![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания.
Начиная с конца 60-х годов, в нашей стране развивается система специализированного образования умственно отсталых детей. В настоящее время на государственном уровне эта помощь оказывается в рамках трех министерств: · Министерства образования РФ, · Министерства здравоохранения РФ · Министерства социальной защиты РФ. В последние годы активизировалась помощь детям с отклонениями в развитии со стороны общественных, благотворительных и родительских организаций. В системе Министерства здравоохранения РФ имеется: Ø сеть домов ребенка для детей в возрасте от рождения до 3 лет, Ø центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением ЦНС в возрасте от 2 до 4 лет; Ø специализированные психоневрологические санатории для детей от 4 до 8 лет с органическим поражением ЦНС. В эти учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности, осложненной формы: умственно отсталые дети с эписиндромом, с шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь детям в этих учреждениях детские психоневрологические (психиатрические) больницы, разного уровня (регионального, областного, городского), которые ведут учет и реализуют комплексный подход в диагностике и в коррекционном воздействии. Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений: § специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: § дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, § детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; § дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых); § группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа. Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы кратковременного пребывания. («Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии». Министерство образования РФ от 29.06.99 № 129 (23-16). При поступлении ребенка в такую группу проводится его 1) первичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудничеству со взрослыми. 2) выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. 3) уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: § временем наступления первичного нарушения, § степенью выраженности этого нарушения, § условиями воспитания в раннем возрасте, § сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями. Изучение ребенка является важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной программы развития. Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности. В системе Министерства социальной защиты воспитываются: Ø дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности; Ø дети с выраженной умственной отсталостью (специальные интернаты для инвалидов детства, реабилитационные центры). В эти учреждения принимаются дети с 4-х летнего возраста и воспитываются там до 18 лет. Основная задача этих учреждений — привитие детям навыков самообслуживания, воспитание адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности и элементарных учебных навыков. Перед специальным дошкольным учреждением ставятся следующие задачи: · диагностика уровня актуального и ближайшего развития, степени патологического состояния (заболевания, дефекта) детей, поступающих в ДОУ и находящихся в нем; · развитие, обучение и воспитание детей в соответствии с образовательной программой для ДОУ VIII вида; · коррекция отклонений психофизического и социокультурного развития детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью; · подготовка воспитанников учреждения к обучению в специальной образовательной коррекционной школе и школе-интернат. · максимальное преодоление дефектов психофизического развития детей и формирование их личности. · переход умственно отсталого ребенка в новые условия, с учетом предварительной подготовки, с целью сокращения по времени пропедевтического периода и повышения его успешности.
|