Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования РФ. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пенсионный фонд России образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. (см.: Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями)) ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Его денежные средства находятся в государственной собственности РФ и не входят в состав бюджетов или других фондов и изъятию не подлежат. ПФР обеспечивает: а) целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование соответствующих расходов; б) организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; в) капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; г) контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; д) организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР и т.д. ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. В законе 2001 г. о пенсионном страховании конкретизируются источники средств, за счет которых формируется бюджет ПФР. Во-первых, бюджет ПФР формируется за счет: страховых взносов; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц (как мы видим, появляется новая категория лиц, которые могут не работать, но подлежать обязательному пенсионному страхованию); иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Во-вторых, в состав доходной и расходной частей бюджета ПФР включаются средства федерального бюджета, выделяемые: на выплату фиксированного базового размера страховой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с Законом о пенсионном страховании. Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом. В Законе о пенсионном страховании дается определение тарифа страхового взноса как размера страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Тариф таких страховых взносов различный и зависит от категории плательщика, сумм оплаты труда, возраста работников и пр. Тариф страховых взносов устанавливается отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Так, при применении тарифов страховых взносов всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, разделяли на три возрастные группы: а) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше; б) мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения; в) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе. После 1 января 2005 г. выделяют только две возрастные группы: до 1967 г. рождения и 1967 г. рождения и моложе. Для каждой возрастной группы в зависимости от суммы трудового дохода, называемой базой для начисления страховых взносов, установлен свой тариф. Например, для первой категории граждан он составлял 26 процентов и направлялся на финансирование страховой части трудовой пенсии и т.д. Для второй возрастной группы граждан тариф «расщепляется» на две части: он составлял 20 процентов от этой суммы на страховую часть, а 6 процентов – на накопительную часть трудовой пенсии. Наряду с гражданами, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, Законом о пенсионном страховании предусмотрена возможность добровольного вступления в правоотношения по данному страхованию. Так, добровольно вступить в такие правоотношения вправе следующие категории граждан: а) российские граждане, работающие за пределами территории Российской Федерации, уплачивающие страховые взносы в ПФР; б) физические лица, уплачивающие страховые взносы за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем; в) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов, рассчитанных исходя из стоимости страхового года, в части, превышающей установленный законом размер страхового взноса; (см. ст. 28 Закона о пенсионном страховании) г) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; (В данном случае имеются лица, уплачивающие дополнительные взносы в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений») д) физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с Законом о пенсионном страховании. Помимо указанного выше, пенсионным законодательством установлены дополнительные или повышенные тарифы страховых взносов в ПФР за граждан, работающих в особых условиях труда. Так, для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх обычной ставки страховых платежей в ПФР установлен дополнительный тариф страховых взносов в размере 14 процентов. (См.: Федеральный закон от 27.11.2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации») С 1 января 2011 г. повышенный тариф взносов в размере 6, 7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий – горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин, установлен для отдельных организаций угольной промышленности. (См.: Федеральный закон от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности») Средства ПФР направляются: а) на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; б) доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР; в) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР (включая содержание его центральных и территориальных органов); г) иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ, а также Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ, а также наблюдательным советом в порядке, определяемом Правительством РФ. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования осуществляются ПФР и его подразделениями в регионах.
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Деятельность ФСС РФ регламентируется постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с последующими изменениями и дополнениями) «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Согласно Положению о Фонде социального страхования РФ он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС РФ, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС РФ и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются его председателем. Средства ФСС РФ образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС РФ; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств ФСС РФ в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период, добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочих поступлений. К ним относятся возмещаемые страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, и не принятые расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченные в установленном порядке суммы за путевки, приобретенные страхователем за счет средств ФСС РФ; средства, возмещаемые Фонду и результате исполнения регрессных требований к страхователям, и др. До 1 января 2010 г. страховые взносы начислялись по тарифу, размер которого устанавливался ч. 2 НК РФ. С января 2007 г. тариф устанавливался в размере 2, 9 процента с суммы 280 000 руб. налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года, а свыше этой суммы действовала регрессивная шкала исчисления тарифа. Если налоговая база на каждого работника находилась в диапазоне от 280 001 до 600 000 руб., то вносилось в ФСС РФ 3 080 руб. + 0, 6 процента суммы, превышающей 280 000 руб., и т.д. С 1 января 2010 г. тариф страховых взносов в Фонд социального страхования РФ составляет 2, 9 процента базы для начисления страховых взносов для соответствующих категорий плательщиков страховых взносов. (См. соответствующие нормативные предписания Закона о страховых взносах) Страховые взносы начисляются на оплату труда (по всем основаниям) работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые страховые взносы не начисляются. Под уплатой страховых взносов понимается перечисление страхователем исполнительному органу ФСС РФ разницы между начисленными страховыми взносами и расходами, произведенными в соответствии с действующим законодательством. (Под расходами, произведенными в соответствии с действующим законодательством, понимаются выплаты, которые производил страхователь, например, в виде пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности и др.) Средства Фонда направляются: а) на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщина, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (до достижения им полутора лет), единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; б) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; в) финансовое обеспечение расходов страхователя за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: · на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; · реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загрязненности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие государственными нормативными требованиями охраны труда; · обучение по охране труда отдельных категорий работников; · приобретение работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и пр.; · санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; · проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; · обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, для которых такое питание предусмотрено; (См.: Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденный Приказом Минздрав-соцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н) · приобретение страхователями, работники которых заняты на подземных работах или работах, связанных с движением транспорта, для проведения предусмотренных (предрейсовых) медицинских осмотров приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры); · приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов). Средства ФСС РФ используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о Фонде. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. (См.: Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, утвержденное ФСС РФ 15.07.1994 г. № 556а) Выплата пособий по социальному страхованию, финансирование других мероприятий по социальному страхованию в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляются через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий в организациях независимо от форм собственности трудовыми коллективами образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Эти комиссии (уполномоченные по социальному страхованию) решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных для лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств ФСС РФ, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию и др. (См.: Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, утвержденное ФСС РФ 15.07.1994г. № 556а) В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» материальное обеспечение по данному виду страхования возложено на ФСС РФ. Обеспечение представляет собой страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая, жизни и здоровью застрахованного в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых ФСС РФ застрахованному или лицам, имеющим на это право, в соответствии с этим законом. Для покрытия расходов, связанных с обеспечением по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, все работодатели (юридические и физические лица), использующие труд наемных работников (в порядке трудовых или гражданско-правовых договоров), обязаны осуществлять такое страхование и вносить дополнительные страховые платежи в ФСС РФ по ежегодно утверждаемому законом страховому тарифу. Размер данного тарифа зависит от класса профессионального риска. В России все отрасли (подотрасли) экономики дифференцируются по группам в зависимости от класса профессионального риска. Согласно Правилам отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 73, предусматривается 32 класса профессионального риска. (СЗ РФ. – 1999. - № 36. – Ст. 4408) Под ним понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях (подотраслях) экономики. Самый низший класс – 1; к нему относятся, например, учреждения народного образования. Самый высокий класс – 32; к нему относят, например, добычу угля подземным способом. Соответственно тарифы распределяются от 0, 2 до 8, 5 процента. (См. также: Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденная приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 декабря 2006 г. № 857) Для того чтобы заинтересовать работодателей улучшать условия труда на своих производствах, постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. № 652 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этим актом регламентируются вопросы установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифа на данный вид обязательного социального страхования. Скидки и надбавки устанавливаются ФСС РФ на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда, утверждаемого федеральным законом. Максимальный размер скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В начале 90-х годов ХХ в. в России появился новый вид страхования – обязательное медицинское страхование. С целью обеспечения конституционного права российских граждан на медицинскую помощь был принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Сейчас применяется Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с посл. измен. и доп.). Цель медицинского страхования заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и должно обеспечивать всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Страхователями по обязательному медицинскому страхованию являются: а) органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления – для неработающего населения; б) организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды ОМС, - для работающего населения. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. С 1 января 2001 г. до 1 января 2010 г. взносы в фонды обязательного медицинского страхования уплачивались в составе ЕСН, порядок исчисления и уплаты которого был установлен главой 24 НК РФ. С 1 января 2010 г. применяются нормы закона о страховых взносах. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФФОМС РФ) является самостоятельным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и Уставом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857. Основными задачами ФФОМС РФ являются: а) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории страны в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; б) аккумулирование финансовых средств ФФОМС РФ для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства ФФОМС РФ образуются за счет страховых взносов, которые перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в размере 5, 1 процента от общего тарифа, направляемого на обязательное медицинское страхование. Имущество ФФОМС РФ является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Фонд также вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в распоряжение Федерального фонда. Все полученные средства направляются для реализации уставных задач ФФОМС РФ. Управление ФФОМС РФ осуществляется коллегиальным органом – правлением и постоянно действующим исполнительным органом в лице директора, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление ФФОМС РФ по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей на это лицензию. Отчет о результатах проверки представляется в Правительство РФ.
|