами Фонда социального страхования РФ по поводу выплаты пособий по беременности и родам; пособий на время отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; пособий по безработице лицам, имевшим работу и потерявшим ее; пособий на погребение в случае смерти работника; б) по поводу нестраховых выплат: между гражданами и органами социальной защиты населения — это пособия при рождении ребенка, пособия до достижения ребенком 16 лет (учащимся 18 лет); между гражданами и миграционной службой — пособия вынужденным переселенцам, пособия беженцам; между гражданами и органами здравоохранения — пособия гражданам, у которых возникли поствакцинальные осложнения, и др. В зависимости от срока своего действия правоотношения также делятся на две группы: а) отношения с определенным сроком существуют в течение конкретно обозначенного в законе времени и возникают, например, по поводу: пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, на детей до достижения ими 16 лет (учащимися 18 лет); по поводу компенсационных выплат учащимся на питание и пр. (Еще они называются длящимися правоотношениями); б) отношения разового характера, которые возникают в связи с выплатой: единовременного пособия при рождении ребенка, единовременного пособия на погребение и др. Эти отношения существуют ровно столько времени, сколько необходимо для реализации гражданином права на единовременную выплату в виде пособия либо компенсации. Субъектами названных правоотношений выступают, с одной стороны, граждане, а с другой — государственные или иные органы, уполномоченные государством. Граждане могут быть субъектами правоотношений только при условии, если они обладают правоспособностью и дееспособностью. В зависимости от характера пособия или компенсационной выплаты они могут быть предоставлены гражданину как работнику в порядке обязательного социального страхования либо как члену общества без всякого учета его трудовой деятельности. В первом случае предпосылкой участия в правоотношении служит обладание гражданином специальной праводееспособностью. Она возникает одновременно с вступлением в трудовое либо в другое правоотношение, во время которого на работающего распространялось обязательное социальное страхование. Во втором случае необходимы общегражданская праводееспособность и дееспособность. Другим субъектом правоотношений по поводу пособий и компенсационных выплат являются следующие государственные органы: социальной защиты населения, органы ПФР, ФСС РФ, органы службы занятости, миграционной службы, органы образования, учебные заведения, органы некоторых министерств и ведомств. К уполномоченным органам относятся работодатели, которые осуществляют выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, пособий на время отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, пособий на по гребение в случае смерти работника. Объектом данных правоотношений является материальное благо в виде вышеназванных ежемесячных, периодических, единовременных пособий или соответствующих ежемесячных, периодических, единовременных компенсационных выплат. Содержание правоотношения по поводу пособий и компенсаций составляют совокупность прав и обязанностей его субъектов. Это означает, что гражданин как субъект данных отнесений может требовать назначения и выплаты соответствующего пособия или компенсационной выплаты в размере и в порядке, установленных законом. Наряду с правами он несет и обязанности, в основном процедурного характера. К таким обязанностям относятся: представление в подтверждение юридических фактов (например, инвалидности, смерти кормильца) достоверных, надлежащим образом оформленных доказательств; своевременное сообщение органу, предоставляющему пособия или компенсации, о тех жизненных обстоятельствах, с которыми связано прекращение их выплаты либо снижение их размера (например, о прекращении учебы ребенком, достигшим 16 лет, на которого назначено пособие). Второй субъект данных правоотношений — тот или иной орган, предоставляющий пособия и компенсации. Главным образом он несет соответствующие обязанности: проверку наличия юридических фактов, с которыми связано право гражданина на тот или иной вид пособия или компенсации; принятие решения об их назначении; осуществление их выплат. У органов, предоставляющих пособия и компенсации, есть право требовать от граждан выполнения возложенных на них законом обязанностей. (К таким органам относятся ФСС РФ, Пенсионный фонд РФ, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения и образования, МВД РФ, МО РФ и др.)
ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАТУРАЛЬНЫХ ВЫДАЧ ПО СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Правоотношения по поводу натуральных выдач — это собирательное понятие. Оно включает в себя все существующие выдачи по социальному обеспечению в «натуральной» форме: социальные услуги, медицинские и лекарственные виды помощи и лечения, выдачи в порядке государственной социальной помощи; льготы. В жизни нередки случаи, когда гражданин может одновременно иметь право на несколько выдач в натуральной форме. Возьмем, к примеру, инвалида I группы с ампутацией обеих ног до уровня коленей. Согласно законодательству он вправе претендовать на получение: протезов ног; велокресла или мотоколяски; социальных услуг на дому (уборка помещения, доставка продуктов питания, приготовление пищи и т.п.); специализированной медицинской помощи (врача-ортопеда, массажиста и пр.); необходимых лекарств; льготы по проезду транспортом общественного пользования и др. Для получения перечисленных натуральных выдач он должен обратиться в соответствующие органы (социальной защиты населения, учреждения здравоохранения) по месту своего постоянного пребывания. Таким образом, правоотношения по поводу натуральных выдач — это общественные отношения, регулируемые нормами права социального обеспечения, возникающие на основе соответствующих юридических фактов в связи с предоставлением гражданам различных социальных услуг, медицинской и лекарственной помощи и лечения бесплатно или на льготных условиях, а также выдач как государственной социальной помощи на условиях, в объеме и порядке, предусмотренных законами.
В жизни не существует единого правоотношения, в котором гражданин мог бы реализовать право на несколько видов натуральных выдач, предусмотренных системой социального обеспечения. Поэтому данные правоотношения классифицируются на различные виды. Многочисленность натуральных выдач обусловливает разнообразие видовой классификации рассматриваемой группы общественных отношений. Выделяют следующие критерии классификации правоотношений по поводу предоставления натуральных выдач: а) средства финансовых источников, за счет которых осуществляется предоставление натуральных выдач; б) субъектный состав; в) сроки предоставления натуральных выдач; г) органы, осуществляющие их выдачу. Правоотношения по поводу предоставления натуральных выдач за счет средств финансовых источников бывают: социально- страховые и за счет ассигнований из государственного бюджета. В первом случае правоотношения возникают по поводу предоставления медицинской помощи гражданам; санаторно-курортного лечения работникам и членам их семей; отдыха детей в оздоровительных лагерях, социальной, медицинской и профессиональной реабилитации инвалидов, пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний и пр. Как правило, такие выдачи предоставляются за счет средств обязательного социального страхования. Правоотношения в связи с натуральными выдачами за счет бюджетных ассигнований (средств бюджетов всех уровней) возникают тогда, когда идет речь о следующих видах: о предоставлении или оказании социальных услуг или помощи пожилым и инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе (в стационарных, полустационарных учреждениях, на дому); о реабилитации инвалидов путем их профессионального обучения, трудоустройства, обеспечения их протезно-ортопедической помощью, средствами передвижения, транспортными средствами; о выдачах в порядке государственной социальной помощи и др. По срокам действия данные правоотношения бывают определенные во времени, неопределенные (длящиеся) или однократные (разовые). Сроки действия таких правоотношений, как правило, указываются в правовых нормах либо по мере надобности в той или иной натуральной выдаче, например в виде социальной услуги. Субъектами отношений по поводу натуральных выдач являются: пожилые граждане (лица, достигшие пенсионного возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет); инвалиды, признанные таковыми и имеющие I и II группы инвалидности. Они признаются субъектами правоотношений, например, по поводу социальной помощи на дому, стационарного или полустационарного обслуживания в учреждениях социального обслуживания, срочной социальной и медико-консультативной помощи. Субъектами правоотношений в связи с профессиональным обучением и трудоустройством, протезно-ортопедической помощью, обеспечением средствами передвижения и транспортными средствами являются инвалиды независимо от группы инвалидности. Субъектами ряда отношений, возникающих по поводу социального обслуживания, могут выступать и семьи, имеющие детей, или сами дети. В данном случае идет речь, к примеру, о семьях, чьи дети посещают дошкольное детское учреждение, о детях, родители которых лишены родительских прав, находящихся на полном государственном обеспечении в соответствующих детских учреждениях. Субъектами отношений по поводу государственной социальной помощи выступают малоимущие одиноко проживающие граждане и малоимущие семьи, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума в субъекте РФ; как трудоспособные, так и нетрудоспособные граждане. Вторым субъектом рассматриваемых отношений выступает соответствующий государственный или муниципальный орган, осуществляющий социальное обеспечение или по его поручению иной уполномоченный орган. К таковым органам относятся: органы социальной защиты населения; учреждения образования и здравоохранения; органы обязательного социального страхования профсоюзные органы и др. Основаниями возникновения данной группы правоотношений служат юридические факты, свидетельствующие о нуждаемости гражданина (семьи) в натуральных выдачах: в социальном обслуживании на дому; в медицинской и лекарственной помощи; в санаторно-курортном лечении и т.д. Прекращаются такие правоотношения в связи с прекращением надобности в натуральных выдачах, в связи с истечением срока их действия или по причине смерти получателей.
ПРОЦЕДУРНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Наряду с рассмотренными материальными социально-обеспечительными правоотношениями нормы права социального обеспечения регулируют и иные — процедурные и процессуальные правоотношения. Процедурные правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения гражданина с соответствующим органом в связи с установлением юридических фактов (или их совокупности) или реализацией волеизъявления и правомочий гражданина на какой-либо вид социального обеспечения и вынесением компетентными органами юридически обоснованного решения в порядке, установленном законодательством.
Как видно из определения, процедурные правоотношения по своему характеру неоднородны. Хотя они объединены главной целью — обслуживания материальных социально-обеспечительных правоотношений, они все же имеют разное предназначение. Субъектами процедурного правоотношения являются, с одной стороны, гражданин (в отдельных случаях представитель семьи), а с другой стороны, соответствующий орган. Причем граждане как субъекты данных правоотношений выступают двояко. Например, гражданин знает о том, что у него скоро возникнет право на трудовую пенсию. Он заранее подготовил все требуемые документы. В день, когда у него возникло право на пенсию, он обращается в пенсионный орган. Работники данного органа, принимая документы, убедились в том, что они представлены в полном объеме и оформлены в соответствии с законодательством. Это значит, что гражданин является правообладателем в полном объеме своих пенсионных прав. На основании заявления установленного образца ему назначается соответствующая пенсия. В данном случае пенсионный орган, подтвердив, установил пенсионное право обратившегося гражданина. С этого момента считается, что гражданином выполнена требуемая процедура для пенсии. (Другими словами, он уже перестает быть субъектом данного процедурного правоотношения.) Он ждет ее выплаты. С первой выплаты пенсии гражданин находится непосредственно в материальном пенсионном правоотношении с пенсионным органом. Следовательно, второй субъект — пенсионный орган — выступает в качестве органа, определяющего право на пенсию (правоопределяющего органа). Применяя соответствующие нормы права, он также выступает и как правоприменительный и правоисполнительный орган. Возьмем другой случай в нашем примере. Этот же гражданин, зная о возникновении предстоящего права на пенсию, не собрал все нужные документы, скажем, о трудовом стаже за отдельный период. Они не сохранились из-за пожара в его доме. Не сохранился и архив организации, на которой он работал в тот период, а сама организация ликвидирована по причине банкротства. Законодательство не лишает его возможности обращения за назначением пенсии. Он обращается в пенсионный орган с заявлением об установлении пенсии. Его заявление с имеющимися документами работники этого органа принимают и оказывают ему соответствующую помощь по подтверждению данного периода работы. Как мы видим, во втором случае пенсионный орган, принимая необходимые меры по установлению стажа лица, устанавливает сам юридический факт. Значит, этот орган как субъект процедурных отношений выступает в качестве правоустанавливающего юридический факт. Он также является одновременно и правоприменительным и правоисполнительным органом. Таким образом, основанием возникновения пенсионного правоотношения является сложный состав, состоящий из следующих фактов: а) заявления гражданина (семьи) о назначении и выплате пенсии определенного вида. Оно доказывает его волеизъявление реализовать свое право на пенсию; б) аличия у гражданина (семьи) всех юридических фактов для права на данный вид пенсии. Такие факты по каждому виду пенсии разные, и их количество тоже различно; в) вынесения решения о назначении пенсии соответствующего вида и размера. Отсюда вытекает, что объектами процедурных правоотношений являются юридические действия обязанного субъекта по подтверждению юридических фактов и установлению права на соответствующий вид социального обеспечения, в любом случае завершающиеся принятием акта применения права. Содержание процедурных правоотношений составляют права и обязанности их субъектов. Граждане имеют право требовать от компетентного органа совершения необходимого юридического действия, обязанность этого органа такие действия выполнить м установленных законом сроки и порядке. (Как отмечалось, это означает: установить юридический факт; рассмотреть заявление и пред ставленные документы, произвести их оценку и определить на этой основе само право на тот или иной вид социального обеспечения; принять решение о его предоставлении.) Процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением граждан со спорным вопросом или жалобой на действия соответствующего органа (должностного лица). Особенностью таких отношений является то, что они регулируются нормами гражданского процессуального или административного права, а не нормами права социального обеспечения Круг субъектов из числа граждан аналогичен тому, каков он есть в материальных правоотношениях. Другими субъектами являются органы, компетентные рассматривать споры и жалобы по вопросам социального обеспечения. К ним относятся вышестоящие органы социального обеспечения, судебные органы.
|