Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 6. Государственное принуждение и юридическая ответственность.
1.Государственное принуждение: понятие, признаки, виды. 2.Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды.
1.Государственное принуждение: понятие, признаки, виды. Понятия «принуждение», «государственное принуждение», «правовое принуждение» широко используются в юридической науке, хотя общепризнанного определения понятия «принуждение» в теории права пока еще не выработано. Это объясняется тем, что многие авторы, обращающиеся к проблеме принуждения, с различных позиций рассматривают это явление. К тому же отсутствует какое-либо единство в понимании объема содержания принуждения, его признаков, оснований применения, целей и т.д. Государственное принуждение в России - это одновременно и правовое принуждение, поскольку его конкретные формы (виды) и меры так или иначе регламентируются правом, протекают и осуществляются в предусмотренных им процессуальных формах. Поэтому вряд ли логична дифференциация принуждения в условиях нашей страны на государственное принуждение, присущее государству как политической организации власти и состоящее в фактической деятельности по обороне страны, ее защите, охране общественного порядка и на государственное принуждение, выраженное в праве, закрепленное им. В условиях режима международной законности и правопорядка вооруженная защита Отечества, как и фактическая принудительная деятельность государства по обеспечению правопорядка внутри страны и т.д., регламентируется правом, протекает в определенных им границах. Государственному принуждению свойственны следующие черты: 1. Государственное принуждение всегда является специфической формой правоприменительной деятельности специально уполномоченных на то органов государства, должностных лиц. 2. Государственное принуждение представляет собой внешнее психическое и физическое воздействие на сознание и поведение субъектов. 3. Государственное принуждение есть воздействие в виде применения соответствующих мер. 4. Государственное принуждение всегда заключается в реальном применении санкций норм права к конкретным субъектам правоотношений. 5. Государственно принуждение всегда сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, влекут для него отрицательные последствия. В зависимости от свойства применяемых мер эти правоограничения могут быть личного (лишение свободы), имущественного (штраф) или организационного характера (расформирование ученых советов по присуждению ученых степеней и званий при незаслуженном их присуждении). 6. Фактическим основанием применения мер государственного принуждения служит совершение правонарушений, а также возникновение иных, нежелательных для общества и государства правовых аномалий. 7. Применение мер государственного принуждения осуществляется в определенной законом процессуальной форме. 8. Следующая черта государственного принуждения касается характеристики целей применения принудительных мер. Под целью применения государственного принуждения понимается тот конечный результат, который государство стремится достигнуть при помощи применения его мер. Основной целью государственного принуждения является упрочение режима законности и правопорядка в стране, всемерная охрана прав и законных интересов личности, общества и государства. 9. Государственное принуждение обычно осуществляется в рамках охранительных правоотношений и выражает реакцию государства на неправомерное поведение участников общественных отношений, на препятствия, возникающие в процессе функционирования правовой системы. Применение принуждения вне рамок охранительных правоотношений, как правило, недопустимо. Таким образом, государственное принуждение – это осуществляемое на основе закона органами государства, должностными лицами физическое, психическое, имущественное и организационное воздействие в целях защиты личных и общезначимых интересов. По способам обеспечения правопорядка и правовым последствиям правоприменения принудительных мер выделяют следующие виды (формы) государственного принуждения: предупреждение (превенция), пресечение, правовосстановление (меры защиты субъективных прав и обязанностей), юридическая ответственность. Любому виду государственного принуждения присущи «свои» конкретные меры принудительного воздействия, которые в рамках своей обособленности внешне могут быть самыми разнообразными. Предупреждение (превенция) - это один из видов (форм) государственного принуждения, применяемое для предупреждения возможных правонарушений и иных вредных последствий, которые вызывается стечением определенных обстоятельств. Как правило, такие меры выражаются в виде определенных ограничений и запретов. Наиболее типичными из них являются: контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, полицейский, пограничный и т.д.), административное задержание, введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях) и др. Наиболее распространенным основанием применения таких мер являются юридические презумпции, то есть реальные предположения о возможности совершения тем или иным субъектом правонарушения, в отношении которого такие меры и применяются. Так, в интересах общественной безопасности введен досмотр авиапассажиров и их багажа. Пресечение – это один из видов государственного принуждения, применяемых в целях принудительного прекращения правонарушений и их вредных последствий (арест, наложение ареста на имущество, изъятие имущества, например, холодного и огнестрельного оружия, обыск, выемка и др.) Меры пресечения, в отличие от мер предупреждения, применяются только при наличии правонарушения. Суть пресечения – пресечь, т.е. прекратить наличное, возникшее или длящееся противоправное действие (правонарушение). В процессе пресечения могут прекращаться не только проступки, но и преступления; противоправные действия как граждан, так и организаций, предприятий, учреждений. Правовосстановление (меры защиты субъективных прав и обязанностей). Социально-правовое назначение правовосстановительных мер состоит в том, чтобы возместить ущерб, причиненный правонарушением (иными действиями) законным интересам и правам личности либо нейтрализовать его последствия (взыскание алиментов, восстановление на прежней работе после незаконного увольнения, взыскание долга, возмещение ущерба, взыскание налогов и др.). Для приведения в действие правовосстановительных мер не требуется установление состава правонарушения, достаточно одного факта совершения нарушения права. Они могут применяться независимо от вины (например, виндикация имущества у добросовестного приобретателя, вычет из заработной платы излишне полученных сумм в результате арифметической ошибки и т.д.) Систему государственно-правовых принудительных способов (методов) воздействия на общественные отношения завершает юридическая ответственность.
|