Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение научного наследия Л.С. Выготского в развитие дошкольной олигофренопедагогики.
Отечественная дошкольная педагогика, как общая, так и коррекционная, базируются на теоретических положениях известных психологов и педагогов (П.П. Блонский, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др), которые показали, что воспитание и обучение является решающим фактором детского развития. Важным положением для определения подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушениями в развитии является концепция дошкольной педагогики об амплификации (обогащении) детского развития, предусматривающая необходимость полноценного использования специфических условий каждого возрастного периода (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Н.Н. Подцьяков и др.). Процесс обучения и воспитания детей существенно различаются на разных возрастных этапах. Каждому из них свойственны определенные - ведущая деятельность и отношение к окружающим людям, к действительности (В.В.Давыдов, М.ИЛисина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Основополагающим ориентиром в современном подходе является положение о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества с окружающими людьми. Успешность ее формирования зависит от социальной ситуации развития ребенка, системы отношений со взрослыми и сверстниками в дошкольном учреждении и в семье — двух важнейших социальных институтах общества (М.И Лисина, ТА.Репина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова и др.). Положение о воспитательно-образовательном процессе с опорой на программы, учитывающие основные психофизические закономерности и индивидуальные особенности развития детей. Сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей обеспечивает эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие детей. Положение о всестороннем развитие ребенка, овладение ЗУН обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе. Все эти положения приобретают еще большое значение, когда речь идет о воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитии. В своих трудах Л.С. Выготский показал, что развитие ребенка есть единство биологического и социального. Без человеческого мозга, без человеческих биологических предпосылок нет психического развития. В тоже время психическое развитие не может осуществляться без человеческой среды. Как происходит развитие ребенка? Развитие идет путем присвоения ребенком общественного опыта. На каждом возрастном этапе присвоение общественного опыта происходит по-своему, что определяется степенью биологического созревания. Сочетание биологического и социального изменяется, вступает в новое взаимоотношение и находит выражение в сочетании уровней физического и психического развития. Физическое и психическое развитие ребенка идет в единстве, но это не значит, что уровень физического и психического развития совпадают у каждого ребенка. Например, ребенок к 1, 5 годам физически развивается нормально, хорошо ходит, играет с игрушками, но совсем не владеет элементарной речью. Хотя овладение речью уже вполне возможно. Но такое расхождение остается в пределах нормы. Бывают случаи, когда расхождение между физическим и психическим развитием выходит за пределы возрастной нормы, тогда мы имеем дело с аномальным ребенком. Например, при снижении слуха, умственной отсталости или моторной аллалии дошкольник может передвигаться, ориентироваться в знакомой ситуации, но совсем не владеть речью. Обстоятельства того, что физический и психический уровни развития не совпадают, легли в основу идеи Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте. Отечественная система воспитания и обучения умственно отсталых детей опирается на положения Л.С. Выготского: § о сложной структуре дефекта, возникающей в результате первичного и вторичного характера нарушений; § об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка; § о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться только в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития. Коррекция и компенсация аномального развития не могут происходить стихийно. Ребенок с нарушениями интеллекта в значительно большей степени, чем нормально развивающийся, нуждается в своевременном и всестороннем систематичном педагогическом воздействии. На каких принципах должно быть организовано воспитание и обучение? Обучение должно учитывать общие тенденции развития нормального и аномального ребенка, т.е. ребенок с нарушениями интеллекта должен пройти все стадии онтогенетического развития. Но темпы развития умственно отсталого иные, чем у нормально развивающегося. У ребенка с нарушениями интеллекта формирование определенных возможностей достигается другими средствами, чем у их сверстников в норме. Конечные результаты естественно не совпадают у детей в норме и с нарушениями интеллекта. Все же необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития ребенка с нарушениями интеллекта был максимально приближен к норме. Обучение оказывается развивающим только тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребенка. Что такое зона ближайшего развития и как она может быть использована в обучении и воспитании? Зона ближайшего развития представляет собой резерв потенциальных возможностей ребенка, который он не может реализовать самостоятельно, а реализует его только с помощью взрослого. Учить можно и нужно тому, что пока не воспринимается самостоятельно, но усваивается под руководством взрослого. Примером правильного использования зоны ближайшего развития может служить формирование навыка умывания у дошкольников с нарушениями интеллекта (пятый год жизни), только что поступивших в специальное дошкольное учреждение. Дети, как правило, не умеют умываться и не могут научиться самостоятельно, даже подражая взрослому. Но, при специальной организации обучения, построенной с учетом особенностей их развития, дети овладевают навыком быстро и правильно. При этом создается готовность к усвоению других, более сложных навыков, т.е. зона ближайшего развития расширяется. Развивающее обучение тесно связано также с учетом сензитивных периодов развития. Л.С. Выготский показал, что в развитие ребенка есть периоды, в которые данный процесс, данная функция формируется наиболее быстро и полноценно. Ни в какой другой период добиться такой полноценности уже не удается. Эти периоды он назвал сензитивными, т.е. чувствительными к развитию определенной функции, процесса, деятельности. Например, наиболее сензитивным для развития речи ребенка в норме является период от 1 года до 3 лет. Если речь в этот период не развивается, ее формирование, в дальнейшем проходит со значительными трудностями и требует специального обучения.
|