![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Президент Д.Медведев(статья «Россия вперед», сентябрь 2009 г.): стратегия инновационного прорыва государства. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В развитие (академик Д.Львов): сконцентрироваться на тех инновационных направлениях, где Россия сильна – авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, металлургия, энергетическое машиностроение + передовые отрасли НТП – нано-, био-, информационные технологии ● Что делать? А.Шохин (президент РСПП): модернизация должна предшествовать инновациям. Инновации – некие научные прорывы, модернизация – замена оборудования на более современное. ● Выводы: ● именно НТП меняет структуру системы МО в настоящее время: усиление влияния стран БРИК ● научно-технические потенциалы в странах БРИК развиты в разной степени. В Китае и России сильнее, Индии и Бразилии слабее ● этот потенциал в разных странах неодинаково хорошо связан с экономикой. Образцом для подражаний является Китай ● именно научно-технические потенциалы, внедряемые в экономику, создают условия для сотрудничества между странами БРИК, которые ограничены в доступе к базовым технологиям, распространенным в постиндустриальных странах ● 2. Построение глобального информационного общества в контексте МО ● Понятие информационного общества Df. Глобальное информационное общество - историческая фаза возможного развития человеческой цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. NB! Почему «возможного» - т.к. не всё человечество сейчас живет в условиях информационного общества, а прогнозирование в МО носит стохастический характер. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений в следствии кардинальных изменений в сфере обработки информации ● Первая информационная революция Связана с изобретением письменности.
Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению (например, древние шумерские и египетские письмена) ● Вторая информационная революция Середина XVI в.- вызвана изобретением книгопечатания (в Европе) ● Третья информационная революция Конец XIX в. - обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в больших объемах ● Четвертая информационная революция 70-е гг. XX в. - изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера Три фундаментальные инновации: ● переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; ● миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин (ЭВМ существовали и до 1970-х гг.); ● создание программно-управляемых устройств и процессов (напр., SPSS и Интернета)
● Интернет Ведущая роль в управлении Интернетом принадлежит американской организации International Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN), которая была создана по решению правительства США в 1998 г. со штаб-квартирой в Калифорнии Все страны выступают за интернационализацию Интернета и только США – против ● Интернет Появились такие явления, как электронная торговля, а также электронное правительство
Лучшее в мире электронное правительство в Южной Корее ( 2009 г., на основе правительственных веб-сайтов 192 стран, эксперты ООН) Лучшие электронные правительства городов: Сеул, Гонконг, Хельсинки, Сингапур, Мадрид, Лондон, Токио, Бангкок, Нью-Йорк, Вена. ● Интернет Россия: в начале 2010 г. открыт новый интернет-сайт «Госуслуги», который пока содержит лишь справочную информацию.
Президент Медведев поставил задачу уже через 5 лет перейти в России на электронные госуслуги ● Противоречие Глобальное информационное общество и «цифровое неравенство»: - между странами и регионами: доступ к Интернету в Исландии – 86%, в Либерии – 0, 03%, - между разными социальными слоями ● Международное сотрудничество в области информационных технологий Проблема глобального информационного общества впервые на международном уровне была представлена вице-президентом США А.Гором в 1994 г. Но уже начиная с 1995 г. на встречах государств G8 вопросы глобального информационного общества поднимаются регулярно. На окинавском саммите 2000 г. лидеры «восьмерки» приняли Хартию глобального информационного общества, в которой в качестве основополагающих принципов построения глобального информационного общества определены равная доступность информационных технологий для людей во всем мире и сокращение «цифрового неравенства». ● Международное сотрудничество в области информационных технологий Проблема управления Интернетом на международных саммитах: - вопросы управления Интернетом прямо затрагивают проблемы суверенитета государств, а также вопросы получения колоссальных доходов, - против позиции США выступают развивающиеся государства, поддерживаемые ЕС
● Международные организации, связанные с ИКТ ● Международный союз электросвязи (играет главную роль; включает в свой состав 189 г-в), ● Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), ● ЮНЕСКО (наука, культура и образование), ● ЮНКТАД (торговля и развитие стран Периферии), ● Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ● ВТО, ● МАГАТЭ и другие ● Причины революции на Ближнем Востоке (кон. 2010 – 2012 гг.) Одна из важнейших причин – открытость внешнему миру (через туристов и технические СМИ) Так, более 30% взрослых граждан Туниса и 24% - Египта постоянно пользуются Интернетом, а доля владельцев мобильными телефонами превышает 80% ● 3. Международная информационная безопасность Df. Информационная безопасность – отсутствие враждебного использования информационно-коммуникационных технологий на уровне государств (включая частные компании) в отношении другого государства в политических, в том числе военных целях; преступной и террористической деятельности в киберпространстве. Россия стала первым государством в мире, поднявшим на международном уровне (в 1998 г.) вопрос о появлении принципиально новых – информационных угроз национальной и международной безопасности 2000 г. Доктрина информационной безопасности России
Под влиянием этой инициативы в 2003 г. была создана группа правительственных экспертов (ГПЭ) при ООН по вопросам МИБ. ● Суть трактовки ИБ в российских документах Интенсивное внедрение информационных технологий, интеграция в международную информационную систему повышает зависимость информационного пространства страны от внешних влияний (чем и создает угрозу ее ИБ. NB! Противоречие между информационной глобализацией и консервативностью мировой политической системы (суверенитет государств). ● Расхождения во мнениях в ГПЭ ● Россия (при поддержке Китая, Бразилии, Белоруссии): вопросу международной информационной безопасности (МИБ) следует давать политико-правовую оценку, связанную с военной безопасностью государств, ● США: заинтересованы в том, чтобы сохранить «свободу рук» для военно-политического применения ИКТ, оставаясь вне сферы применения международного права. ● Итог расхождения во мнениях единый подход в ГПЭ не был выработан; по сути - уход от ИКТ в современном мире невозможен и их применение в политических и военных целях неизбежно ● Международные структуры, рассматривавшие проблему МИБ
● G8 – Окинавская хартия (Япония) 2000 г. ● Сессии Международного союза электросвязи (МСЭ) ● Сессия глав государств ШОС, на которой было принято специальное заявление по МИБ ● Среди мер по МИБ предлагаются: ● определение признаков и классификация информационных войн, понятие информационного оружия; ● меры по ограничению оборота информационного оружия; ● правовой режим запрещения разработки, распространения и применения информационного оружия. Оценка: трудно различить информационное оружие и обыденное использование ИКТ (Ближний Восток) ● Информационно-психологическая война Термин предложен американцами (information and psychological warfare). Разумеется, информационная и пропагандистская составляющая присутствовала в конфликтах во все времена. Но с развитием современных ИКТ ее роль неизмеримо возросла. ● Примеры информационно-психологической войны ● Операции «Буря в пустыне» в 1991 г.: эффект присутствия и представление о современной войне как о реалити-шоу (CNN) ● Война Россия -Грузия августа 2008 г.: Россия «проиграла» войну с Грузией по информационно-технической оснащенности, т.к. Грузию обеспечивали в этом отношении США – лидеры в области ИКТ ● В марте 2010 г. грузинский частный телеканал «Имеди» организовал шантаж грузинского населения, основанный на том, что Россия якобы напала на Грузию ● Меры психологической войны в ходе операции коалиционных сил в Ливии с обеих сторон Бонус шлак. □ Важные вводные замечания □ Внешняя политика каждого государства имеет свои конкретные детерминанты и проявления, но сравнительный анализ внешней политики многих государств позволяет делать теоретические обобщения □ Эти обобщения имеютво многом условный характер, т.к. реалии богаче теорий □ 1. Сравнительный подход к объяснению внешней политики: системные детерминанты □ Понятие внешней политики Df. Внешняя политика – линия поведения национальных лидеров в конкретной внутренней и международной ситуации (б. или м. долгосрочной). NB! Три типа детерминант внешней политики – системные, национальные, субъективные. ❑ Главный вопрос лекции – попытаться объяснить под влиянием каких факторов формируется внешняя политика государства □ Системные детерминанты: география □ Благоприятные факторы – контроль за стратегическими путями, удаленность от конфликтных регионов (пример: США, Украина) □ Неблагоприятные факторы – отсутствие выхода к морю и другим транспортным путям, большая протяженность государственной границы, отсутствие естественных рубежей (пример: Россия, государства ЦАР) □ Особенно важны международные условия вдоль национальных границ (пример: нейтралитет Бельгии до 2 мировой войны) □ Системные детерминанты: □ Развитие современных технологий способно менять значимость благоприятных и неблагоприятных факторов (например, фактор стратегической глубины) □ Спорный фактор роли географической близости двух стран: конфликт или сотрудничество (пример: СССР/Россия и Китай) □ Системные детерминанты: структура международной системы □ Нет четкой корреляции между количеством центров силы и уровнем конфликтности системы (см. следующий слайд) □ В условиях биполярности конфликты носят локальный периферийный характер (корейская, вьетнамская, афганская войны), в многополярном мире они более масштабны (прогноз глобальных войн) □ Влияние структуры международной системы на характер союзов: в многополярной системе они подвижны и равноправны («кошмар коалиций» - Бисмарк), в биполярной системе – устойчивы и иерархичны □ Системные детерминанты, влияющие на склонность к сотрудничеству □ Чем больше государства связаны экономически и социально, тем вероятнее их миролюбивые отношения (Кант о предпосылках мира) □ Считается, что чем сильнее сбалансированы силовые возможности двух (нескольких) государств, тем вероятнее отсутствие вооруженного конфликта между ними. Однако четкой корреляции нет (примеры: война Ирана и Ирака, советско-американские отношения до начала 1970-х гг.) □ 2. Сравнительный подход к объяснению внешней политики: национальные детерминанты □ Национальные детерминанты: природные ресурсы Нет прямой зависимости между агрессивностью государства и наличием или отсутствием ресурсов (пример: внешняя политика Японии в разные периоды истории) □ Национальные детерминанты: военное могущество Военное могущество еще не все говорит о возможности успеха в войне. Опосредующие факторы: мотивация (пример: начало ВОВ), взаимоотношения между союзниками (пример: арабские государства), природные условия (примеры: Вьетнам, Афганистан) □ Национальные детерминанты: демография □ Численность населения влияет на политический «вес» государства в мире (оговорка: большое население не должно быть нищим) (пример: Индонезия) □ Страны с большой численностью населения более склонны к военным конфликтам, т.к. борются за жизненное пространство и ресурсы, а также обладают достаточными человеческими ресурсами для ведения войны (Китай?) □ Этнически неоднородные страны имеют дополнительные трудности во внешней политике – внешние соперники поддерживают внутренних диссидентов (пример: Грузия - Россия) □ Национальные детерминанты: экономика □ Крупные экономики имеют обширную сферу международных взаимодействий и много рычагов влияния □ Крупные экономики с низким уровнем дохода населения неактивны в международных организациях (примеры: Китай, Индия, Индонезия) □ Активная динамика роста ВВП дает «эффект чайника» (примеры: Япония, Германия, Китай?) □ Национальные детерминанты: политический режим Две точки зрения на связь между политическим режимом и внешней политикой: ➢ если у границ государства окажутся вражеские войска, реакция будет одинаковой, независимо от формы правления ➢ форма правления влияет на: склонность к войне и миру, степень политической гибкости. Однако в какую сторону влияет форма правления – не ясно. □ Национальные детерминанты: политический режим Две точки зрения на связь между типом политического режима и степенью миролюбия государства: ➢ В.Вильсон: демократия чужда войнам. Теория демократического мира ➢ Дж.Кеннан: «демократия подобна доисторическому монстру…» Вывод: нет прямой корреляции между типом правления и склонностью к войне □ Национальные детерминанты: политический режим Вопрос о политической гибкости режима: ➢ демократии часто бывают очень негибкими, неспособными во внешней политике на компромиссы, ➢ диктаторы из-за отсутствия необходимости согласования могут быстро менять курс, но им легче оторваться от реальности (примеры: Сталин, М. Каддафи). Вывод: не следует чрезмерно преувеличивать роль типа правления во внешней политике □ Национальные детерминанты: внутриполитическая нестабильность Определенно влияет на внешнюю политику. Как? □ Ненадежный партнер в плане уплаты долгов, создания условий для инвестиций, выполнения союзнических обязательств и т.д. (пример: советская Россия 1917 г.) □ Поиск внешнего врага («маленькая победоносная война»)(примеры: российско-японская война 1905 г., англо-аргентинская война 1982 г.) □ 3. Сравнительный подход к объяснению внешней политики: субъективные детерминанты Субъективные факторы – качества ЛПР, ментальность общества □ Две точки зрения на роль ЛПР во внешней политике: □ Деятельность ЛПР определяется объективными обстоятельствами экономического и политического характера □ Харизматические личности (Сталин, Мао Цзэдун, де Голль, Горбачев, др.) способны изменить ход истории
|