Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Формы социального обеспечения






 

Форма социального обеспечения как понятие сама по себе является абстракцией. Для того чтобы существовать в реальной жизни, социальное обеспечение должно иметь форму (формы). Под формой социального обеспечения понимается способ его существования, т.е. внешнее его проявление (внешний вид).

В специальной литературе формы социального обеспечения рассматриваются в двух значениях:

а) во-первых, как способ его организации, т.е. организационно-правовая форма;

б) во-вторых, как способ удовлетворения потребностей граждан.

Государственная система социального обеспечения имеет две основные организационно-правовые формы его осуществления. Эти формы определяются (и подразделяются) с помощью специфических признаков. Такими признаками являются:

а) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение;

б) круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников;

в) виды материального обеспечения, предоставляемые лицам, за счет средств определенных источников;

г) виды социальных рисков, с наступлением которых связывается возникновение права на соответствующий вид социального обеспечения;

д) система органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Благодаря этим признакам выделяют следующие основные организационно-правовые формы социального обеспечения:

а) социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования;

б) социальное обеспечение за счет ассигнований из государственно бюджета.

Обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения получила свое законодательное закрепление только с принятием Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации». (Далее – Закон об основах социального страхования) В нем определено, что «обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании».

Рассмотрим подробнее специфические признаки, посредством которых выделяют обязательное социальное страхование как самостоятельную форму социального обеспечения.

Во-первых, это способ формирования и аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования. В формирование финансовых ресурсов (источников) принимают участие работающие лица. Из заработка работников в обязательном (принудительном) порядке отчисляются страховые взносы во внебюджетные фонды социального страхования (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования). Эти взносы рассматриваются как отложенная часть заработка работников на свое будущее социальное обеспечение (в отдельных случаях и членов семей) в виде соответствующих пенсий, пособий, социальных услуг, медицинской помощи. Именно так работающие граждане участвуют в образовании финансовых источников обязательного социального страхования.

Во-вторых, круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников. К ним относятся застрахованные граждане, а в случае их смерти – члены их семьи. Застрахованными лицами считаются российские граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, которые признаются застрахованными в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В-третьих, страхователями выступают организации любых форм собственности, обязанные уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды обязательного социального страхования. В отдельных случаях страхователями выступают также и органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, например, по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.

В-четвертых, страховщиками выступают специальные страховые организации, создаваемые в соответствии с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К ним относятся ПФР, ФСС РФ, ФОМС РФ.

В-пятых, виды обеспечения, предоставляемые застрахованным лицам, зависят от вида социального риска и соответственно средств определенного финансового источника. Поэтому их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. В Законе об основах социального страхования определены виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. (При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования).

В-шестых, каждому виду страхового риска соответствует вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. К ним относятся следующие виды обеспечения: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; выплаты в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение.

Право гражданина (и реализация права) на любой из перечисленных видов страхового обеспечения возникает при соблюдении им условий, установленных законодательством. Одним из непременных условий данного обеспечения является наступление страхового случая. (Под страховым случаем понимается событие, представляющее собой реализацию страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика – соответствующего внебюджетного социально-страхового фонда – осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.) Например, работник заболел. На период болезни врач освобождает работника от выполнения трудовых обязанностей и выдает ему листок нетрудоспособности (больничный листок). Болезнь работника – это событие (страховой случай), которое повлекло временную утрату его заработка. После болезни врач закрывает больничный листок. Этот листок работник сдает в администрацию организации по месту своей работы. За пропущенные рабочие дни по причине болезни работнику назначается и выплачивается пособие по временной нетрудоспособности. Именно так на практике проявляется соответствие страхового риска виду страхового обеспечения.

Предоставление соответствующих видов страхового обеспечения застрахованным гражданам осуществляется вышеназванными фондами социального страхования – страховыми внебюджетными фондами. Исходя из самого определения и принципов осуществления обязательного социального страхования, можно сделать следующий вывод.

Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких подсистем (относительно самостоятельных систем в зависимости от видов обязательного социального страхования):

а) обязательное пенсионное страхование;

б) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

в) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

г) обязательное медицинское страхование.

В настоящее время нет единого органа в лице федерального фонда обязательного социального страхования, за счет средств которого предоставлялись бы все виды обеспечения, охватываемые этой системой страхования. По этой причине каждый социальный внебюджетный фонд производит «свои» страховые выплаты (выдачи).

ПФР выплачивает трудовые пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца; пособие на погребение.

ФСС РФ выдает пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, некоторые виды единовременных пособий (при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка и пр.), страховое возмещение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях (единовременные и ежемесячные выплаты и пр.).

ФОМС на основе платежей за обязательное медицинское страхование выравнивает возможности регионов страны по медицинскому лечению и обслуживанию населения.

Федеральный фонд страхования безработных в нашей стране отсутствует. Поэтому выплата пособия по безработице в период поиска подходящей работы (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного гражданина) и участия безработных граждан в общественных работах; доплаты к пособию по безработице на лиц, находящихся на содержании безработного гражданина, производятся органами службы занятости населения за счет средств государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование необходимо отличать от государственного личного страхования. Разграничение их производится в основном по контингентам обеспечиваемых лиц, видам и условиям предоставления материального обеспечения. Например, военнослужащие подлежат государственному личному страхованию. В случае увечья (или его смерти) ему (или его семье) выплачиваются страховые суммы за счет государственного бюджета. Следовательно, этот вид страхования не входит в систему обязательного социального страхования.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета своего законодательного определения и закрепления в настоящее время еще не получило. Поэтому понятие выводится исходя из вышеуказанных признаков разграничения организационно-правовых форм социального обеспечения.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета – это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований.

За счет бюджетных ассигнований осуществляется пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов Министерства обороны РФ и некоторых иных категорий лиц за выслугу лет, по инвалидности, а их семьям – по случаю потери кормильца. Им же выдаются различные виды социальных пособий, установленные законодательством.

За счет средств государственного бюджета производятся выплаты некоторых пособий гражданам как членам общества, например: единовременные пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; социальное пособие на погребение; компенсационные выплаты учащимся на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам и т.п. Помимо этого, за счет указанных средств в учреждениях социального обслуживания предоставляются многие виды социальных услуг; профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и др.

Формирование основ рыночной экономики, переход к новым общественно-экономическим отношениям в России породили новое явление – бедность. Естественно, появление таких категорий бедных граждан (социально слабых слоев населения) вызвало необходимость оказания им соответствующей материальной помощи. Такая поддержка установлена Федеральным законом от 17 июля 1999г. «О государственной социальной помощи». (СЗ РФ. – 1999. - № 29. – Ст. 399)

Примечание. Вместе с тем началом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти стало принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон» Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.). В данном законе, разработанном с учетом положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов по вопросам местного значения, предоставление большинства социальных пособий, услуг, социальных льгот и социальной помощи устанавливается правовыми решениями соответствующих органов субъектов Российской Федерации.

Цель такой помощи – поддержание уровня жизни малоимущих граждан (семей), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета как система материального обеспечения состоит из трех относительно самостоятельных подсистем:

а) социальное обеспечение особых контингентов граждан, находящихся на государственной, гражданской, правоохранительной или военной службе и иной, приравненной к ней;

б) социальное обеспечение отдельных категорий лиц вне связи их с трудом;

в) государственная социальная помощь гражданам.

В литературе последних лет выделяют смешанную форму социального обеспечения. Под ней понимают одновременное использование вышеназванных форм в отношении определенных категорий граждан, например государственных служащих, депутатов и др.

Наряду с централизованными формами выступают региональные и местные (локальные) формы социального обеспечения. Обобщенно они представляют собой форму дополнительного материального обеспечения, сверх выплат различных видов социального обеспечения, установленных федеральным законодательством.

За счет собственных средств регионального бюджета органы государственной власти субъекта РФ устанавливают либо повышенные размеры (в виде доплат) социальных выплат (пенсий, пособий, компенсационных выплат и пр.), установленных федеральным законодательством, либо вводят новые виды социального обеспечения. Это относится и к организациям, которые за счет собственных финансовых средств вводят дополнительные виды социального обеспечения своим работникам.

В смысле способов удовлетворения потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, в случае невозможности осуществлять за собой уход и в иных случаях под формой социального обеспечения рассматривают денежные выплаты и натуральные выдачи (натуральное обеспечение).

К денежным выплатам относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты, субсидии и др.

«Натуральное» обеспечение – это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и т.п.

Конечно, указанные организационно-правовые формы социального обеспечения могут видоизменяться, дополняться в зависимости от конкретных социальных и экономических условий развития общества на определенном этапе его развития.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал