Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и цели процентной политики Национального банка.






Важными и тесно взаимосвязанными элементами системы достижения целей денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются процентная и эмиссионная политика Национального банка.

Правовой основой для осуществления Национальным банком процентной и эмиссионной политики является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год и другие нормативные правовые акты.

Процентная политика Национального банка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на регулирование цены денег в экономике и является частью денежно-кредитной политики, осуществляемой в русле общеэкономической политики государства.

Целью процентной политики Национального банка является поддержание всего комплекса процентных ставок в экономике на уровне, эффективно способствующем достижению приоритетов социально-экономического развития республики, включая защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Объектом процентной политики является уровень процентных ставок по различным инструментам заимствования, в совокупности представляющий собой цену денег в экономике.

В качестве основных субъектов, непосредственно осуществляющих процентную политику, выступают Национальный банк Республики Беларусь, Министерство финансов, банки. В целом круг участников отношений, подпадающих под целенаправленное воздействие процентной политики, гораздо шире и включает так же другие органы государственного управления, юридических и физических лиц.

При осуществлении процентной политики Национальный банк Республики Беларусь стремится обеспечивать ее соответствие следующим базовым принципам:

– обеспечение доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях на уровне, как правило превышающим уровень инфляции, то есть поддержание ставок на положительном уровне в реальном выражении;

– достижение доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях, превышающей доходность от вложения средств в основные иностранные валюты с учетом темпов изменения валютных курсов и доходности по инструментам сбережения в этих валютах;

– формирование ставок по кредитным операциям банков на уровне, обеспечивающим доступность этих кредитов для юридических и физических лиц.

Таким образом, ставки привлечения срочных рублевых депозитов населения и организаций должны в среднесрочной перспективе устойчиво превышать уровень инфляции, обеспечивая сохранность соответствующих сбережений от обесценения. Кроме того, в целях повышения спроса на белорусские рубли и стимулирования дедолларизации экономики доходность этих инструментов поддерживается на уровне, превышающем доходность традиционных альтернативных способов создания сбережений для населения, таких как хранение средств в иностранной валюте вне банков, размещение их в депозиты в долларах США и другие.


Основными инструментами, при помощи которых Национальный банк реализует свою процентную политику, являются установление ставки рефинансирования Национального банка и проведение операций по регулированию уровня банковской ликвидности.

Данные инструменты оказывают прямое влияние на уровень процентных ставок на рынке межбанковского кредитования, а через их, уже косвенно, на все прочие ставки денежного рынка, включая ставки по кредитам и депозитами населения и предприятий. В то же время, в соответствии со статьей 31 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов вправе напрямую устанавливать в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и (или) юридических лиц.

Ставка рефинансирования Национального банка является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики, регулирующим уровень процентных ставок по любым видам операций на денежном рынке и через них, опосредованно влияющим спрос на деньги в экономике, темпы экономического роста и инфляцию.

В регулировании денежно-кредитной сферы Республики Беларусь ставка рефинансирования выполняет целый ряд практических функций. Она оказывает существенное влияние на динамику ставки рынка межбанковских кредитов, которая, в свою очередь, взаимосвязана с системой процентных ставок на денежном рынке. Изменения ставки рефинансирования обуславливают соответствующие изменения ставок по депозитам и кредитам банков, что оказывает влияние на сберегательно-инвестиционные процессы в нефинансовом секторе экономики и секторе домашних хозяйств.

Динамика ставки рефинансирования в значительной мере является ориентиром и при определении стоимости заимствований государственного бюджета.

Важнейшей функцией ставки рефинансирования является передача своеобразного «сигнала» от Национального банка к остальным субъектам экономики. Изменяя ставку рефинансирования в ту либо иную сторону, Национальный банк указывает соответствующее направление изменения процентной и всей денежно-кредитной политики в сторону смягчения (при снижении ставки) либо ужесточения (при ее повышении). Этот сигнал способствует появлению адекватных тенденций по снижению либо повышению всего комплекса процентных ставок на денежном рынке.

Регулирование ставки рефинансирования с учетом базовых принципов процентной политики требует от Национального банка учета целого ряда факторов, таких как:

– фактический и прогнозируемый уровни инфляции. Степень соответствия параметров роста потребительских цен прогнозным значениям, обеспечивающим целевую траекторию этого параметра на год, является основным фактором принятия решения об изменении ставки рефинансирования. При этом учет динамики инфляции позволяет не только обеспечивать базовый принцип процентной политики – поддержание реального значения ставок по срочным рублевым инструментам на положительном уровне, но и целенаправленно воздействовать на саму инфляцию через изменение стоимости заимствований;

– ситуация во внешней торговле и на внутреннем валютном рынке, которая определяет целесообразность воздействия на денежное предложение изменением стоимости кредитов, а также на ожидания рынка;

– ситуация на рынке депозитов, в первую очередь – населения. Рублевые депозиты физических лиц являются одним из важнейших источников формирования ресурсной базы банков. Учитывая высокую чувствительность этой части сбережений к изменению доходности, а также ожиданий в части инфляционных и девальвационных процессов, динамика основных показателей депозитного рынка является одним из ключевых факторов, определяющих процентную политику;

– анализ кредитного рынка позволяет определять целесообразность изменения ставки рефинансирования в части влияния на интенсивность процессов кредитования, издержки заемщиков и их валютные предпочтения.

В качестве других факторов также учитываются ожидаемое изменение стоимости заимствований бюджета, вероятная интерпретация процентного сигнала различными группами экономических субъектов и прочие.

Ставка рефинансирования определяет общую динамику ставок по операциям Национального банка по регулированию уровня банковской ликвидности.

Механизм регулирования процентных ставок с использованием операций предоставления и изъятия ликвидности позволяет Национальному банку рыночными методами воздействовать на ставку межбанковского кредитного рынка, ограничивая ее колебания. В свою очередь ставка межбанковского кредитного рынка оказывает воздействие на весь комплекс ставок на рынке депозитов и кредитов и является звеном, передающим сигнал от изменения ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка денежному рынку. Изменение ставок по депозитам и кредитам банков оказывает непосредственное воздействие на привлечение вкладов населения и организаций, выдачу кредитов, объем и структуру денежной массы, и, соответственно, на все важнейшие макроэкономические параметры развития страны.

Цели, принципы процентной политики и прогнозные параметры по основным процентным ставкам денежного рынка определяются в основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Если процентная политика регулирует цену денег, находящихся в обращении, то непосредственное влияние на их объем оказывает эмиссионная политика Национального банка Республики Беларусь.

Ключевым понятием, с которым связано осуществление эмиссионной политики, является понятие эмиссии денег.

Согласно статье 28 Банковского кодекса Республики Беларусь исключительным правом эмиссии денег наделен Национальный банк. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет.

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.

Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у физических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей своей деятельности.

Объем совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет устанавливается и регулируется исключительно Национальным банком в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк эмитирует белорусский рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен.

Эмиссионная политика Национального банка Республики Беларусь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на непосредственное регулирование объема его обязательств в национальной валюте. Выпуская или изымая безналичные и наличные деньги, Национальный банк соответственно расширяет или сужает денежную базу в белорусских рублях. В свою очередь изменения объема рублевой денежной базы через денежный мультипликатор оказывают влияние на изменение денежной массы.

С эмиссией и эмиссионной политикой тесно связано понятие устойчивости денежного оборота. Эта связь заключается в том, что в соответствии с принципом устойчивости денежного оборота эмиссионная политика должна быть выстроена таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать стимулирования инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности экономики в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

Соответственно, целью эмиссионной политики Национального банка является поддержание объема денежных средств, находящихся в обращении, на уровне, эффективно способствующем достижению приоритетов социально-экономического развития республики, включая защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Объектом эмиссионной политики являются денежные средства, находящиеся в обращении.

Субъектом, непосредственно осуществляющим эмиссионную политику, является Национальный банк Республики Беларусь. Также существенное влияние на объем денежных средств в обращении оказывают операции Министерства финансов по своим счетам, открытым в Национальном банке. В более широком смысле эмиссионная политика затрагивает интересы всех субъектов экономических отношений.

Для практической реализации своей эмиссионной и процентной политики Национальный банк Республики Беларусь использует эмиссионные операции. Результатом эмиссионных операций или так называемым «эмиссионным эффектом» может быть как выпуск денег в обращение (эмиссия), так и их изъятие (эмиссия со знаком «-», либо «контрэмиссия»).

Основными операциями Национального банка, влияющими на денежную эмиссию, являются операции рефинансирования банков, операции покупки-продажи безналичной и наличной иностранной валюты и других ценностей, операции покупки-продажи государственных ценных бумаг, перечисление части прибыли Национального банка в государственный бюджет.

Таким образом, процентная и эмиссионная политика Национального банка являются взаимосвязанными и взаимодополняющими инструментами денежно-кредитной политики, оказывающими непосредственное влияние на достижение ее целей и решение задач через регулирование объемно-стоимостных характеристик потоков на денежном рынке.

Постоянное развитие процентной и эмиссионной политики Национального банка происходит в направлении повышения эффективности применения, комплексности, расширения спектра используемых рыночных операций. При этом Национальным банком активно учитывается опыт зарубежных стран.

По мере развития экономики, денежно-кредитного сектора, финансового рынка будет происходить все большая переориентация от непосредственного управления объемами денег в экономике к управлению их ценой. Такой подход активно используется многими странами и хорошо зарекомендовал себя, особенно при применении современных монетарных режимов, например - при прямом таргетировании инфляции.

 

 

37.Функциональная структура инструментов монетарного регулирования Национального банка. Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как Δ М = multден х Δ Н. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал