Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права социального обеспечения






 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В российской юридической науке под отраслью права понимается крупное подразделение права состоящее из совокупности однородных правовых норм, регулирующих специфическим методом отношения в определенной сфере общественной жизни.

Социальное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных общественных отношений, обособленных друг от друга. Наибольшее значение для нас имеют отношения по предоставлению некоторым категориям граждан материального блага в денежной и (или) натуральной форме, т.е. существующих видов социального обеспечения: пенсий, пособий, компенсационных выплат, медицинской помощи и лечения, социальных услуг; государственной социальной помощи и пр.

Казалось бы, в обобщенном виде можно сказать, что нормы права, регулирующие отношения между гражданами и соответствующими органами по поводу предоставления социального обеспечения, - это и есть право социального обеспечения. Однако такое определение будет далеко не полным и не совсем точным. Вне сформированного определения останутся многие не менее важные отношения, например, связанные с юридическими фактами. Ведь только при их наличии возникает право на какой-либо вид социального обеспечения. Это относится и к порядку назначения и выплаты пенсий и пособий, т.е. процедуре, посредством которой осуществляется реализация права на какой-либо вид социального обеспечения. В равной степени важны отношения процессуального характера, т.е. по поводу нарушенных прав или при возникновении споров между сторонами и пр.

В отраслевой литературе имеются различные определения права социального обеспечения и критерии его определения. Так, данное понятие формулируется с позиций общественных отношений как системы правовых норм, регулирующих отношения граждан с компетентными органами и иными уполномоченными государством субъектами по предоставлению им видов социального обеспечения, предусмотренных данной системой, а также процедурные отношения по установлению юридических фактов, соблюдению правил реализации прав граждан на социальное обеспечение и разрешению возникающих споров.

С точки зрения отраслевой принадлежности социального обеспечения под отраслью понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс общественных отношений, возникающих:

а) в связи с денежной формой обеспечения граждан (пенсиями, пособиями, компенсационными выплатами);

б) в связи с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг (отношения по поводу социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных);

в) по поводу установления юридических фактов, реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения (отношения процедурного и процессуального характера).

Имеются и другие точки зрения на этот счет.

Суммируя имеющиеся взгляды ученых, можно дать следующее определение.

Право социального обеспечения – это система правовых норм, регулирующих отношения определенных категорий граждан (еще, временно, уже нетрудоспособных и иных физических лиц) с управомоченными государством органами по предоставлению им видов социального обеспечения в денежной и натуральной формах обеспечения (пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных и медицинских услуг, государственной социальной помощи), а также по поводу установления юридических фактов, реализацией и защитой права на определенный вид социального обеспечения (посредством отношений процедурного и (или) процессуального характера) и функционирующая в рамках организационно-правовых форм его осуществления (за счет специально предназначенных для этого финансовых источников – средств обязательного социального страхования и ассигнований из государственного бюджета).

Признавая самостоятельность той или иной отрасли права, необходимо отграничивать ее от других отраслей. Трудность в отграничении возникает чаще всего тогда, когда имеются внешне похожие друг на друга отношения. В данном случае идет речь о существовании смежных отношений, о смежных правовых отраслях. Так, для права социального обеспечения таковыми являются трудовое, административное и финансовое право. Связь права социального обеспечения с трудовым правом обусловлена «генетически», так как первое отпочковалось от второго. Трудовые отношения в большинстве случаев предшествуют отношениям по материальному обеспечению в порядке обязательного социального страхования (при определенных условиях). Схожесть можно проследить на следующем примере.

Трудовое право регулирует трудовые отношения и тесно связанные с ними иные отношения. Например с непрерывным трудовым стажем. Так, длительный непрерывный стаж работы на одном предприятии может иметь значение при возникновении права у работника на вознаграждение за выслугу лет. В социальном обеспечении с непрерывным трудовым стажем связано право гражданина на получение пособия по временной нетрудоспособности т.д.

Отношения между различными государственными органами в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по организации социального обеспечения составляют предмет административного права.

Отношения, связанные с образованием и расходованием финансовых средств страховых внебюджетных фондов (ПФР, ФСС РФ, ФОМС) и части государственного бюджета (на цели социального обеспечения), являются предметом финансового права. (Негосударственное социальное обеспечение осуществляется на основании гражданско-правовых договоров о том или ином виде негосударственного социального обеспечения. Например, договор об обеспечении негосударственной пенсией заключается между гражданином и негосударственными пенсионными фондами. Поэтому оно не имеет никакого отношения к праву социального обеспечения).

 

ПРЕДМЕТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Каждая отрасль российского права имеет свой предмет, который позволяет отграничить одну отрасль права от другой, свидетельствует о ее самостоятельности среди других отраслей. Это означает, что существуют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, имеющие свои особые критерии..

Проще говоря, есть определенные общественные отношения, на которые воздействуют нормы права.

Прежде чем говорить о понятии предмета права социального обеспечения, необходимо иметь в виду, что оно неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения и его содержанием. Как мы знаем, существуют отношения между одним субъектом – гражданином – получателем материального блага и другим субъектом – органом, предоставляющим ему такое благо (в виде пенсии, пособия, социальной услуги и пр.). Значит, гражданин – потребитель этого блага и его предоставляющий орган – неотъемлемые стороны этих отношений, которые обладают определенными правами и обязанностями. Иными словами, они имеют особое положение, т.е. правовой статус. Их статус раскрывает само содержание социально-обеспечительных отношений. Следовательно, правовое положение гражданина выступает своеобразным критерием, с помощью которого познается отраслевая специфика отношений, каких нет в других отраслях российской системы права.

К числу таких характерных признаков социально-обеспечительных отношений, присущих только предмету рассматриваемой отрасли права, относятся:

а) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной и натуральной формах, мы их называем материальные социально-обеспечительные отношения;

б) отношения, связанные с установлением юридических фактов, именуемые процедурными отношениями;

в) отношения, связанные с защитой права на тот или иной вид социального обеспечения и зачастую возникающие в ходе реализации права на обеспечение, - это процессуальные отношения.

Кратко остановимся на общей характеристике названных признаков. Материальные социально-обеспечительные отношения граждан (в денежной и натуральной формах) составляют главную суть – «ядро» предмета права социального обеспечения. Это можно объяснить тем, что между гражданином и органом, предоставляющим социальное обеспечение, возникает конкретизированное отношение (связь) по поводу какого-либо определенного вида обеспечения, установленного законодательством. К таким видам социального обеспечения можно отнести:

а) трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца;

б) пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет и социальные пенсии (по государственному пенсионному обеспечению);

в) выплаты, заменяющие пенсии или дополняющие их уровень, например: пожизненное содержание судей, дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение Героям России, работникам организации ядерного оружейного комплекса и др.;

г) страховые пособия, возмещающие утрату заработка или дохода, связанного с трудом, - пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия по безработице;

д) социальные пособия, частично компенсирующие повышенные расходы гражданина, - единовременные пособия по случаю рождения ребенка, ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячные пособия на детей до 18 лет, единовременное пособие на погребение и т.п.;

е) компенсационные выплаты, схожие с пособиями по своему предназначению, например, лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе, и пр.;

ж) социальное обслуживание и предоставляемые социальные услуги для престарелых и инвалидов, к примеру, стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, социальные и реабилитационные услуги для инвалидов; семей, имеющих детей, включая содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов в детских учреждениях общего и специального типов – в детских домах, домах-интернатах, детских приютах и др.;

з) социальные льготы и преимущества некоторым категориям граждан, указанным в законодательстве;

и) социальная реабилитация инвалидов, включая бесплатное или со скидкой предоставление социальных услуг по профессиональному обучению, переобучению инвалидов в различных образовательных учебных заведениях и их последующей занятости; обеспечение инвалидов средствами передвижения и транспортом и оказание им протезно-ортопедической помощи и др.;

к) относительно самостоятельные виды социального обеспечения – медицинская помощь и лечение, включая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь (бесплатно или со скидкой), а также меры социального характера по уходу за больными; санаторно-курортное лечение и социальное обслуживание – бесплатное и на льготных условиях; лекарственная помощь (бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан);

л) государственная социальная помощь, оказываемая малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума в регионе.

Подобное содержание отношений, возникающих между гражданином и органами, предоставляющими перечисленные виды обеспечения, не встречается в других отраслях российского права.

Материальные социально-обеспечительные отношения не существуют сами по себе. Они, можно сказать, «молчат». Рассмотрим это на примере. У гражданина возникло право на какой-либо вид социального обеспечения, например на трудовую пенсию по старости. До тех пор пока он не выразит свою волю на реализацию возникшего права на пенсию, его пенсионное право «молчит». Образно говоря, молчит и его материальное отношение с будущим пенсионным органом. Для реализации своего права лицо обязано вступить в связь с этим органом, т.е. изъявить свою собственную волю, выполнив порядок, предписанный законодательством. Иными словами, гражданин должен вступить в установленную процедуру с названным органом. В данном случае по волеизъявлению лица возникают процедурные правоотношения.

Точно так же происходит и при нарушении прав граждан на какой-либо вид социального обеспечения. Для защиты нарушенного права гражданин должен также изъявить свою волю, но уже подчиняясь специальным – процессуальным правилам, установленным законом. Только тогда материальные отношения между конкретным лицом и органом становятся «живыми», т.е. действующими в реальной жизни.

Поэтому процедурные и процессуальные отношения являются производными от материальных отношений. Они тоже не могут существовать сами по себе как без конкретного правообладателя, так и без выраженной внешне его воли (желания). Вполне очевидно, что любое лицо, имеющее право на какой-либо вид социального обеспечения, должно обладать правами и обязанностями.

Сумма прав и обязанностей, с одной стороны, гражданина, а с другой стороны, органа социального обеспечения (как сторон социально-обеспечительных отношений) характеризует их правовой статус уже как субъектов права социального обеспечения.

Общее юридическое положение данных субъектов характеризуется, прежде всего, тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Граждане выступают в основном носителями прав, а государство – в лице органов, осуществляющих социальное обеспечение, выступает обязанной стороной. Как мы видим, объем пав и обязанностей сторон распределяется по-разному. Кроме того, законодатель исключает усмотрение обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения. Деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний, содержащихся в юридических нормах. Так, например, орган пенсионного обеспечения не может отказать гражданину в назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия денежных средств в ПФР, так кК он обязан совершить действия для реализации гарантированного законом права граждан на пенсию. Граждан предоставляется свобода распоряжения своими правами в области социального обеспечения.

Таким образом, специфика указанных прав и обязанностей предопределяет специфику правового статуса субъектов права социального обеспечения, отличает их от содержания прав и обязанностей субъектов отношений в других отраслях российского права.

Процедурные отношения включают три относительно самостоятельные подгруппы отношений:

а) по установлению юридических фактов, при наличии которых возникают материальные социально-обеспечительные отношения. К ним относятся такие факты, например, как инвалидность, временная нетрудоспособность, признание гражданина безвестно отсутствующим и др.;

б) связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения (к пенсии, пособию и т.п.);

в) связанные с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (об установлении пенсии, о назначении пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на определенный вид социального обеспечения. Например, при отказе пенсионного органа в назначении пенсии гражданин может обратиться в суд и т.д. Такие отношения возникают не только между физическим лицом и органом, непосредственно осуществляющим социальное обеспечение. Они могут возникать между гражданином и вышестоящими органами (в порядке подчиненности), а также в судебном порядке. В наступающее время споры в сфере социального обеспечения разрешаются в судах общей юрисдикции.

Конечно, было бы предпочтительным все споры в сфере социального обеспечения решать в специально предназначенных для этого социальных судах. Это связано с тем, что законодательство о социальном обеспечении очень объемно, зачастую противоречиво; требуются специальные знания правоприменительной практики и т.п.

Таким образом, материальным – социально-обеспечительным отношениям предшествуют процедурные. Иногда процедурные и процессуальные отношения сопровождают материальные отношения.

 

МЕТОД ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Метод правового регулирования общественных отношений является одним из главных показателей самостоятельности той или иной отрасли права, считается критерием разграничения отраслей права между собой. Проще сказать, «чем-то» воздействуют на «что-то», т.е. чем (какими способами, приемами) воздействуют на предмет права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось относительно недавно. Вследствие этого, а также в силу сложности самого содержания метода права социального обеспечения существуют различные взгляды и подходы к его определению.

Согласно основным положениям общей теории права метод правового регулирования указывает на то, как и каким именно образом регулируются отношения в той или иной сфере общественной жизни.

Следовательно, под методом права социального обеспечения понимается совокупность юридических приемов и способов, используемых соответствующими органами власти с целью оптимального регулирования отношений по социальному обеспечению.

Метод права социального обеспечения, как всякий отраслевой метод правового регулирования, представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод является динамичной (развивающейся) правовой категорией, так как с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Основными элементами метода права социального обеспечения, через которые проявляются его особенности, являются следующие:

а) специфичность способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений;

б) особенность юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих правоотношения по социальному обеспечению;

в) способы установления прав и обязанностей субъектов;

г) способы защиты нарушенных субъективных прав и обеспечения обязанностей субъектов, включая меру их ответственности;

д) порядок разрешения споров между субъектами отношений.

Рассмотрим каждый из указанных элементов отдельно.

Специфика первого элемента отраслевого метода – способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений – проявляется в наличии и сочетании централизованного и нецентрализованного способов установления прав и обязанностей субъектов данных отношений. В ст. 72 Конституции РФ отмечается, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. Отсюда следует, что регулирование отношений в области социального обеспечения осуществляется: на федеральном, на региональном и на локальном уровнях.

В централизованном порядке это происходит путем принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных нормативных правовых актов центральных органов государственной власти.

В настоящее время на федеральном уровне законодательно разрабатывается минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен ни при каких условиях субъектами Российской Федерации. Предоставление такого стандарта гарантируется за счет федеральных финансовых источников. Та, регулирование отношений по пенсионному обеспечению в централизованном порядке осуществляется федеральными законами о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении.

На региональном уровне регулирование отношений в области социального обеспечения осуществляется посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ. На практике они за счет собственных источников и при наличии финансовых возможностей устанавливают дополнительные доплаты к существующим видам социального обеспечения, например к пенсиям, пособиям и т.д.

Локальное регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется:

а) на муниципальном уровне;

б) в рамках конкретного предприятия.

Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

Специфика прав и обязанностей субъектов в социально-обеспечительных отношениях оказывает влияние и на содержание юридических фактов, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В отраслевых нормах права содержится указание на то, что должны делать указанные субъекты, что им дозволяется, а также от чего они обязаны воздерживаться или отказываться.

Другими словами, нормы права социального обеспечения содержат обязанности, предписания (запрет), правомочия участников отношений. Это так называемые нормы обязывающие, нормы запрещающие и нормы управомочивающие.

Целевое назначение данных норм различно.

Обязывающие (предписывающие) нормы направлены на удовлетворение материальных интересов граждан (в соответствующих видах социального обеспечения). Другими словами, такие нормы содержат предписание гражданам положительного (позитивного) характера, т.е. указывают на желательность (целесообразность) их обращения в соответствующие органы социального обеспечения по поводу реализации своего права на тот или иной вид обеспечения. (Конечно, граждане вправе отказаться от обращения в эти органы по реализации своего имеющегося права. Но это им заведомо невыгодно.) В этом и заключается суть позитивного содержания обязывающих норм права социального обеспечения.

Запрещающие нормы, как следует из их названия, содержат запрет на дозволенные действия участников социально-обеспечительных отношений друг к другу. Четко выраженных запрещающих отраслевых норм нет. Запреты в отдельных нормах права социального обеспечения существуют, но выражены не явно (скрыто-латентно). Обычно скрыто запреты содержатся в нормах, предусматривающих юридическую ответственность участников социально-обеспечительных отношений. Например, в ст. 25 Закона о трудовых пенсиях говорится, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в соответствующих документах. Как мы видим, в данной норме этого пенсионного закона нет прямого указания на запрещение недозволенных действий поименованным выше лицам. Связь ответственности и запрета опосредована, т.е. существует скрыто. Значит, с определенной долей условности можно допускать наличие запрещающих норм в праве социального обеспечения.

Управомочивающие нормы предусматривают правомочия граждан на получение тех или иных видов социального обеспечения при наличии указанных в законодательстве оснований (условий). Иными словами, гражданам дозволяется воспользоваться своим правом на соответствующий вид обеспечения при соблюдении законодательно установленных условий. Наличие условий свидетельствует о том, что содержание таких норм четко определено (явно выражено).

Запрещение, обязывание и управомочие, содержащиеся в отраслевых нормах в разных сочетаниях, являются одним из специфических способов регулирования социально-обеспечительных отношений.

В литературе такой способ именуют императивным приемом. (Слово «императив» от лат. imperatives – повелительный имеет несколько значений – повеление, безусловное требование, долженствование.)

В то же время существуют правовые нормы, которые предлагают участникам отношений выбор варианта своего поведения, своих действий. Это есть нормы дозволяющие. Такие нормы обычно адресованы гражданам. В них содержится своеобразное указание гражданину: самому определять свое поведение (свое отношение) к имеющемуся у него праву на какой-либо вид социального обеспечения. Например, он имеет право на две трудовые пенсии: по старости по инвалидности. Согласно Закону о трудовых пенсиях он волен избирать одну пенсию, наиболее ему выгодную. В нормах проявляется и другой прием правового регулирования, который называется диспозитивным приемом.

Названные два приема в правовом регулировании могут применяться раздельно или одновременно – в разном сочетании. Подобного нет ни в одной отрасли права.

Особенности второго элемента метода права социального обеспечения проявляются и в юридических фактах, обусловливающих возникновение, изменение и прекращение социально-обеспечительных правоотношений.

Под юридическими фактами в правовой науке понимаются конкретные жизненные обстоятельства (события, действия), которые вызывают в соответствии с нормами права наступление правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Данное универсальное определение юридических фактов в полной мере подходит и для права социального обеспечения.

Отраслевая же специфика юридических фактов проявляется в следующем.

Во-первых, факты называются юридическими потому, что они в обязательном порядке закрепляются в отраслевых нормах. Например, гражданину исполнилось 60 лет. Сам факт достижения пенсионного возраста не дает права требовать назначения ему трудовой пенсии по старости. Для её получения он должен выполнить требования (условия, основания), установленные законодательством, например иметь: российское гражданство; документально подтвержденный страховой стаж определенной продолжительности; суммы страховых взносов, начисленные на его индивидуальный лицевой счет в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ. Помимо пенсионного возраста гражданину необходимо, образно говоря, иметь еще несколько вышеуказанных фактов.

Во-вторых, юридические факты, подразделяемые на события и действия, проявляют свою специфику как основание для возникновения разных видов социально-обеспечительных правоотношений – процедурных, материальных, процессуальных.

Для возникновения процедурного (и процессуального) правоотношения бывает достаточно единичного юридического факта – волеизъявления гражданина, т.е. его действия (явления, зависящего от воли и сознания человека).

Для возникновения материального правоотношения всегда необходим фактический юридический состав. Под данным составом понимается совокупность (сумма) юридических фактов (и событий, и действий).

Рассмотрим последовательно специфику юридических фактов как оснований для возникновения названных видов социально-обеспечительных правоотношений на примере гражданина, о котором говорилось выше.

Предположим, что гражданин выполнил все условия, предусмотренные законодательством о пенсиях. Он обращается в пенсионный орган, полагая, что может претендовать на получение трудовой пенсии по старости. В данном случае возникает только процедурное правоотношение. Пенсионный орган последовательно осуществляет следующее:

а) регистрирует обращение, т.е. волеизъявление гражданина – действие;

б) проверяет наличие или отсутствие части фактического состава – события: пенсионного возраста, документального подтверждения стажа, заработка;

в) выносит соответствующее решение, применяя необходимые нормы, - это есть действие как завершающий элемент (часть) фактического состава.

Если пенсионным органом выносится положительное решение (о назначении трудовой пенсии по старости), то процедурное правоотношение «переросло» в материальное пенсионное правоотношение. Как мы видим, единичный юридический факт (событие) и фактический юридический состав (действия сторон) в совокупности позволили гражданину реализовать свое пенсионное право.

Нетрудно представить, что происходит; если фактический состав оказывается неполным. Например, у обратившегося гражданина не оказалось страхового стажа. В таком случае материальное пенсионное правоотношение не состоялось. Подобная последовательность юридических фактов необходима для «рождения» правоотношений по другим видам социального обеспечения – социальным пособиям, социальным услугам, государственной социальной помощи и пр.

Отметим еще одну особенность юридических фактов как оснований возникновения (изменения, прекращения) правоотношений по социальному обеспечению. Она проявляется в обусловленности и связи с рисками, под которыми понимается возможность какой-либо опасности для человека. В праве социального обеспечения они называются социальными рисками, так как носят объективный общественно значимый характер. Рассмотрим, в чем и как проявляется такой характер риска.

Для человека (как субъекта социально-обеспечительных отношений) возможная опасность возникновения его материальной необеспеченности, как правило, проявляется в таком жизненном факте, как событие – наступление старости, инвалидности, потеря кормильца, временная нетрудоспособность, материнство, бедность и т.п. В этом проявляется объективный характер социально риска.

В результате наступившего события (или событий) происходит изменение материального положения (и/или социального положения) человека, как правило, не в лучшую сторону. Необходимость поддержания своего (и/или членов семьи) материально положения вынуждает гражданина обращаться в соответствующие компетентные органы по поводу предоставления (ему и/или семье) того или иного вида материального обеспечения. Обществ и государств небезразлична судьба отдельно взятого индивида. В этом и заключается суть объективно значимого характера риска в социальном обеспечении. Суммируя изложенное, можно сказать следующее.

Социальный риск – это закрепленное в нормах права социального обеспечения возможное в жизни человека событие, которое объективно вызывает отрицательное изменение его материального и/или социального положения по не зависящим, как правило, от него причинам, при наступлении которого он может требовать предоставления соответствующего вида (или видов) социального обеспечения.

Социальные риски в праве социального обеспечения подразделяются на два вида: страховые социальные риски и социальные риски нестрахового характера (в дальнейшем – нестраховые социальные риски).

В основу деления предлагаемых рисков могут быть положены существующие формы социального обеспечения как способы его организации.

В Федеральном законе «Об основах социального страхования» приведен набор страховых социальных рисков в обобщенном виде. Трансформируемые в страховой случай, они выступают юридическими фактами для возникновения материальных социально страховых правоотношений. К ним относятся: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Нестраховые социальные риски не закреплены в каком-либо отраслевом кодификационном законе (типа названного выше закона). Такие риски разрозненно содержатся в нормах права социального обеспечения. В каждом конкретном случае необходимо анализировать соответствующий отраслевой нормативный правовой акт. Например, право на получение государственной социальной помощи (в той или иной форме или виде), согласно Федеральному закону от 16 июля 1999г. «О государственной социальной помощи», имеют малоимущие одиноко проживающие граждане или малоимущие семьи. Таковыми признаются те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. (Если в регионе данный не устанавливается, то берется прожиточный минимум в целом по России.) Юридическим фактом, с которым связывается возникновение правоотношений между указанными лицами и органами социальной защиты по поводу государственной социальной помощи, является бедность. Она определена в величине среднедушевого дохода указанных слоев общества.

Юридические факты являются также основанием изменения и прекращения социально-обеспечительных правоотношений.

Вначале выделим главные особенности юридических фактов как основания изменения отраслевых правоотношений. Во-первых, процедурное правоотношение, изменяющее существующее материально-обеспечительное правоотношение, происходит обычно при единичном юридическом факте – действии одной из сторон таких отношений. Как это происходит на практике? Рассмотрим на примере участников пенсионных материальных правоотношений. У получателя трудовой пенсии по инвалидности появился нетрудоспособный иждивенец. В таком случае размер базовой части его пенсии увеличивается. Для изменения размера пенсии он должен обращаться в пенсионный орган. Иначе говоря, возникает процедурное правоотношение по поводу изменения размера его пенсии. В некоторых случаях пенсионный орган своим решением может самостоятельно выступать инициатором возникновения процедурных правоотношений. Например, у получателя трудовой пенсии по инвалидности было трое нетрудоспособных иждивенцев. Один из них стал трудоспособным. В таком случае размер базовой части данной пенсии снижается. Пенсионный орган самостоятельно принимает соответствующее решение. Налицо также единичный юридический факт – действие органа. Во-вторых, изменение самих материальных правоотношений возможно только при наличии полного фактического состава. Это можно представить в виде условной формулы: «событие у заявителя + действие заявителя + действие органа социального обеспечения». В-третьих, субъекты и соответствующий объект отраслевых правоотношений должны быть стабильными и не меняться.

Специфика прекращения отраслевых правоотношений проявляется в том, что основанием для этого (прекращения) является единичный юридический факт – событие, например смерть получателя какого-либо вида социального обеспечения.

Третьему элементу метода права социального обеспечения – способам установления прав и обязанностей субъектов – присущи специфические способы определения содержания правоотношений. Права и обязанности субъектов в данной отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем.

Так, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (например, надбавки к пенсиям); во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре.

Стороны договора могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения, чем это установлено нормами права. Работодатели часто практикуют оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д. Условия, достигнутые при договором регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь достигается полная свобода усмотрения. Усмотрение получило свое развитие также в связи с установлением обязательного медицинского страхования граждан и предоставлением отдельных социальных услуг. Отличие таких договоров от гражданско-правовых заключается в том, что они строго формализованы. Существует стандартная форма договора. В нем строго оговорены все условия. Отступить от таких условий нельзя. Отступление, т.е. усмотрение, допускается лишь тогда, когда оно улучшает или повышает уровень предоставляемых видов социального обеспечения, установленных действующим законодательством.

Следовательно, договорные отношения регулируются управомочивающими нормами, содержащими дозволение.

Особенность четвертого элемента метода права социального обеспечения – способы защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей субъектов – проявляется в разнообразии способов и их использования в разных сочетаниях (комбинациях).

Защита нарушенных субъективных прав осуществляется в административном и (или) судебном порядке. Право избирать тот или иной порядок защиты своих прав принадлежит самим субъектам.

Обеспечение же исполнения обязанностей субъектов, включая меру их ответственности, обычно сопровождается установлением соответствующих санкций, предусмотренных законодательством. Под санкцией мы понимаем содержащиеся в той или иной правовой норме указание на меру принуждения, применяемую к правонарушителю, и отрицательную оценку совершенного правонарушения.

За допущенные правонарушения социального обеспечения к субъектам применяются правовосстановительные, правопресекательные (правопресекающие) или правоограничивающие санкции.

Правовосстановительные санкции применяются по отношению к гражданам, умышленно допустившим материальный ущерб. Например, с целью получения льготной (досрочной) трудовой пенсии по старости была представлена заведомо ложная справка о работе на тяжелых и вредных работах по Списку № 1. После назначения и длительного получения такой пенсии выяснился факт подлога. Пенсионер должен возместить нанесенный ущерб, а удержания производятся из его пенсии.

Примером правовосстановительной (имущественной) санкции может служить также, например, взыскание с граждан, виновных в переполучении, суммы, большей, чем размер полагающейся пенсии. Правовосстановительные санкции не носят штрафной характер, та как граждане возвращают только переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают.

К органу социального обеспечения правовосстановительные санкции не применяются. Так, при неполучении гражданами пенсии восстановление их прав производится путем выплаты причитающихся им сумм пенсии. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган пенсионного обеспечения не несет материально ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

Правопресекательная санкция применяется с целью пресечения нарушений, которые допускают получатели какого-либо вида социального обеспечения. Например, проживающий в доме-интернате инвалид систематически нарушает установленные в нем правила пребывания. По решению администрации этого учреждения социального обслуживания инвалид может быть выписан из дома-интерната.

Правоограничительные (правоограничивающие) санкции применяются в основном в тех случаях, когда лицо нарушает установленное для него правило. Например, инвалид без уважительных причин вовремя не явился на очередное освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Если ему оставили инвалидность, то выплата пенсии будет продолжена со дня фактической явки на освидетельствование в бюро.

Правоограничивающие санкции применяются и при предоставлении пособий по временной нетрудоспособности. Например, заболевший работник, которому был выдан листок временной нетрудоспособности, без уважительных причин не явился на прием к врачу в установленный срок. Тем самым он нарушил установленный режим, предписанный врачом. В этом случае он лишается пособия по временной нетрудоспособности с того дня, когда было допущено это нарушение. Здесь нет возмещения имущественного вреда, а есть ограничение объема материального права лица. Оно выражается в уменьшении объема предоставляемого ему материального блага (в виде пособия).

Пятым элементом отраслевого метода правового регулирования может признаваться существующий порядок разрешения споров. Защита субъективных прав в социальном обеспечении законодательно осуществляется в административном и (или) судебном порядке. Административный порядок предполагает вначале рассмотрение спорного вопроса органом, непосредственно оказывающим социальное обеспечение. Если его решение не устраивает заявителя, то он обращается в в вышестоящий орган, которому подчинен или подведомствен нижестоящий орган.

Наличие административного порядка не исключает обращения граждан по спорным вопросам, например, пенсионного обеспечения в суды. Обращение в суд может быть осуществлено гражданином вне зависимости от решения, принимаемого или принятого в административном порядке.

Наличие указанных особенностей метода позволяет отграничить право социального обеспечения от других отраслей российского права.

 

СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

С позиций общей теории права понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.). Это обусловлено тем, что содержанием самого права являются его нормы, которые регулируют разнообразные общественные отношения. Данные отношения могут быть сгруппированы. Каждая группа отношений может иметь свой «объект», т.е. свой предмет отношений, которые должны быть регламентированы посредством правовых норм.

Такие нормы могут быть систематизированы в в основных законодательных актах – основах законодательства, кодексах, кодификационных законах. Нормы права социального обеспечения не кодифицированы в виде кодекса или основ законодательства. Лишь некоторые группы отраслевых норм (регулирующие отдельные виды социально-обеспечительных правоотношений) получили свое закрепление в кодификационных актах. К таковым можно отнести, например, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Между правовыми нормами существует определенная связь. Она обусловлена необходимостью надлежащего регулирования отношений. Наличие такой связи и придает им определенное структурное единство. Несмотря на обилие таких отношений, нормы характеризуются внутренним единством, взаимной согласованностью. Этим обеспечиваются цельность и общая направленность правового регулирования. Таким образом, нормы объединяются в более общие нормативно-юридические образования, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью.

Исходя из вышеизложенного, система права социального обеспечения – это научно обоснованная и объективно существующая последовательность связи отраслевых норм, обусловленная необходимостью надлежащего регулирования социально-обеспечительных отношений, составляющих в целом отрасль права.

Отраслевые нормы по своему содержанию можно классифицировать на две относительно самостоятельные группы норм. Первая из них – это нормы общего характера. В таких нормах содержатся принципиальные положения, которые характеризуют право социального обеспечения как отрасль права. Ко второй группе норм относятся те, в которых закреплены правила, регламентирующие конкретные виды социально-обеспечительных отношений, которые в свою очередь, включены в предмет права социального обеспечения. Наличие такой дифференциации норм позволяет выделять Общую и Особенную части права социального обеспечения.

Общая часть права социального обеспечения состоит из норм, закрепляющих специфику права социального обеспечения, а именно:

а) определяют правовой статус граждан в сфере социального обеспечения, указывая на потенциальных субъектов социально-обеспечительных правоотношений;

б) устанавливают принципиальные положения, являющиеся основой для формирования отраслевых принципов;

в) содержат указания на правовые источники права социального обеспечения;

г) указывают на основания возникновения, изменения, прекращения социально-обеспечительных правоотношений;

д) закрепляют формы социального обеспечения как способы его организации;

е) устанавливают виды обеспечения.

Особенная часть права социального обеспечения включает нормы регулирующие условия предоставления, размеры видов социального обеспечения, порядок их установления, защиту нарушенных прав в области социального обеспечения и т.д. Иными словами, это нормы, которые имеют свой относительно самостоятельный объект регулирования «видовых» социально-обеспечительных отношений – процедурных, материальных, процессуальных.

Согласно теории права, отраслевые нормы могут группироваться в подотрасли, правовые институты, подинституты, которые различаются между собой по своему значению (роли), объему и месту в отраслевом правовом регулировании.

Подотрасль права – это целостное образование норм, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования отрасли права.

Подотрасль не является обязательным элементом системы каждой отрасли права. (В небольших и тесно консолидированных отраслях, например в гражданско-процессуальном праве, подотраслей вообще нет. В праве социального обеспечения пока нет отдельно выделенных подотраслей.)

Отрасли чаще всего делятся на институты, являющиеся определенными группами норм, регулирующих соответствующие однородные общественные отношения. Институты могут подразделяться на подинституты, которые также составляют обособленную группу норм. Подинституты могут состоять из более мелких структурных образований – субинститутов. В совокупности названные структурные элементы составляют систему отрасли права.

Подобный структурный состав существует и в системе права социального обеспечения.

В Общей части в самостоятельные правовые институты можно выделить нормы (группы норм), определяющие:

а) предмет права социального обеспечения;

б) метод правового регулирования социально-обеспечительных отношений;

в) принципы права социального обеспечения;

г) пределы действия отраслевого законодательства (во времени, в пространстве, по кругу лиц);

д) виды социального обеспечения;

е) набор оснований для установления или предоставления социального обеспечения;

ж) правовой статус граждан – получателей соответствующего вида социального обеспечения;

з) функционирование социально-обеспечительных правоотношений (основания их возникновения, изменения, прекращения).

Таим образом, в Общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты Особенной части. Именно правовые институты Общей части показывают специфику данной отрасли права.

Особенная часть отрасли представляет собой комплекс институтов, взаимосвязанных как с институтами Общей части, та и между собой и имеющих относительно самостоятельный объект регулирования. В зависимости от норм, регулирующих условия предоставления, размеры и порядок предоставления видов социального обеспечения, обычно выделяются следующие предметные правовые институты: трудовой стаж; пенсионное обеспечение; пособия; компенсационные выплаты; социальное обслуживание; медицинская помощь и лечение; государственная социальная помощь; льготы по системе социального обеспечения; юридическую ответственность; процедурно-процессуальные. Последние два института можно рассматривать в качестве специализированных институтов.

В середине 70-х гг. ХХ в. в науке выдвигалась идея о существовании в системе права социального обеспечения такой подотрасли, как пенсионное право. К сожалению, данная точка зрения не получила своего дальнейшего развития, хотя пенсионное право вполне можно рассматривать как подотрасль современного отечественного права социального обеспечения. (В ходе исторического развития подотрасли могут выделяться в самостоятельные отрасли права. Так, например, произошло выделение из гражданского права семейного права. В свое время право социального обеспечения «отпочковалось» от трудового права. Подобные процессы могут происходить и внутри отрасли. Вполне возможно, что со временем такие крупные институты Особенной части права социального обеспечения, как пенсии, пособия, социальное обслуживание, могут стать подотраслями права социального обеспечения.)

Каждый из вышеуказанных институтов делится на подинституты. Так, институт трудового стажа делится на подинституты в зависимости от своей служебной роли: страхового стажа, общего трудового стажа, специального трудового стажа, непрерывного трудового стажа.

Институт пенсий делится на подинституты: трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, социальные пенсии и т.д. Подинституты пенсий могут иметь свою структуру, состоящую из субинститутов. Например, подинститут трудовой пенсии по старости может дифференцироваться на следующие субинституты: субинститут «обычной» трудовой пенсии по старости и субинститут досрочных пенсий в связи с условиями труда. Институт пособий делится на следующие подинституты: страховых пособий и социальных пособий, которые, в свою очередь, также имеют внутреннюю градацию в виде соответствующих субинститутов. Подобное деление существует во всех правовых институтах Особенной части права социального обеспечения.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.032 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал