Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этнические контакты и их результаты
Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и ни одна этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями. Но, к сожалению, далеко не всегда межэтнические контакты приносят положительные результаты для всех взаимодействующих этносов. История этнокультурных отношений знает довольно много случаев, когда отдельные этнические общности и группы оказывались неприемлемыми друг для друга. Как отдельные люди, так и этносы в целом могут хорошо понимать друг друга, но могут и не найти общий язык. Поэтому в настоящее время интерес этнологов вызывает не только вопрос об особенностях отдельного народа, но и проблема взаимодействия различных народов и их культур. Многочисленные этнокультурые исследования убедительно свидетельствуют о том, что этнические изменения происходят в результате многочисленных, сложно и противоречиво протекающих, многообразных культурных контактов между народами, а содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое в основном определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносов -участников контактов. В этнологии эти взаимоотношения этносов получили название «межэтническая коммуникация», под которой понимается обмен между двумя или более этническими общно-стями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах. Исходя из этого, межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни - политике, искусстве, науке и т.д., а в узком смысле - как межличностные отношения людей разной этнической принадлежности, которые также имеют место в разных сферах общения -трудовой, семейно-бытовой и различных неформальных видах взаимоотношений. Из всей совокупности отношений между этническими группами ученые обычно исследуют межкультурные | взаимодействия. В качестве самостоятельного направления этнологических исследований проблема межэтнических коммуникаций (взаимодействия культур) сложилась еще в XIX столетии, но в 60-70-е годы XX века она стала особенно актуальной в связи с исследованиями в области массовых коммуникаций и массовой культуры. За прошедшее время были сформулированы гипотезы, позволяющие представить этот процесс в системном виде. В отечественной этнологии принято выделять две основные разновидности этно-коммуникационных процессов: этнотрансформационные и этно-эволюционные. К первой разновидности относятся процессы, в результате которых происходит изменение этнического сознания; а вторую разновидность образуют такие процессы, которые обусловливают значительные изменения отдельных характеристик этноса, но не ведут к перемене этнического самосознания. Одной из наиболее интересных гипотез, описывающих процессы межэтнических коммуникаций, является концепция этногенеза Гумилева. Исходным пунктом его рассуждений выступает предположение, что этногенез - процесс энергетический, связанный с получением энергии извне, преобразованием ее в биогеохимическую энергию живого вещества и расходованием этого заряда энергии в процессе этногенеза. Согласно гипотезе Гумилева, процесс этногенеза связан не просто с расходованием энергии, но эта энергия создает вокруг себя еще и поле - этническое поле (аналогичное биополям), которое имеет физическую природу и характеризуется единой частотой колебаний. Пассионарии, создающие новый этнос, тянутся друг к другу потому, что их собственные пассионарные поля колеблются с одинаковой частотой. Более того, здесь мы сталкиваемся еще и с явлением пассионарной индукции - пассионарии «заражают» своими идеями нормальных людей и ведут их за собой, передавая им свой ритм колебаний. Именно так создается этнос, а люди, входящие в него, проникаются общими интересами, приобретают общий стереотип поведения. Очевидно, что этническое поле каждого этноса действует и при встрече с другими этносами. Если колебания их этнических полей совпадут или будут гармоничны, этносы будут достаточно доброжелательны друг к другу, почувствуют то, что Гумилев называет комплиментарностью - неосознанным чувством расположения. Если нет - контакт будет невозможен или очень затруднен, люди ощутят «чужого». Именно этим он объясняет тот известный факт, что русские землепроходцы прошли до Чукотки почти без сопротивления, проникли через Алеутские острова в Америку, договорились с алеутами, затем с эскимосами, но, встретившись с индейцами, натолкнулись на жестокое сопротивление, контакта с ними землепроходцам установить так и не удалось. Этот случай был аналогичным случаю с англосаксами, которые также безуспешно контактировали с индейцами. Но если русские отступили назад, в более благоприятные для себя места, то англосаксы просто уничтожили физически большую часть индейцев. Ученые-этнологи, исследующие процессы межэтнических коммуникаций, сходятся во мнении, что эти процессы определяются следующими группами взаимозависимых факторов: историческими, социальными, культурными, психологическими, ситуативными и политическими. Из исторических факторов, безусловно, важное значение имеют три класса явлений: ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; исторические события, которые приобретают символическое значение в межэтнических контактах; особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт. Этносы вступают во взаимоотношения в результате разных исторических обстоятельств. Когда между ними возникают межэтнические напряжения, то чаще всего актуализируются такие исторические события, как завоевания, насильственные присоединения, колониальные захваты прошлого. При этом учитываются как формы колонизации (завоевание или добровольное присоединение), так и отношения с метрополией. В этнической памяти все эти события сохраняются и становятся сплачивающим фактором. Они приобретают символическое значение, вокруг них создаются идеологемы либо этнически ущербного характера, либо героического. И очень часто разные этносы оценивают одни и те же события по-разному. Среди социальных факторов, влияющих на межэтнические отношения, наиболее существенными являются взаимосвязь социальной и этнической стратификации, влияние социально-структурных изменений, этнический фактор социальной мобильности. Идеальной в межэтнических отношениях является ситуация, когда контактирующие этносы обладают одинаковым статусом. Но такой тип взаимоотношений встречается очень редко, более распространен вариант дискриминационного типа. В таких случаях необходимо изменение социального положения взаимодействующих этносов. Однако движение к равностатусному общению, как это ни парадоксально, ведет к напряжениям в межэтнических отношениях. Источником конфликта становится то обстоятельство, что доминирующая этническая общность должна «потесниться» в своем статусе. Вместе с тем у подчиненного этноса начинает быстро расти потребность в укреплении своего статуса. Культурные факторы, детерминирующие межэтнические отношения, подразделяются на две группы: фактор просвещения и информированности; фактор традиционных норм этнической культуры. То обстоятельство, что образование и просвещение способны разрушать межэтнические границы, снимать межэтнические предубеждения, установлено многочисленными исследователями. Ведь чаще всего негативные гетеростереотипы и этнические предубеждения порождаются культурной замкнутостью этносов. Этнические общности с высоким уровнем образования более расположены к этнокультурным контактам, особенно в деловой сфере. Относительно традиционных норм поведения в межэтнических этношениях принято считать, что традиции чаще всего определяют поведение людей в быту, но в действительности они просто эчевиднее проявляются на этом уровне. Эндогамные браки преобладают у всех народов не только вследствие возможности заключения однонациональных браков, но и благодаря установкам на такие браки. Однако традиционные нормы оказывают влияние и на деловые, профессиональные отношения: они сказываются в | выборе деловых партнеров, проявляются в нормах общения в 5 трудовых коллективах. : Сущность ситуационного фактора заключается в том, что стечение обстоятельств в экономической, политической и социаль- ; ной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, уси- I ливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультур- I ные контакты. Наконец, политические факторы межэтнических отношений I включают в себя принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики. Особенно важным в этом аспекте межэтнических отношений является политика государства, проводимая по отношению к этническим «меньшинствам». В ней можно выделить два направления, которые непосредственно сказываются на форме межэтнических отношений: интегрирующую политику и политику культурного плюрализма. Последняя касается не только области культуры, языка, образования. В широком понимании это и представительство различных этнических групп в институтах власти, так называемое соучастие во власти. С учетом всех этих факторов очевидно, что результаты межэтнического взаимодействия для разных этносов, участвующих в нем, чаще всего будут различны. Контакт может ограничиваться одним простым количественным изменением в культуре этноса, но может привести и к глубоким структурным сдвигам в ней. Существует четыре варианта контактов: 1) прибавление - этнос, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения (так, воздействие индейской Америки дало Европе целый ряд культурных растений и навыков); 2) усложнение - качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры (таково влияние китайской культуры на японскую, в результате чего японскую можно считать дочерней); 3) убавление - потеря собственных навыков в результате столкновения с более развитой культурой (потеря айнами навыков изготовления керамической посуды из-за импорта готовой продукции); 4) обеднение (эрозия) - деструкция культуры (постепенное исчезновение айнской культуры под влиянием японской с конца XIX века). Чем выше уровень культуры этноса, тем благоприятнее для нее оказывается знакомство с другой культурой. Здесь обычно действует селективный механизм, отбирающий только полезное и определяющий глубину проникновения одной культуры в другую. По данному показателю (масштабам, глубине проникновения) межэтнические коммуникации делятся на два основных типа: ассимиляцию и интеграцию. Этническую ассимиляцию в полной мере можно отнести к категории этнотрансформационных процессов, поскольку она представляет собой процесс полного или частичного поглощения одним этносом другого, обычно слабого более сильным. Чаще всего это происходит путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» подчиненного этноса этносом господствующим. В ходе этого процесса одна этническая общность постепенно адаптируется к обычаям, ценностям, образу жизни, а часто и к языку доминирующего этноса. Итогом ассимиляции становится утрата исконных этнических свойств, изменение этнической идентичности, самосознания людей. Ассимиляция может проводиться разными путями: непосредственным, прямым и равноправным включением индивидов в общество, что влечет за собой формальное равенство в юридических, политических, экономических и других общественных институтах независимо от расовых, культурных, языковых или конфессиональных различий (универсалистская инкорпорация); включением индивидов в об- щество на неравноправной основе, в результате чего возникает подчиненная, недоминирующая общность, которая может превосходить по численности доминирующие группы, но формально являться меньшинством (дифференциальная инкорпорация). В процессе этнической ассимиляции принято выделять два ее типа: полную и частичную. Суть первой заключается в том, что этническая группа, пребывающая в иноэтнической среде, в силу различных исторических обстоятельств полностью отказывается от своей культуры и стремится усвоить необходимые для жизни ценности чужой культуры в целом. Этот процесс протекает более эффективно при наличии «доброй воли» контактирующих сторон. Частичная ассимиляция состоит в том, что индивид или этническая группа жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды лишь частично, отказываясь от какой-либо одной из сфер своей жизнедеятельности. Например, на работе представители соответствующей этнической группы руководствуются нормами и требованиями чужеродной среды, а в семье, на досуге - нормами своей традиционной этнокультуры. Таким образом, чаще всего ассимилируются эмигранты, разделяя свою жизнь на две половины. Кроме того, в этнологии различаются естественная и насильственная ассимиляции. Естественная ассимиляция возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловливается потребностями упрочения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий органов власти, дейст- вующих во всех сферах общественной жизни и направленных на ускорение процесса ассимиляции путем подавления языка и культуры национальных меньшинств. ; Естественно, что чем многочисленнее тот или иной этнос и чем богаче его культура, тем труднее он поддается насильственной | ассимиляции. Под межэтнической интеграцией (единением) в этнологии по-'• нимается появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп, при котором разные культуры сохраняют свои основные этнические черты, свои индивидуальности. Это означает формирование в рамках полиэтнических государств таких межэтнических или мегаэтни-ческих общностей, в которых составляющие их этнические | группы сохраняют свою этническую идентичность и особенно-I сти культуры. Этноинтеграционные процессы в зависимости от того, проис-I ходят ли они внутри социальных организмов или развиваются $ между этносами, находящимися в нескольких социальных организмах, могут быть разделены на внутригосударственные и меж- государственные. В зависимости от участников этих процессов они могут быть разделены на: а) консолидационные, при которых межэтнические отношения строятся на принципах равноправия; б) симбиозные, при которых межэтническое взаимодействие осуществляется через ассоциации зависимых друг от друга этнических групп, сохраняющих при этом свои этнокультурные различия; в) сегрегационные, при которых взаимоотношения этносов неравноправны. Статус этноса в межэтнических коммуникациях и тип его взаимоотношений с другими этносами определяются целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются численность этноса, его миграционная подвижность и наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры. В зависимости от сочетания этих факторов в этнологии все этнические общности принято делить на этнические меньшинства, коренные народы и титульные народы. Эта типология появилась сравнительно недавно и была вызвана ростом этнического самосознания, национальными движениями и активизацией миграционных процессов. В связи с этими процессами для каждого отдельного человека стало важным, к какой из этих трех групп он принадлежит, поскольку все они имеют вполне определенный социальный и политический смысл. Титульными народами принято называть этносы, которые имеют свои государственные образования, носящие их имя. Титульные народы еще часто называют коренными, хотя это название неточно. В международной практике коренными народами называют аборигенные народы, ведущие племенной образ жизни. Применительно к этнической картине России коренными называются народы, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности. Особым субъектом межэтнических взаимоотношений в современном мире является национальное (этническое) меньшинство, которое представляет собой отдельную этническую общность, проживающую на территории инонационального государства и сохраняющую свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, осознающую свои отличия и причисляющую себя к самостоятельной этнической группе. К этническим меньшинствам поэтому относят группы населения, которые, во-первых, численно меньше, чем этническое большинство (титульная нация) в государстве; во-вторых, находятся в недоминирующем положении; в-третьих, обладают этнокультурной спецификой и желают сохранить ее. В качестве этнических меньшинств могут выступать: часть титульной нации, проживающая на территории другого государства (этнические диаспоры); груп- пы, сохраняющие свою этническую идентичность, но разбросанные по многим странам и не имеющие своего государства (цыгане, курды); народы внутренней колонизации, т.е. коренные народы, которые оказались численно меньше приезжего населения (эвенки, чукчи, якуты); этнические группы, обосновавшиеся на постоянное жительство в результате массовой иммиграции (немцы Поволжья). Взаимоотношения между титульными этносами, коренными народами и этническими меньшинствами могут носить самый разный характер и определяться политическими, социально-экономическими и историческими целями и интересами. Основным критерием в определении типа и характера этих отношений является степень реализации права этнической группы на самоопределение (права народа самому определять свою судьбу). Право на самоопределение, как правило, признается всеми народами и правительствами, однако до настоящего времени не имеется четкого механизма и критериев реализации этого права. Поэтому на практике становятся возможными такие формы межэтнических взаимоотношений, как геноцид, апартеид, сегрегация, дискриминация. Геноцид как форма межэтнических взаимоотношений означает стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу, с которой она вступает в контакт. При этом в оправдание выдвигается тезис о расовой, этнической или психической неполноценности уничтожаемой группы. Геноцид может существовать в форме массовых репрессий и вести к физическому уничтожению представителей этнического меньшинства; умышленного создания для соответствующей этнической группы таких жизненных условий, которые имеют своей целью полное или частичное ее вымирание; принятия мер по предотвращению деторождения в угнетаемой этнической группе; насильственной передачи детей из одной этнической группы в другую. Апартеид как вид межэтнических отношений можно определить как форму этнического господства одной расовой группы над другой с целью систематического угнетения последней. Специфическими признаками апартеида являются: лишение членов угнетаемой расовой группы права на жизнь и свободу личности; умышленное создание для соответствующей расовой группы таких жизненных условий, при которых она обрекается на вымирание; максимальное ограничение для расовой группы возможностей ее развития и лишение всех ее членов основных прав и свобод человека; разделение всего населения по расовому признаку путем создания резерваций и гетто и запрещение смешанных браков ме- жду членами разных расовых групп; использование принудительного труда членов угнетаемой расовой группы. Сегрегация означает независимое существование и отражает стремление этнических групп к этнокультурной изоляции друг от друга. Этот вид этнической коммуникации реализуется через целенаправленную политику самостоятельного развития этносов, инициированную или этническим большинством, или этническим меньшинством населения какого-либо государства. Под дискриминацией в этнологии понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение одного человека другим, основывающееся на расовых признаках, цвете кожи, этническом происхождении и имеющее своей целью ограничение прав и свобод человека - представителя какой-либо этнической группы. При этом дискриминационный тип межэтнических отношений включает в себя принятие особых мер с целью создания наиболее благоприятных условий для существования и развития представителям доминирующей группы. Современные этнические процессы имеют тенденцию к установлению равных возможностей в межэтнических взаимоотношениях и уничтожению неравноправных форм коммуникаций. С этой целью в 90-е годы были разработаны методики, позволяющие объективно оценить реальное положение этнических меньшинств. Они были созданы в рамках новой науки - виктимо-логии, базирующейся на методах криминологии, социологии и социальной психологии в исследовании жертв преступлений, несчастных случаев и т.д. Было замечено, что представители меньшинств и недоминирующих групп населения чаще становятся жертвами насилия. Именно эти разработки позволили создать модель виктимизационного процесса. Для диагностики этого процесса в ходе исследований групп коренного населения США и Канады был установлен перечень параметров, позволяющих с высокой степенью надежности говорить о неблагополучии этих групп. Этот комплекс индикаторов содержит ряд измеримых показателей, каждый из которых должен трактоваться относительно, с учетом уровней тех же показателей у доминирующих групп. В комплекс индикаторов входят: 1) высокий уровень детской смертности; 2) высокая смертность взрослых от несчастных случаев и отравлений (включая суицид и насильственные смерти); 3) распространение респираторных инфекционных заболеваний; 4) алкоголизм; 5) большое число неполных семей, разводов, внебрачных детей, абортов, случаев отказа родителей от воспитания детей; 6) низкое качество жилья, скученность; 7) чувство зависимости, социальная пассивность; 8) высокий уровень преступности, включая подростковую; 9) безработица. Концепция культурного шока. Рассмотренные нами типы этнокультурного взаимодействия развиваются на уровне этнических групп и общностей. Этнические же контакты на индивидуальном уровне имеют свои особенности и развиваются специфически. Представители различных направлений этнологической науки сходятся во мнении, что при устойчивых контактах с инокультур-ной средой у индивида возникает особое состояние сознания, которое в этнологии получило название культурного шока. Каждая культура создает множество символов социального окружения, вербальных и невербальных способов общения, с помощью которых ее носители свободно и уверенно ориентируются в окружающей их жизни. Духовный мир и характер каждого человека зависят от этих явлений культуры, многие из которых им не осознаются. Когда же эта система ориентации в окружающем мире становится неадекватной в условиях новой культуры, человек испытывает глубокое нервное потрясение, культурный шок. Суть культурного шока заключается в несоответствии или конфликте старых и привычных культурных норм с новыми и непривычными. Показателями культурного шока, по мнению основоположников этой концепции - американских культурантропологов А. Фарн-хэма и С.Бохнера, являются чрезмерная забота о питьевой воде, посуде и постели; боязнь физического контакта с представителями другой культуры; чувство беспомощности и желание быть под покровительством представителя собственной культуры; страх быть обманутым или оскорбленным. Культурный шок, по сути дела, это защитная реакция психики индивида на чрезмерно большой объем новой информации, наплыв которой настолько огромен, что человек в течение какого-то времени чувствует себя бессильным справиться с этим. Культурный шок возникает не только и не столько потому, что окружающая человека среда вдруг становится непредсказуемой и возникает опасность для его жизни вследствие неадекватного поведения. Такого рода острые ситуации встречаются исключительно редко. Суть заключается в совершенно необычном ощущении, что можно жить и без привычного знания и понимания мира, что оно не универсально, что окружающие его люди живут по своим законам и представлениям, нимало не заботясь о том, как он их при этом понимает и оценивает. Индивид осознает ненужность и бесполезность привычных знаний, чувствует потребность переосмыслить весь свой жизненный опыт.
Опыт взаимодействия с новой культурой является шоковым еще и потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры, а также потому, что он неожидан. В последние годы многим нашим соотечественникам пришлось испытать на себе воздействие этого шока. Прежде всего это коммерсанты-«челноки», студенты, ученые, бизнесмены, туристы, непосредственно столкнувшиеся с инокультурной средой. Однако особенно сильное чувство культурного шока переживают люди, выезжающие за границу на постоянное место жительства. Они, как правило, материально живут там несравненно лучше, чем в России, но в моральном отношении испытывают чувство ностальгии, тоски, неполноценности. Поэтому, как установлено специальными исследованиями, среди мигрантов встречается больше психических заболеваний, чем среди коренных жителей. Были также установлены конкретные связи между группами мигрантов и характером психических расстройств. Например, британцы в Австралии страдают алкоголизмом, а индийцы в Англии - шизофренией. Проблема межэтнических коммуникаций является сегодня чрезвычайно важной для России, поскольку на ее территории проживают представители более 120 этносов и этнических групп. Этническая картина России отличается крайней неоднородностью. Так, численность нескольких коренных этносов (татары, чуваши, башкиры, мордва) превышает 1 млн человек в каждом. В то же время численность всех 26 народов Севера чуть более 180 тыс. 30 этнических групп (173 тыс. человек) - народы, не имеющие в мире своей государственности (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и т.п.). При этом только в 5 из 21 республики титульное население превышает 50% населения данной республики (Чувашия, Коми, Тыва, Северная Осетия, Чечня). В целом во всех вместе взятых республиках «коренной этнос» составляет всего 32% населения, а в автономных округах - 10, 5%. Все эти данные приобретают особый смысл на фоне того факта, что русские составляют более 80% всего населения страны.
|