Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные цели не могут быть предметом международного торга






 

Типология целей: критерий - реалистичность целей

Типы: реалистичные – нереалистичные цели

Пример нереалистичной цели – попытки покорения Афганистана Великобританией, СССР и США

• Типология целей: критерий – степень открытости политики

Типы: истинные – ложные цели

Пример ложной цели – защита мирного населения от гуманитарной катастрофы в Сербии в 1999 г. (бомбардировки Сербии силами НАТО)

Истинность этой цели – свержение антизападного режима Слободана Милошевича

• Типология целей: временной критерий

Типы: краткосрочные (3-5 лет) – среднесрочные (5-15 лет) – долгосрочные (15-25 лет) цели.

Например, для России краткосрочная цель – выход из экономического кризиса, среднесрочная – модернизация экономики, долгосрочная – переход к инновационной экономике.

• Типология целей: геополитический критерий

Типы: локальные – региональные – глобальные цели

Например, для России локальные цели – отношения с ближайшими государствами-соседями;

региональные цели – отношения с ЕС, НАТО, АТЭС

глобальные цели – отношения с мусульманским миром, с США, борьба с терроризмом, сохранение глобального экологического баланса

• Типология целей: критерий – сферы международной жизни

Типы: политические, экономические, гуманитарные, научные и проч. цели

Как правило, разные типологии сочетаются в одной цели.

Например, строительство Северного потока – второстепенная, реалистичная, истинная, среднесрочная, региональная, экономическая цель

• 2. Понятия средств и стратегий участников МО

Df. Средство – способ достижения цели

• Специфика средств в МО

• Два основных средства в МО – насилие и дипломатия

• Считается, что может иметь место сходство насилия и дипломатии. Например, экономические санкции или военные учения («дипломатия канонерок»). Всё это - резкое давление, но без непосредственного применения военной силы. Насилие - прямое применение военной силы.

• Насилие

По статистике число межгосударственных войн уменьшается на фоне роста численности государств.

Не верно говорить об уменьшении военного насилия в мире в целом (гражданские войны, терроризм).

• Соотношение понятий «сила» и «насилие»

«Сила» более широкое понятие, чем «насилие», которое коррелирует и с дипломатией, и с применением оружия

• Понятие «мягкой силы» (“soft power”)

Ввел Джозеф Най-младший.

Df. Мягкая сила - неагрессивное воздействие, основанное на информационно-идеологических, культурных и имиджевых ресурсах.

Имеет отношения только к дипломатии, хотя в определенной мере и означает давление.

• Есть ли в МО легитимное военное насилие (как во внутригосударственных отношениях)?

• По решению СБ ООН

• 51 статья Устава ООН о самообороне

• Фактически есть третий вариант - превентивное применение военной силы (Израиль против Хезбалла на юге Ливана, США – возможности превентивного применения ядерного оружия,

Россия – превентивное применение обычных вооружений в соответствие с национальными доктринами)

• Сила как атрибут и как действие

Сила как атрибут – совокупность материальных и нематериальных ресурсов

 

Сила как действие – манипуляция взаимозависимостью (например, газовый конфликт Украины с Россией), историческими и социальными связями (отношения США-Израиль), шантаж (ядерная политика КНДР)

• Категории «цель» и «средства» являются взаимосвязанными:

• определенное действие является средством по отношению к конкретной цели; последняя может выступать средством по отношению к другой цели

• никакая, даже самая реальная цель не может быть достигнута без соответствующих средств, т.е. средства должны соответствовать цели

• Соотношение целей и средств в трактовке политического реализма

 

Главная цель – военно-политическая безопасность. Государственные цели выше частных.

Сила, особенно военная, есть наиболее убедительный аргумент переговоров.

• Соотношение целей и средств в трактовке либерализма

Цель национальной безопасности усложняется: военная безопасности + экономическое процветание, культурная идентичность, экологическая безопасность.

 

Цели негосударственных акторов сочетаются с государственными целями.

Средства – переговоры и soft power (мягкая сила)

• Соотношение целей и средств в трактовке неомарксизма

Цель – экономическое развитие Периферии

Средства – от мягкой силы (борьба за НМЭП между G77 и ОЭСР) до переговоров (в рамках ГАТТ/ВТО).

• Понятие стратегии

Df. Стратегия – долговременная линия поведения актора. Включает в себя сочетание целей и средств участника МО

• Узкая трактовка стратегии – военно-силовые меры во внешней политике в противовес дипломатии

• Примеры стратегий

«доктрина Брежнева»: цель – не допустить распада ОВД, средства – военно-политические (политический контроль над союзниками + военные меры в отношении Венгрии 1956, Чехословакии 1968 + Польша 1980)

«наступательная стратегия Путина» 2007: цель - дать жесткий ответ США на расширение НАТО, «цветные революции» и т.п., средства - мораторий на ДОВСЕ, введение рыночных цен на энергоносители в СНГ, гуманитарная помощь Ю.Осетии и Абхазии, решение о размещение Искандеров в Калининградской области, контакты с Ираном и Хамас.

• Вопрос к семинару

Внешнеполитическая стратегия В.Путина в настоящее время?

Сравнить с его стратегией в период 2000-2008 гг.

• Стратегия как наука и искусство

Стратегия это:

наука (изучается в военных вузах)

и одновременно

искусство ( интуиция политика, полководца: умение сформулировать цель, выбрать соответствующие средства ). Поэтому встратегии силен элемент субъективности (стратегия зависит от лица, ее сформулировавшего).

• Различать стратегию и тактику!

Df. Тактика – совокупность методов и приемов, применяемых для достижения цели

• Понятие «тактика» близко к понятию «средства»

• 3. Содержание категории «национальный интерес»

• Дискуссия о содержании категории «национальный интерес»: позиция реалистов

Г.Моргентау: «есть только один категорический императив, только один критерий рассуждения, единственный принцип действия: национальный интерес»

Р.Арон о плюрализме интересов разных групп внутри государства, которые образуют равнодействующую.

В целом, реалисты считают национальный интерес базовой категорией международно-политического анализа.

• Дискуссия о содержании категории «национальный интерес»: позиция либералов

Дифференцируют понятие «национального интереса» по типам политических режимов:

в демократическом обществе национальный интерес тождественен общественному интересу (выраженному, например, на выборах или в СМИ),

 

в авторитарномгосударственному, который выражает правящая элита, т.к. интересы государства там выше интересов общества и личности.

• Понятие «национальный интерес»

Df. Национальный интерес осознанные потребности участника МО, являющиеся следствием фундаментальных условий его существования

• Специфика категории «национальный интерес»

объективно-субъективный характер

• Исходная категория – «потребность». Носит объективный характер. Основные потребности государств – сохранение суверенитета, экономическое благополучие, сохранение культурной идентичности

• Объективная потребность трактуется по-разному разными национальными субъектами - общественными силами в демократических государствах.

В результате субъективной составляющей " национальный интерес» - трудно уловимая категория. Некоторые исследователи приходят к выводу, что «национальный интерес» - не более чем миф, символ, используемый политиками для оправдания своих действий

• Вопрос к семинару

Присутствует ли национальный интерес России в сирийских событиях? Если – да, то в чем он состоит?

• Специфика категории «национальный интерес»

Вопрос: почему на Западе в ходу термин «национальный интерес» (national interest), а в России – «национально-государственный интерес» или просто «государственный интерес»?

Ответ:

1) Особая роль государства в формировании национальных интересов в России

2) Феномен «объединения вокруг флага» в США. Похоже – в Великобритании

• Расширение содержания национальных интересов под влиянием глобализации

Традиционные национальные интересы: сохранение суверенитета, военно-политическая безопасность, экономическоеблагополучие, внутренняя стабильность, моральный тонус общества

Новые национальные интересы: экологическая безопасность, информационная безопасности, энергетическая безопасность, сохранение культурной идентичности нации

• Давление глобализации на национальные интересы

Давление сверху, снизу, извне

• Давление «сверху»

• Оказывают международные межправительственные организации, число которых все время растет

Принудительно: миротворческие операции ООН, стабилизационные программы МВФ, Международный трибунал по бывшей Югославии

 

Добровольно: ЕС, НАТО, ВТО в отношении своих членов

• Давление «снизу»

• Оказывают внутригосударственные структуры

Например, парадипломатия, расширение внешних функций регионов, СМИ, сепаратистские организации

• Давление «извне»

Оказывают международные неправительтвенные организации и движения (Greenpeace, правозащитные, антиглобалистские и др. движения и организации) + ТНК + глобальные процессы.

• Классификация национальных
интересов

Тождественна классификации целей

• Общий вывод

❑ Соотношение категорий по степени убывания объективности:

потребность – национальный интерес - цель

Цель+средства=стратегия

Лекция 10.

□ Важные вводные к теме

□ В квазианархичных МО существуют два основных регулятора – сила и право

□ Место темы в ТМО: возвращаемся к первому «большому спору» в ТМО о роли силы (реалисты) и права и морали (либералы)

Общее и особенное в международном праве и международной морали

Общее – большинство современных правовых норм основано на нравственных принципах (ценностях)

Отличия – 1) правовые нормы зафиксированы в документах, а моральные принципы – нет. Отсюда возникает вопрос: существует ли международная мораль?

2)право предусматривает использование средств принуждения, а мораль – нет.

□ 1. Правовая составляющая МО

□ Проблема источников международного права

□ Почему это – проблема? Так как в МО нет законодательных органов, как внутри государства.

□ Вопрос: откуда берутся международные законы?

□ Источники международного права

□ межгосударственный договор,

□ международный обычай (например, ширина территориальных вод)

□ общие принципы права, признанные цивилизованными нациями (Устав ООН),

□ акты международных организаций,

□ судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву в качестве вспомогательного средства (Гуго Гроций)

Основатель современного МП – голландский юрист времен Тридцатилетней войны Гуго Гроций («О праве войны и мира»).

Дополнил и развил многое из того, что было в римском праве

□ 10 принципов МП (Устав ООН)

□ Важнейший принцип – суверенное равенство государств

□ Из него следуют – нерушимость границ, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела

□ Другие принципы – мирное разрешение международных споров, неприменение силы или угрозы силы, принцип сотрудничеств, всеобщее уважение прав человека, самоопределение народов, добросовестное выполнение международных обязательств

□ Противоречия между принципами

 

Принцип всеобщего уважения прав человека и принцип невмешательства во внутренние дела.

Примеры «гуманитарный интервенций» – события в Сербии (1999), Ливии (2011)

□ Изменение соотношения значимости некоторых принципов:

принципы «территориальной целостности государства» и «права народов на самоопределение» поменяли свою значимость:

сравни периоды крушения колониализма и современный период этно-конфессиональных конфликтов

□ Особенности регулятивной роли принципов в МО

Достаточно часто нарушаются, но недооценивать нельзя: принципы являются основой конкретных международных договоров, степень выполнимости которых значительно выше (например, договоров о демаркации границ или неприкосновенности дипломатов)

□ Это интересно

Дипломаты другого государства вовсе не всегда пользовались неприкосновенностью. Более того, посланец, если он приносил плохую весть, мог быть просто убит.

□ Философские доктрины источников международного права

доктрина «естественного права» (от Аристотеля, особый расцвет 17-18 вв.): право (особенно права человека) дано либо «свыше», либо заложено в природе человека

позитивистская доктрина (расцвет в 19 в.): право творят политики

В чистом виде эти доктрины не встречаются. Еще Гроций небезуспешно пытался их примирить

□ Международные судебные органы

1) Международный Суд ООН в Гааге. Создан в 1945 г. Крайне неэффективная инстанция, т.к. принимает дела на рассмотрение только с согласия самих государств. Решения носят необязывающий характер.

 

□ Международные судебные органы

2) Региональные международные суды. Например, суд Совета Европы.

Значительно б. эффективные, но только для членов своих организаций.

□ Международные судебные органы

3) Международные трибуналы. Например, Нюрнбергский, по бывшей Югославии (суды над С.Милошевичем, Р.Караджичем). Недостаток последнего: политическая предвзятость.

□ Правовые возможности государств для самозащиты (наказания обидчика)

Тесно связаны с силовыми возможностями государств (совокупностью ресурсов).

Например, 1)Кувейт не был в состоянии применить 51 ст. Устава ООН для самообороны от Ирака в 1990 г.

2) США применили экономические санкции против Ирана в ответ на захват американского посольства в период Белой революции

□ Практика СБ ООН по введению санкций (ст. VII Устава ООН): экономические санкции

□ Достаточно частое явление, но степень их выполнимости зависит от многих обстоятельств, прежде всего, отсутствия альтернативных каналов экспорта или импорта

□ Страдает гражданское население, хотя санкции вводятся против режима

□ Практика СБ ООН по введению санкций (ст. VII Устава ООН): военные санкции

Применялись всего 2 раза за всю историю ООН (Корейская война 1951-1953 гг. и операция «Буря в пустыне» 1991 г.).

Причины малой применимости: 1) противоречия между членами СБ ООН. В обоих случаях ситуация была уникальная.

2) гуманитарные интервенции в современных гражданских конфликтах противоречат принципу суверенитета

□ Оценка степени выполнения государствами норм МП

Преувеличенная критика со стороны политических реалистов роли МП в МО.

Аргументы «за» МП как регулятора МО:

«прикладной». МП в основном состоит из норм, касающихся политики «низкого уровня». Здесь степень выполнимости очень высока

«теоретический». 3 причины соблюдения правовых норм – боязнь наказания, привычка, собственная выгода. В случае МО – последнее (собственная выгода и добровольность).

□ 2. Право прав человека и международное гуманитарное право (МГП)

□ Кого и от кого защищает право прав человека?

Право прав человека предполагает защиту индивида от неправомерных действий государства

□ Фиксируем тенденцию гуманизации МО

Если сравнить современные возможности защиты индивидуальных и групповых прав с ситуацией, господствовавшей в этой сфере еще 100 лет назад, то нельзя не констатировать заметный прогресс

□ Законодательная основа права прав человека

Всеобщая декларация прав человека 1948 г., с 1954 г. – ряд международных Пактов, главные из которых - Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экон., социальн. и культурных правах 1966 г. (= «международные стандарты» по правам человека).

региональные законы защиты прав человека существуют в Европе (Европейская конвенция по правам человека 1950 г.), в США, в Африке, в документах ЮНЕСКО – Исламская Всеобщая декларация Прав Человека.

□ Источники права прав человека

Три поколения прав человека

□ 1) гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями: 1689г. англ. Билль о правах, 1789 г. франц. Декларация прав человека и гражданина, в том же году амер. Билль о правах (право на жизнь, право на свободу слова, печати, вероисповедания, свободу перемещения и др.)

□ Источники права прав человека

2) социально-экономические права, возникшие в национальных законодательствах под влиянием антикапиталистической борьбы трудящихся и социалистических учений в 19 в. (право на труд, на справедливое вознаграждение за труд, ограниченный рабочий день и др.)

□ Источники права прав человека

3) права коллективные, или солидаристские, провозглашенные главным образом странами 3 мира в период антиколониальной борьбы в 20 в. (принцип право народов на самоопределение)

□ Проблемы и противоречия в области реализации права прав человека

□ 1) Наднациональных институтов по защите прав человека нет. На практике принцип соблюдения прав человека реализуется в тех государствах, которые выполняют его в силу своего внутреннего законодательства (парадокс)

□ Проблемы и противоречия в области реализации права прав человека

□ 2) Практическое значение международных документов по правам человека невелико, т.к. Декларация носит рекомендательный характер, а к Пактам 1966 г. присоединилось менее половины государств мира по причине различия в концепциях прав человека

□ Проблемы и противоречия в области реализации права прав человека

□ 3) Механизмы защиты прав человека, где они прописаны, часто бывают очень усложнены. Например, Суд Совета Европы.

□ Проблема смертной казни, или права на жизнь

Тенденция увеличения количества стран, отказывающихся от смертной казни: 1991г. – около 40% стран фактически или юридически отказались от смертной казни (юридически – 35 стран). 2011 г. – смертная казнь отменена в 130 государствах.

□ Среди государств, применяющих смертную казнь – Китай, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Пакистан, Япония, некоторые штаты США, Белорусия.

□ Смертная казнь в России

Согласно Уголовному кодексу РФ смертная казнь разрешена. Последний раз применялась в 1996 г. После вступления России в Совет Европы в 1996 г. на смертную казнь наложен мораторий.

В 2009 г. Конституционный суд РФ сделал мораторий на применение смертной казни бессрочным

□ Аргументы «за» отмену смертной казни (правозащитники)

□ статистика в странах, где применяется смертная казнь: количество убийств существенно не изменилось,

□ всегда возможна судебная ошибка и убийство невиновного

□ ожесточение палачей и общества

□ порождение ответной ненависти, например, в случае казни террориста

□ Аргументы «против» отмены смертной казни (правоохранительные органы)

□ сохранение жизни особо жестоким преступникам вызывают протесты общества

□ рецидивизм

□ Понятие международного гуманитарного права (МГП)

Не путать с правом прав человека!

□ Цель МГП – защита лиц, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликтами (раненные, военнопленные), а также объектов, не служащих непосредственно военным целям (больницы, памятники культуры, жилые дома).

□ История происхождения МГП

□ Битва при Сольферино 1859г.

□ Швейцарский общественный деятель Анри Дюнан

□ В 1880 г. создан Международный комитет красного креста (МККК)

□ Законодательные основы МГП

□ Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. «Право Гааги» - установление правил ведения войны и применения вооружений

□ Женевские конвенции 1949 г. «Право Женевы» - защита жертв вооруженных конфликтов

□ После 1977 г. приняты дополнительные Протоколы к Гаагским и Женевским конвенциям

□ Развитие МГП в последнее время

Определены новые сферы применения МГП – природные катастрофы, массовые политические репрессии (гуманитарные интервенции, например, Ливия 2011), экологические бедствия

□ Гуманитарная интервенция

□ Df. - вмешательство международных сил во внутренние дела суверенного государства с целью предотвращения нарушения прав человека

 

Впервые – интервенция Вьетнама в Кампучию против режима Пол Пота

Впоследствии – гуманитарные интервенции ООН (например, в зонах конфликта в Африке), НАТО в Сербии в 1999 г., России в Грузии в 2008 г., НАТО по резолюции СБ ООН в Ливии в 2011 г.

□ Проблемы в области реализации гуманитарной интервенции

□ Трудно провести границу между вмешательством гуманитарным и политическим (все приведенные выше примеры)

Не всегда ООН способна принять соответствующее решение (например, война России и Грузии 2008 г., события в Сирии 2012-2013 гг.)

□ Юридически эта практика противоречит принципу суверенитета и невмешательства (не прописана в МП), но вошла в практику МО

□ Вывод по гуманитарной интервенции

□ В 21 в. человечество не может быть равнодушным к массовой гибели гражданского населения

□ Поэтому гуманитарная интервенция вошла в политическую практику, но юридически не определена

□ 3. Моральные аспекты МО

□ Проблема (дихотомия) международной морали

С одной стороны, присутствие морали в МО подразумевает оценку тех или иных действий на мировой арене с точки зрения того, насколько это хорошо или плохо, нравственно или безнравственно

С другой стороны, международное сообщество крайне неоднородно: кто определяет, что нравственно, а что нет? Что является критерием нравственности?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал