![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физическое воспитание дошкольников с нарушением интеллектуального развития.
Физическое воспитание и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта направлено на решение задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений 2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений. Общие задачи: § укрепление здоровья ребенка; § обеспечение развития гармоничного его телосложения, правильная. осанка; § закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; § развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; § тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; § закаливание организма. Специфические задачи: § создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; § профилактика простудных и инфекционных заболеваний; § осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии. Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях. В режиме дня выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание детей: ü режим питания и сна, ü утренняя гимнастика (зарядка), ü прогулка, ü закаливающие и гигиенические процедуры. Выполнение мероприятий обязательно для любого дошкольного учреждения. Однако в специальном дошкольном учреждении оно приобретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или отмена закаливающих мероприятий и другие — влечет за собой снижение умственной работоспособности детей, нарушение коррекционно-воспитательной работы в целом. В «Программе воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» (1991) предусмотрены специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся З раза в неделю во всех возрастных группах. В коррекции физического развития детей с нарушениями интеллекта важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда входит: Ø проведение утренней гимнастики, Ø подвижных игр на прогулках в утреннее и вечернее время, Ø использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя. Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по физическому воспитанию и должны отбираться в соответствии с уровнем физического развития детей данной группы. Подвижные виды деятельности, которые проводятся на занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя, должны быть направлены на усвоение программного материала данного занятия. Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики: o развитие согласованности действий обеих рук, o развитие хватательных движений, ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные — двумя руками, мелкие — одной рукой. o уделяется большое внимание развитию и совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев (используются игры и упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем театрализованные игры для рук). Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались общие и коррекционные задачи. В занятия включаются 1) физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, 2) общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию движений, тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба. Специфика работы с детьми с нарушениями интеллекта состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная работа по: o коррекции функции равновесия, o укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), o развитию дыхательной мускулатуры, o нормализации двигательной активности. На начальных этапах обучения с детьми проводят бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения, и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к подвижным играм. При обучении детей физическим упражнениям применяются: § словесные, § наглядные § практические методы. При поступлении в специальное дошкольное учреждение многие дети с нарушениями интеллекта совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому на первых годах обучения основными методами являются наглядные и практические. В начале обучения детей надо учить действовать по подражанию действиям взрослого. Весь первый год подражание остается основным методом обучения. В дальнейшем подражание используется в сочетании с образцом и словесной инструкцией. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает роль речи. При систематической работе дети усваивают значение слов и фраз, которыми воспитатель повседневно называет предметы, с которыми они действуют сами. Большую роль в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и снижение простудных заболеваний. Опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта показывает, что при достаточно раннем начале и правильном систематическом проведении физического воспитания с включением системы коррекционно-восстановительных мероприятий можно добиться существенного продвижения. К старшему дошкольному возрасту у детей, не имеющих дополнительных двигательных нарушений (остаточные явления ДЦП, миопии и др.), можно: § сформировать основные движения, § в значительной мере выправить осанку, походку, § сформировать координацию движений, § научить ориентироваться в знакомом пространстве, § укрепить их соматически и приблизить их физическое развитие к средней возрастной норме. При правильной постановке обучения физическое воспитание способствует развитию личностных качеств детей с нарушениями интеллекта: Ø произвольного внимания, Ø умения преодолевать посильные трудности, Ø контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, Ø правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.
|