Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Операции на открытом рынке с иностранной валютой.






Операции на открытом рынке (англ. open market operations, OMO) — деятельность центрального банка по купле и продаже ценных бумаг (обычно государственных облигаций) на открытом рынке. Центральные банки используют операции на открытом рынке как основной инструмент при проведении денежно-кредитной политики. Основная цель при этом — контроль над краткосрочными процентными ставками и размером денежной базы, чтобы таким образом влиять на денежную массу. Целевая процентная ставка достигается путём покупки или продажи государственных ценных бумаг, либо других финансовых инструментов. Такие индикаторы, как инфляция, процентные ставки и валютный курс, используются при проведении операций на открытом рынке.[1][2]

Поскольку большая часть денег в наше время существует в электронном виде, а не в виде банкнот и монет, операции на открытом рынке производятся путём увеличения (кредитование) или уменьшения (дебетование) объёма базовых денег (денежная база) на резервном счету банка в центральном банке. Таким образом, процесс не требует печати новой валюты. Однако, он увеличивает обязательство центрального банка напечатать деньги, если коммерческому банку потребуются банкноты в обмен на уменьшение электронного баланса.

Когда присутствует повышенный спрос на базовые деньги, центральный банк должен предпринять действия, если он желает удержать краткосрочные процентные ставки у целевого уровня. Он делает это путём увеличения предложения базовых денег. Центральный банк выходит на открытый рынок, чтобы купить финансовый актив (государственные облигации, иностранную валюту или другие сравнительно стабильные активы). Чтобы заплатить за актив, центральный банк создаёт новые базовые деньги и кредитует ими счёт банка-продавца актива. Таким образом увеличивается денежная база в экономике. И наоборот, если центральный банк продаёт активы на открытом рынке, соответствующая сумма базовых денег списывается со счёта банка-покупателя, таким образом денежная база сокращается.

· При инфляционном таргетировании операции на открытом рынке используются для поддержания определённой краткосрочной процентной ставки на долговых рынках. Целевое значение ставки периодически изменяется, чтобы удерживать инфляцию внутри установленного коридора. Однако, другие варианты монетарной политики также используют операции на открытом рынке: Федеральная резервная система, Банк Англии и Европейский центральный банк используют операции на открытом рынке для достижения своих процентных ставок.

· Кроме целевого уровня процентных ставок могут быть другие целевые индикаторы при операциях на открытом рынке. Целью может быть сокращение денежной массы, как в конце 1970-х — начале 1980-х в США при председательстве Пола Волкера.

· При валютном совете операции на открытом рынке используются для поддержания фиксированного обменного курса по отношению к иностранной валюте.

§Специфика в разных странах[править | править вики-текст]

§Соединенные Штаты Америки[править | править вики-текст]

См. также: Ставка по федеральным фондам

В США Федеральная резервная система устанавливает целевой уровень для процентной ставки по федеральным фондам (избыточным банковским резервам). Когда текущая рыночная ставка выше целевой, Федеральный резервный банк Нью-Йорка увеличивает денежное предложение при помощи сделок РЕПО (заём с точки зрения дилеров, кредитование с точки зрения ФРБ). Когда текущая ставка ниже целевой, ФРБ Нью-Йорка уменьшает денежное предложения с помощью сделок обратного РЕПО (кредитование с точки зрения дилеров, заём с точки зрения ФРБ).

Федеральный резерв обычно использует сделки РЕПО овернайт для временного создания денег и сделки обратного РЕПО для временного уничтожения денег, которые компенсируют временные изменения в уровне банковских резервов.[3] Федеральный резерв также совершает сделки окончательной (англ. outright) покупки или продажи ценных бумаг через счёт открытого рынка (англ. System Open Market Account, SOMA) ФРБ Нью-Йорка. Купля-продажа ценных бумаг через счёт открытого рынка оказывает влияние на резервные балансы банков, что также влияет на краткосрочные процентные ставки. Управляющий SOMA отвечает за куплю-продажу ценных бумаг, направленную на поддержание ставки по федеральным фондам у целевого уровня, а также направленную на создание денег при окончательной покупке ценных бумаг.[4] Реже производится окончательная продажа бумаг, используемая для перманентного уничтожения денег. Сделки проводятся с группой около 20-ти финансовых учреждений, называемых первичными дилерами.

Деньги создаются и уничтожаются с изменением резервного счёта коммерческого банка в ФРС. Федеральный резерв проводит операции на открытом рынке с 1920-х годов через Отдел открытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка по распоряжению Федерального комитета по операциям на открытом рынке. Операции на открытом рынке также являются одним из способов контроля инфляции: продажа государственных облигаций коммерческим банкам уменьшает их возможность выдавать кредиты, таким образом часть денег изымается из циркуляции.

§Еврозона[править | править вики-текст]

Европейский центральный банк использует похожие механизмы в своей работе; он описывает свои методы как «четырехуровневый подход» с различными целями.

В общем, ЕЦБ управляет ликвидностью в банковской системе через операции рефинансирования, являющиеся сделками РЕПО, [5] то есть банки предоставляют ЕЦБ приемлемый залог (обеспечение, англ. collateral) и получают деньги взамен. Четыре типа операции могут быть использованы, в зависимости от желаемого результата:

· Еженедельные основные операции рефинансирования (англ. main refinancing operations, MRO) с недельным сроком погашения,

· Ежемесячные операции долгосрочного рефинансирования (англ. longer-term refinancing operations, LTRO) со сроками погашения 3, 6, 12 и 36 месяцев,

· Операции тонкой настройки (англ. Fine-tuning operations) в виде временных или окончательных транзакций, валютных свопов, срочных депозитов используются для сглаживания движений процентных ставок, вызываемых флуктуациями ликвидности на рынке,

· Структурные операции, нацеленные на корректировку долгосрочной структурной позиции ЕЦБ по отношению к финансовому сектору.

Операции рефинансирования проводятся в виде аукционов. ЕЦБ сообщает объём средств, который он желает разместить (распределяемый объём), и приглашает банки к участию. В случае аукциона с фиксированной ставкой, ЕЦБ сообщает значение ставки, по которой он желает предоставить средства, в случае плавающей ставки сообщается лишь минимальная ставка для участия в аукционе, банки соревнуются друг с другом, предлагая ставки, чтобы получить ликвидность.

Начиная с октября 2008 года ЕЦБ проводит операции рефинансирования по фиксированным ставкам с полным размещением (англ. full allotment), при этом сообщается только ставка размещения, банки могут запросить столько, сколько пожелают (сколько смогут предложить обеспечения).

§Швейцария[править | править вики-текст]

Национальный банк Швейцарии контролирует трехмесячную ставку LIBOR в швейцарских франках. Главным инструментом являются операции на открытом рынке, в основном сделки РЕПО.[6]

§Российская Федерация[править | править вики-текст]

Банк России также использует операции на открытом рынке при проведении денежно-кредитной политики.[7] Однако в отличие от ФРС масштабы использования значительно меньшие. Основными причинами ограниченности применения OMO являются небольшой размер и невысокая ликвидность рынка российских гособлигаций, а также небольшой собственный портфель облигаций у ЦБ, что ограничивает масштабы возможных продаж при необходимости уменьшить ликвидность в банковской системе.[7]

Банк России также имеет возможность совершать операции с корпоративными облигациями и акциями (с последними только в рамках операций РЕПО); покупать гособлигации банк может только на вторичном рынке в целях недопущения прямого финансирования бюджета. Торговлю госбумагами Центробанк может осуществлять через соответствующую секцию ММВБ, либо на внебиржевом рынке, при этом контрагентами должны выступать только российские кредитные организации.[7]

28.Постоянные инструменты (механизмы) центрального банка. Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:

- в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);
- по срокам воздействия — кратко- и долгосрочные;
- по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);
- по форме воздействия — прямые и косвенные;
- по числу объектов воздействия - общие и селективные. Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, — на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование — на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

Центральный банк обычно сочетает использование постоянных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.

Содержанием денежно-кредитной политики центрального банка в конкретном финансовом году может быть кредитная экспансия, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на стимулирование кредита и эмиссии денег, либо кредитная рестрикция, то есть политика сдерживания и ограничения объемов и темпов роста денежно-кредитных отношений.

Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле — денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:

- рефинансирование банков;
- процентные ставки по операциям центрального банка;
- обязательное резервирование;
- валютные операции;
- операции на открытом рынке;
- прямые количественные ограничения;
- установление ориентиров роста денежной массы. Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования:

- переучет векселей;
- ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего — предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;
- ломбардный кредитный аукцион;
- операции РЕПО и др.

Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяйствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются центральным банком для регулирования ликвидности кредитных организаций. Их дополнительной функцией является стимулирование банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка — это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтральную процентную политику (ставка значительно превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков.

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение — замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничителем верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.

Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.

Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков. Таким образом, резервные требования выступают инструментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал