![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности игровой деятельности дошкольников с проблемами интеллектуального развития.
Маленькие умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть. Они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения. Ребенок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой. Особо примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и все и остальные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам-животным умственно отсталый дошкольник также не выражает заинтересованного эмоционального отношения. Его действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинами. Среди необученных умственно отсталых дошкольников встречаются дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус»: пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизать матрешку, засунуть в рот колпачок пирамиды. Такие действия с игрушками в основном характерны для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, но иногда вызваны неумением действовать с игрушками, отсутствием опыта их использования в соответствии с функциональным назначением. У значительной части умственно отсталых дошкольников наряду с манипуляциями встречаются и процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает одежду и надевает ее на куклу, создает и разрушает постройку из кубиков, достает из буфета и ставит на место посуду. Отличительной особенностью игр необученных умственно отсталых дошкольников является наличие неадекватных действий. Например, действуя с маленькой машиной, ребенок ставит ее в ванну и пытается при этом двигать из стороны в сторону; играя с мелкими матрешками, он складывает их в кастрюлю и кладет в кузов машины; наполняет кузов грузовика посудой, не замечая строительного материала. Такие действия не диктуются ни логикой игры, ни функциональным назначением игрушки, их нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормально развивающихся детей. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла, шарик в качестве яблока для куклы. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорят о высоком уровне ее развития. Но действий с использованием предметов-заместителей никогда не встречается у умственно отсталых дошкольников при их поступлении в специальное дошкольное учреждение. В процессе игры дошкольники-олигофрены: ü действуют с игрушками молча, ü изредка издают отдельные эмоциональные возгласы и произносят слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действий. В отличие от дошкольников в норме они не ведут диалогов с куклами и не отражают в речи этапы совершаемых действий. По отношению к игре речь (в тех случаях, когда речевое развитие ребенка соответствует его состоянию и возрасту) не выполняет регулирующей и фиксирующей функции, не способствует планированию игры, не помогает развитию сюжетных ходов. Необученный умственно отсталый дошкольник быстро пресыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает 15 минут, что свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который возбуждается новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает. Поэтому низкий уровень развития игры не может обеспечить реализации заложенных в ней развивающих возможностей. Без специального обучения игра у умственно отсталых дошкольников не может занять ведущее место и оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребенка. Привить умственно отсталому дошкольнику интерес к игре, научить его играть и попытаться через игру воздействовать на его психическое развитие — цель учителя-дефектолога специального дошкольного учреждения. Разделу «Игра» отведено центральное место в программе воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников. Этим подчеркивается первостепенное значение этой деятельности для решения стоящих перед учителем-дефектологом задач: ü обогащения детского развития, ü коррекции и компенсации разнообразных дефектов психики ребенка с нарушением интеллектуального развития, ü подготовки к обучению в школе. В объяснительной записке к программе говорится о том, что основная цель педагога состоит в формировании самой игровой деятельности. От успешности овладения игрой зависит речевое, умственное и нравственное развитие. Известно, что игровая деятельность ребенка многогранна, но главное значение отводится среди них сюжетно-ролевым играм. Этот вид игр воплощает в себе существенные черты игры как деятельности. В сюжетно-ролевых играх дошкольники: § перевоплощаются в интересных для них персонажей, § действуют в игровой воображаемой ситуации, § оперируют множеством разнообразных игрушек и их заместителей. Дети создают на основе воображения собственный мир, живут и действуют в нем так, как еще не могут в реальной действительности. Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Через игру происходит познание дошкольником различных сфер человеческой деятельности, им осваиваются разнообразные способы общения людей друг с другом. Учитывая особую значимость игры для детского развития, в программе особый акцент сделан на поэтапном формировании у умственно отсталого ребенка сложного механизма сюжетно-ролевой игры.
|