Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы разработки и реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.






Денежно-кредитная политика Республики Беларусь носит стратегическую направленность на создание условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач.

Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. В настоящее время национальная денежно-кредитная политика направлена на повышение роли банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов с учетом основных пропорций и приоритетов в развитии отраслей и сфер народного хозяйства;

3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.[3, с. 60]

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Выбор долговременных целей и составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей.

Также наблюдается укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство использует экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии.

В то же время проблемным остается развитие финансово-кредитной системы страны обеспечивается за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.

Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно обеспечивается за счет совершенствования законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фонда гарантирования вкладов в Национальном Банке Республики Беларусь.

Предусматривается в ближайший период завершить компенсацию обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг).

Денежное предложение в национальной валюте в настоящее время формируется в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами.

Политика обменного курса белорусского рубля ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля учитываются условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся основными экономическими партнерами.

Основу процентной политики составляют меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь снижена с 16% в 2005 г. до 10% с 01 октября 2007 г. [18]

Национальным Банком продолжено соблюдение принципов денежно-кредитной политики, основу которых составляют:

– установление ее конечной цели и промежуточных целевых ориентиров;

– обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений о денежно-кредитной политике, результатов ее реализации;

– самостоятельное определение Национальным Банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей, а также своевременное разъяснение субъектам экономических отношений, общественности изменений параметров и структуры указанных инструментов.

Вместе с тем при реализации денежно-кредитной и фискальной политики в настоящее время существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:

– актуальным остается вопрос выявления уклонения от уплаты налогов. При этом следует выделить такие формы как сокрытие и неправильное определение налоговой базы для исчисления косвенных налогов, хозяйственная политика субъектов хозяйствования, направленная на снижение налогооблагаемой прибыли, а также выплата в ряде случаев заработной платы сотрудникам некоторых коммерческих предприятий заработной платы, не отраженной в данных бухгалтерского учета с целью снижения величины налоговых платежей, налоговой базой для определения которых является заработная плата;

– сложность и противоречивость значительной части норм налогового законодательства;

– наличие сравнительно высокой ставки рефинансирования, не позволяющей в настоящее время осуществлять полноценное техническое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Особенно остро эта проблема касается многих государственных предприятий;

– развитие новых форм ведения торговли и оказания услуг посредством сети Интернет. Подобная организация ведения бизнеса существенным образом затрудняет выявление хозяйственных операций и определение правильности исчисления налогов и неналоговых платежей;

– в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели фискальной и кредитно-денежной политики – обеспечение устойчивого экономического развития государства. Соответственно снижается уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.

Таким образом, фискальная и кредитно-денежная политика Республики Беларусь в настоящее время направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивого экономического развития государства в целом. При этом существует ряд проблем, связанных с реализацией фискальной и кредитно-денежной политики.

 

 

34.Принципы и формы взаимодействия Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования и банками. В Республике Беларусь, следуя из отмеченной целостности экономического механизма, отношения Национального банка с государственными структурами определяются, прежде всего, зафиксированным в Конституции Республики Беларусь (ст. 132) принципом единства бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, проводимой на территории страны. Данный принцип отражен также в Банковском кодексе Республики Беларусь в статье 4, где зафиксировано вхождение денежно-кредитной политики в состав единой государственной экономической политики.

Принцип независимости деятельности Национального банка по отношению к государственным органам установлен в статье 24 Банковского кодекса. Кроме того, в данной статье выделен ее институциональный (базовый) аспект – подотчетность Национального банка только Главе государства. Соответственно, его функциональные и операционные (или инструментальные) отношения с Правительством при проведении денежно-кредитной политики состоят только, как отмечено в статье 37 данного кодекса, в информировании друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координации своей деятельность, а также в проведении регулярных взаимных консультаций. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления; в соответствии с целями деятельности и в порядке, установленном уставом (утверждаемым Главой государства), банк осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Его кадровая независимость обеспечивается законодательным положением о назначении Председателя и членов Правления Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а освобождение их от должности производится также только Главой государства с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Финансовая независимость центрального банка страны основывается формировании и исполнении собственного бюджета. Его доходы образуются от осуществления на платной основе законодательно установленного широкого круга операций на различных сегментах финансового рынка. Текущие расходы и капитальные вложения производятся им в пределах сметы, утверждаемой Правлением Национального банка. При этом, расходы на содержание и капитальные вложения осуществляются по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Принцип разграничения ответственности, связанный с принципом независимости, также имеет существенное значение при рассмотрении взаимоотношений субъектов. Национальный банк не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Кроме того, для характеристики финансовых взаимоотношений Национального банка с государственными органами целесообразно также учитывать принцип платности операций Национального банка за предоставляемые услуги, который определен в статье 52 Банковского кодекса Республики Беларусь.

Основные формы взаимоотношений Национального банка с другими государственными органами ДКР определяются, прежде всего, его функциями и могут быть разделены на три группы: финансовые отношения; взаимодействие при разработке и реализации единой государственной экономической политики; совместная разработка нормативных правовых актов.

Финансовые отношения Национального банка с государственными структурами осуществляются в четырех основных формах: через его операции, обеспечивающие реализацию функции финансового агента Правительства; покупку-продажу государственных обязательств на вторичном рынке; покупку иностранной валюты; перечисление части прибыли Национального банка в республиканский бюджет.

Следует отметить, что функции финансового агента Правительства возложены на Национальный банк, как и на многие другие центральные банки, руководствуясь государственными интересами безопасности и, прежде всего, надежности и информационной защиты расчетов.

Данная функция предполагает выполнение Национальным банком в основном следующих трех групп операций, которые отражены в статье 52 Банковского кодекса:

– расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

– посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по размещению государственных ценных бумаг (с учетом статьи 55);

– операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь (с учетом статьи 57);

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал