Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные цели не могут быть предметом международного торга
• Типология целей: критерий - реалистичность целей Типы: реалистичные – нереалистичные цели Пример нереалистичной цели – попытки покорения Афганистана Великобританией, СССР и США • Типология целей: критерий – степень открытости политики Типы: истинные – ложные цели Пример ложной цели – защита мирного населения от гуманитарной катастрофы в Сербии в 1999 г. (бомбардировки Сербии силами НАТО) Истинность этой цели – свержение антизападного режима Слободана Милошевича • Типология целей: временной критерий Типы: краткосрочные (3-5 лет) – среднесрочные (5-15 лет) – долгосрочные (15-25 лет) цели. Например, для России краткосрочная цель – выход из экономического кризиса, среднесрочная – модернизация экономики, долгосрочная – переход к инновационной экономике. • Типология целей: геополитический критерий Типы: локальные – региональные – глобальные цели Например, для России локальные цели – отношения с ближайшими государствами-соседями; региональные цели – отношения с ЕС, НАТО, АТЭС глобальные цели – отношения с мусульманским миром, с США, борьба с терроризмом, сохранение глобального экологического баланса • Типология целей: критерий – сферы международной жизни Типы: политические, экономические, гуманитарные, научные и проч. цели Как правило, разные типологии сочетаются в одной цели. Например, строительство Северного потока – второстепенная, реалистичная, истинная, среднесрочная, региональная, экономическая цель • 2. Понятия средств и стратегий участников МО Df. Средство – способ достижения цели • Специфика средств в МО • Два основных средства в МО – насилие и дипломатия • Считается, что может иметь место сходство насилия и дипломатии. Например, экономические санкции или военные учения («дипломатия канонерок»). Всё это - резкое давление, но без непосредственного применения военной силы. Насилие - прямое применение военной силы. • Насилие По статистике число межгосударственных войн уменьшается на фоне роста численности государств. Не верно говорить об уменьшении военного насилия в мире в целом (гражданские войны, терроризм). • Соотношение понятий «сила» и «насилие» «Сила» более широкое понятие, чем «насилие», которое коррелирует и с дипломатией, и с применением оружия • Понятие «мягкой силы» (“soft power”) Ввел Джозеф Най-младший. Df. Мягкая сила - неагрессивное воздействие, основанное на информационно-идеологических, культурных и имиджевых ресурсах. Имеет отношения только к дипломатии, хотя в определенной мере и означает давление. • Есть ли в МО легитимное военное насилие (как во внутригосударственных отношениях)? • По решению СБ ООН • 51 статья Устава ООН о самообороне • Фактически есть третий вариант - превентивное применение военной силы (Израиль против Хезбалла на юге Ливана, США – возможности превентивного применения ядерного оружия, Россия – превентивное применение обычных вооружений в соответствие с национальными доктринами) • Сила как атрибут и как действие • Сила как атрибут – совокупность материальных и нематериальных ресурсов
• Сила как действие – манипуляция взаимозависимостью (например, газовый конфликт Украины с Россией), историческими и социальными связями (отношения США-Израиль), шантаж (ядерная политика КНДР) • Категории «цель» и «средства» являются взаимосвязанными: • определенное действие является средством по отношению к конкретной цели; последняя может выступать средством по отношению к другой цели • никакая, даже самая реальная цель не может быть достигнута без соответствующих средств, т.е. средства должны соответствовать цели • Соотношение целей и средств в трактовке политического реализма
Главная цель – военно-политическая безопасность. Государственные цели выше частных. Сила, особенно военная, есть наиболее убедительный аргумент переговоров. • Соотношение целей и средств в трактовке либерализма Цель национальной безопасности усложняется: военная безопасности + экономическое процветание, культурная идентичность, экологическая безопасность.
Цели негосударственных акторов сочетаются с государственными целями. Средства – переговоры и soft power (мягкая сила) • Соотношение целей и средств в трактовке неомарксизма Цель – экономическое развитие Периферии Средства – от мягкой силы (борьба за НМЭП между G77 и ОЭСР) до переговоров (в рамках ГАТТ/ВТО). • Понятие стратегии • Df. Стратегия – долговременная линия поведения актора. Включает в себя сочетание целей и средств участника МО • Узкая трактовка стратегии – военно-силовые меры во внешней политике в противовес дипломатии • Примеры стратегий • «доктрина Брежнева»: цель – не допустить распада ОВД, средства – военно-политические (политический контроль над союзниками + военные меры в отношении Венгрии 1956, Чехословакии 1968 + Польша 1980) • «наступательная стратегия Путина» 2007: цель - дать жесткий ответ США на расширение НАТО, «цветные революции» и т.п., средства - мораторий на ДОВСЕ, введение рыночных цен на энергоносители в СНГ, гуманитарная помощь Ю.Осетии и Абхазии, решение о размещение Искандеров в Калининградской области, контакты с Ираном и Хамас. • Вопрос к семинару Внешнеполитическая стратегия В.Путина в настоящее время? Сравнить с его стратегией в период 2000-2008 гг. • Стратегия как наука и искусство Стратегия это: • наука (изучается в военных вузах) и одновременно • искусство ( интуиция политика, полководца: умение сформулировать цель, выбрать соответствующие средства ). Поэтому встратегии силен элемент субъективности (стратегия зависит от лица, ее сформулировавшего). • Различать стратегию и тактику! • Df. Тактика – совокупность методов и приемов, применяемых для достижения цели • Понятие «тактика» близко к понятию «средства» • 3. Содержание категории «национальный интерес» • Дискуссия о содержании категории «национальный интерес»: позиция реалистов Г.Моргентау: «есть только один категорический императив, только один критерий рассуждения, единственный принцип действия: национальный интерес» Р.Арон о плюрализме интересов разных групп внутри государства, которые образуют равнодействующую. В целом, реалисты считают национальный интерес базовой категорией международно-политического анализа. • Дискуссия о содержании категории «национальный интерес»: позиция либералов Дифференцируют понятие «национального интереса» по типам политических режимов: в демократическом обществе национальный интерес тождественен общественному интересу (выраженному, например, на выборах или в СМИ),
в авторитарном – государственному, который выражает правящая элита, т.к. интересы государства там выше интересов общества и личности. • Понятие «национальный интерес» Df. Национальный интерес – осознанные потребности участника МО, являющиеся следствием фундаментальных условий его существования • Специфика категории «национальный интерес» объективно-субъективный характер • Исходная категория – «потребность». Носит объективный характер. Основные потребности государств – сохранение суверенитета, экономическое благополучие, сохранение культурной идентичности • Объективная потребность трактуется по-разному разными национальными субъектами - общественными силами в демократических государствах. В результате субъективной составляющей " национальный интерес» - трудно уловимая категория. Некоторые исследователи приходят к выводу, что «национальный интерес» - не более чем миф, символ, используемый политиками для оправдания своих действий • Вопрос к семинару Присутствует ли национальный интерес России в сирийских событиях? Если – да, то в чем он состоит? • Специфика категории «национальный интерес» Вопрос: почему на Западе в ходу термин «национальный интерес» (national interest), а в России – «национально-государственный интерес» или просто «государственный интерес»? Ответ: 1) Особая роль государства в формировании национальных интересов в России 2) Феномен «объединения вокруг флага» в США. Похоже – в Великобритании • Расширение содержания национальных интересов под влиянием глобализации • Традиционные национальные интересы: сохранение суверенитета, военно-политическая безопасность, экономическоеблагополучие, внутренняя стабильность, моральный тонус общества • Новые национальные интересы: экологическая безопасность, информационная безопасности, энергетическая безопасность, сохранение культурной идентичности нации • Давление глобализации на национальные интересы Давление сверху, снизу, извне • Давление «сверху» • Оказывают международные межправительственные организации, число которых все время растет • Принудительно: миротворческие операции ООН, стабилизационные программы МВФ, Международный трибунал по бывшей Югославии
• Добровольно: ЕС, НАТО, ВТО в отношении своих членов • Давление «снизу» • Оказывают внутригосударственные структуры Например, парадипломатия, расширение внешних функций регионов, СМИ, сепаратистские организации • Давление «извне» Оказывают международные неправительтвенные организации и движения (Greenpeace, правозащитные, антиглобалистские и др. движения и организации) + ТНК + глобальные процессы. • Классификация национальных Тождественна классификации целей • Общий вывод ❑ Соотношение категорий по степени убывания объективности: потребность – национальный интерес - цель ❑ Цель+средства=стратегия Лекция 10. □ Важные вводные к теме □ В квазианархичных МО существуют два основных регулятора – сила и право □ Место темы в ТМО: возвращаемся к первому «большому спору» в ТМО о роли силы (реалисты) и права и морали (либералы) □ Общее и особенное в международном праве и международной морали Общее – большинство современных правовых норм основано на нравственных принципах (ценностях) Отличия – 1) правовые нормы зафиксированы в документах, а моральные принципы – нет. Отсюда возникает вопрос: существует ли международная мораль? 2)право предусматривает использование средств принуждения, а мораль – нет. □ 1. Правовая составляющая МО □ Проблема источников международного права □ Почему это – проблема? Так как в МО нет законодательных органов, как внутри государства. □ Вопрос: откуда берутся международные законы? □ Источники международного права □ межгосударственный договор, □ международный обычай (например, ширина территориальных вод) □ общие принципы права, признанные цивилизованными нациями (Устав ООН), □ акты международных организаций, □ судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву в качестве вспомогательного средства (Гуго Гроций) Основатель современного МП – голландский юрист времен Тридцатилетней войны Гуго Гроций («О праве войны и мира»). Дополнил и развил многое из того, что было в римском праве □ 10 принципов МП (Устав ООН) □ Важнейший принцип – суверенное равенство государств □ Из него следуют – нерушимость границ, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела □ Другие принципы – мирное разрешение международных споров, неприменение силы или угрозы силы, принцип сотрудничеств, всеобщее уважение прав человека, самоопределение народов, добросовестное выполнение международных обязательств □ Противоречия между принципами
Принцип всеобщего уважения прав человека и принцип невмешательства во внутренние дела. Примеры «гуманитарный интервенций» – события в Сербии (1999), Ливии (2011) □ Изменение соотношения значимости некоторых принципов: принципы «территориальной целостности государства» и «права народов на самоопределение» поменяли свою значимость: сравни периоды крушения колониализма и современный период этно-конфессиональных конфликтов □ Особенности регулятивной роли принципов в МО Достаточно часто нарушаются, но недооценивать нельзя: принципы являются основой конкретных международных договоров, степень выполнимости которых значительно выше (например, договоров о демаркации границ или неприкосновенности дипломатов) □ Это интересно Дипломаты другого государства вовсе не всегда пользовались неприкосновенностью. Более того, посланец, если он приносил плохую весть, мог быть просто убит. □ Философские доктрины источников международного права □ доктрина «естественного права» (от Аристотеля, особый расцвет 17-18 вв.): право (особенно права человека) дано либо «свыше», либо заложено в природе человека □ позитивистская доктрина (расцвет в 19 в.): право творят политики В чистом виде эти доктрины не встречаются. Еще Гроций небезуспешно пытался их примирить □ Международные судебные органы 1) Международный Суд ООН в Гааге. Создан в 1945 г. Крайне неэффективная инстанция, т.к. принимает дела на рассмотрение только с согласия самих государств. Решения носят необязывающий характер.
□ Международные судебные органы 2) Региональные международные суды. Например, суд Совета Европы. Значительно б. эффективные, но только для членов своих организаций. □ Международные судебные органы 3) Международные трибуналы. Например, Нюрнбергский, по бывшей Югославии (суды над С.Милошевичем, Р.Караджичем). Недостаток последнего: политическая предвзятость. □ Правовые возможности государств для самозащиты (наказания обидчика) Тесно связаны с силовыми возможностями государств (совокупностью ресурсов). Например, 1)Кувейт не был в состоянии применить 51 ст. Устава ООН для самообороны от Ирака в 1990 г. 2) США применили экономические санкции против Ирана в ответ на захват американского посольства в период Белой революции □ Практика СБ ООН по введению санкций (ст. VII Устава ООН): экономические санкции □ Достаточно частое явление, но степень их выполнимости зависит от многих обстоятельств, прежде всего, отсутствия альтернативных каналов экспорта или импорта □ Страдает гражданское население, хотя санкции вводятся против режима □ Практика СБ ООН по введению санкций (ст. VII Устава ООН): военные санкции Применялись всего 2 раза за всю историю ООН (Корейская война 1951-1953 гг. и операция «Буря в пустыне» 1991 г.). Причины малой применимости: 1) противоречия между членами СБ ООН. В обоих случаях ситуация была уникальная. 2) гуманитарные интервенции в современных гражданских конфликтах противоречат принципу суверенитета □ Оценка степени выполнения государствами норм МП Преувеличенная критика со стороны политических реалистов роли МП в МО. Аргументы «за» МП как регулятора МО: □ «прикладной». МП в основном состоит из норм, касающихся политики «низкого уровня». Здесь степень выполнимости очень высока □ «теоретический». 3 причины соблюдения правовых норм – боязнь наказания, привычка, собственная выгода. В случае МО – последнее (собственная выгода и добровольность). □ 2. Право прав человека и международное гуманитарное право (МГП) □ Кого и от кого защищает право прав человека? Право прав человека предполагает защиту индивида от неправомерных действий государства □ Фиксируем тенденцию гуманизации МО Если сравнить современные возможности защиты индивидуальных и групповых прав с ситуацией, господствовавшей в этой сфере еще 100 лет назад, то нельзя не констатировать заметный прогресс □ Законодательная основа права прав человека □ Всеобщая декларация прав человека 1948 г., с 1954 г. – ряд международных Пактов, главные из которых - Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экон., социальн. и культурных правах 1966 г. (= «международные стандарты» по правам человека). □ региональные законы защиты прав человека существуют в Европе (Европейская конвенция по правам человека 1950 г.), в США, в Африке, в документах ЮНЕСКО – Исламская Всеобщая декларация Прав Человека. □ Источники права прав человека Три поколения прав человека – □ 1) гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями: 1689г. англ. Билль о правах, 1789 г. франц. Декларация прав человека и гражданина, в том же году амер. Билль о правах (право на жизнь, право на свободу слова, печати, вероисповедания, свободу перемещения и др.) □ Источники права прав человека 2) социально-экономические права, возникшие в национальных законодательствах под влиянием антикапиталистической борьбы трудящихся и социалистических учений в 19 в. (право на труд, на справедливое вознаграждение за труд, ограниченный рабочий день и др.) □ Источники права прав человека 3) права коллективные, или солидаристские, провозглашенные главным образом странами 3 мира в период антиколониальной борьбы в 20 в. (принцип право народов на самоопределение) □ Проблемы и противоречия в области реализации права прав человека □ 1) Наднациональных институтов по защите прав человека нет. На практике принцип соблюдения прав человека реализуется в тех государствах, которые выполняют его в силу своего внутреннего законодательства (парадокс) □ Проблемы и противоречия в области реализации права прав человека □ 2) Практическое значение международных документов по правам человека невелико, т.к. Декларация носит рекомендательный характер, а к Пактам 1966 г. присоединилось менее половины государств мира по причине различия в концепциях прав человека □ Проблемы и противоречия в области реализации права прав человека □ 3) Механизмы защиты прав человека, где они прописаны, часто бывают очень усложнены. Например, Суд Совета Европы. □ Проблема смертной казни, или права на жизнь □ Тенденция увеличения количества стран, отказывающихся от смертной казни: 1991г. – около 40% стран фактически или юридически отказались от смертной казни (юридически – 35 стран). 2011 г. – смертная казнь отменена в 130 государствах. □ Среди государств, применяющих смертную казнь – Китай, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Пакистан, Япония, некоторые штаты США, Белорусия. □ Смертная казнь в России Согласно Уголовному кодексу РФ смертная казнь разрешена. Последний раз применялась в 1996 г. После вступления России в Совет Европы в 1996 г. на смертную казнь наложен мораторий. В 2009 г. Конституционный суд РФ сделал мораторий на применение смертной казни бессрочным □ Аргументы «за» отмену смертной казни (правозащитники) □ статистика в странах, где применяется смертная казнь: количество убийств существенно не изменилось, □ всегда возможна судебная ошибка и убийство невиновного □ ожесточение палачей и общества □ порождение ответной ненависти, например, в случае казни террориста □ Аргументы «против» отмены смертной казни (правоохранительные органы) □ сохранение жизни особо жестоким преступникам вызывают протесты общества □ рецидивизм □ Понятие международного гуманитарного права (МГП) Не путать с правом прав человека! □ Цель МГП – защита лиц, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликтами (раненные, военнопленные), а также объектов, не служащих непосредственно военным целям (больницы, памятники культуры, жилые дома). □ История происхождения МГП □ Битва при Сольферино 1859г. □ Швейцарский общественный деятель Анри Дюнан □ В 1880 г. создан Международный комитет красного креста (МККК) □ Законодательные основы МГП □ Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. «Право Гааги» - установление правил ведения войны и применения вооружений □ Женевские конвенции 1949 г. «Право Женевы» - защита жертв вооруженных конфликтов □ После 1977 г. приняты дополнительные Протоколы к Гаагским и Женевским конвенциям □ Развитие МГП в последнее время Определены новые сферы применения МГП – природные катастрофы, массовые политические репрессии (гуманитарные интервенции, например, Ливия 2011), экологические бедствия □ Гуманитарная интервенция □ Df. - вмешательство международных сил во внутренние дела суверенного государства с целью предотвращения нарушения прав человека
□ Впервые – интервенция Вьетнама в Кампучию против режима Пол Пота □ Впоследствии – гуманитарные интервенции ООН (например, в зонах конфликта в Африке), НАТО в Сербии в 1999 г., России в Грузии в 2008 г., НАТО по резолюции СБ ООН в Ливии в 2011 г. □ Проблемы в области реализации гуманитарной интервенции □ Трудно провести границу между вмешательством гуманитарным и политическим (все приведенные выше примеры) □ Не всегда ООН способна принять соответствующее решение (например, война России и Грузии 2008 г., события в Сирии 2012-2013 гг.) □ Юридически эта практика противоречит принципу суверенитета и невмешательства (не прописана в МП), но вошла в практику МО □ Вывод по гуманитарной интервенции □ В 21 в. человечество не может быть равнодушным к массовой гибели гражданского населения □ Поэтому гуманитарная интервенция вошла в политическую практику, но юридически не определена □ 3. Моральные аспекты МО □ Проблема (дихотомия) международной морали □ С одной стороны, присутствие морали в МО подразумевает оценку тех или иных действий на мировой арене с точки зрения того, насколько это хорошо или плохо, нравственно или безнравственно □ С другой стороны, международное сообщество крайне неоднородно: кто определяет, что нравственно, а что нет? Что является критерием нравственности?
|