Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационные формы помощи детям дошкольного возраста с ЗПР.
Дети с ЗПР посещают в основном дошкольные образовательные учреждения § компенсирующего и комбинированного вида, § группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова). Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза. В первую очередь принимаются дети с задержкой церебрально-органического генеза. В каждую дошкольную группу по направлению ПМПК может быть зачислено 10–12 детей с ЗПР. Если комиссия затрудняется в постановке диагноза и заключения, ребенок может быть направлен в специальную группу для динамического наблюдения, срок определяет ПМПК. Заключение комиссии фиксируется в протоколе, с ним знакомят родителей. Окончательное решение о переводе ребенка в специальную группу остается за родителями. Для оказания помощи дошкольникам с ЗПР открываются следующие группы: o младшая (от 2, 5 до 3, 5 лет); o средняя (от 3, 5 до 5 лет); o старшая (для детей в возрасте 5--6 лет). Существуют противопоказания к зачислению в группы для детей с ЗПР: § умственная отсталость в любых формах; § выраженные нарушения зрения, слуха, ОДА; § выраженные нарушения речи (алалия, тяжелая форма дизартрии, ринолалия, заикание); § психопатии и психопатоподобные расстройства; § энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала); § соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации; § судорожные припадки, судорожная готовность; § шизофрения, эпилепсия. Если в процессе пребывания ребенка в специальном детском саду выявятся вышеперечисленные противопоказания, то ребенок может быть повторно направлен на ПМПК и переведен в группу другого профиля. Это положение целесообразно включить в договор с родителями, который заключается в начале учебного года, оно может служить основанием для повторного обследовании ребенка на ПМПК и определения дальнейшего образовательного маршрута. В специальные дошкольные группы преимущественно принимаются дети с ЗПР с 5 лет, но при необходимости могут быть созданы группы для детей 3–4 лет В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи: § диагностические (организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка); § воспитательные (направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств); § коррекционно-развивающие (организация коррекционной работы направлена на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров); § оздоровительные (осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР); § образовательные (направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, подготовку детей к школьному обучению). Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются: Ø общее и коммуникативное взаимодействие; Ø физическое воспитание; Ø развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации; Ø сенсорное развитие; Ø музыкальное воспитание; Ø предметная деятельность и игра; Ø познавательное развитие; Ø социальное воспитание; Ø развитие продуктивной деятельности; Ø подготовка к школьному обучению. Ведущим специалистом, осуществляющим образовательную и коррекционно-развивающую работу с детьми, является учитель-дефектолог. С каждой группой работают два воспитателя. Наиболее эффективной формой организации детей с ЗПР на занятиях является подгрупповая форма. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития детей и сформированности запаса их знаний и представлений. Учитель-дефектолог работает с подгруппами параллельно, проводит подгрупповые и индивидуальные занятия: Ø социальное и познавательное развитие; Ø ознакомление с окружающим миром; Ø обучение игре; Ø математика; Ø развитие речи и тонкой ручной моторики; Ø подготовка к обучению грамоте. Логопедическую работу в детском саду для детей с ЗПР целесообразно организовать во второй половине дня. На первом году обучения логопед основное внимание уделяет работе над произносительной стороной речи. В этот период предпочтение отдается индивидуальным занятиям. В дальнейшем логопед может объединять детей в подгруппы и сосредоточить внимание на совершенствовании лексико-грамматического строя речи. При подготовке детей к школе логопед и дефектолог могут распределить между собой занятия^ ü по подготовке к обучению грамоте, ü по развитию связной речи, ü по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Дошкольникам с ЗПР обязательно требуется помощь педагога-психолога. В специальном детском саду данного профиля психолог основное внимание должен уделять диагностике и коррекции недостатков эмоционально-личностной сферы воспитанников. В сферу его деятельности входят: o консультации, o психокоррекционные занятия с родителями. Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит воспитатель: ü уроки здоровья; ü лепка; ü аппликация; ü рисование; ü конструирование; ü ручной труд; ü физическое и трудовое воспитание; ü обучение игре; ü социальное развитие; ü ознакомление с окружающим миром. Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка. Выпуск детей осуществляется через ПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного обучения, подходящего ребенку. Целью работы детского сада для детей с ЗПР является подготовка к обучению в массовой школе, в обычных классах или в классах коррекционно-развивающего обучения КРО. В ряде случаев может быть рекомендовано обучение в школе VII вида. Если в процессе коррекционной работы у некоторых детей выявлены нарушения интеллекта или выраженные речевые нарушения, им может быть рекомендовано обучение, соответственно, в школах VIII или V вида.
Организация и содержание деятельности ПМПК.
Традиционно существовали медико-педагогические комиссии (МПК), которые занимались комплектованием специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития. Они создавались совместно органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Для каждого типа детских учреждений (для умственно отсталых, для слепых и слабовидящих, для глухих и слабослышащих и т.д.) существовали свои МПК. Хотя в работе этих комиссий участвовали квалифицированные специалисты, организация и условия их работы: ü ограниченность времени обследования детей, ü невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития, ü отсутствие в их составе психологов и др. не обеспечивали качества медицинской и психолого-педагогической диагностики. Были случаи ошибочных диагнозов. На протяжении многих лет (1960 — 1980 гг.) велись поиски путей, дополняющих работу медико-педагогических комиссий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики. Стремления дефектологов (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, Ж.И. Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным. В целях совершенствования всей системы комплектования специальных учреждений для аномальных детей в 80-е гг. XX в. начали создаваться психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). 12 апреля 1995 г. МО РФ утвердило проект типового Положения о психолого-медико-педагогических консультациях. Преимущество консультаций перед медико-педагогическими комиссиями состояло в том, что они: 1) стали постоянно действующими (в случае необходимости можно было проводить повторное обследование детей), 2) расширились направления деятельности по оказанию помощи детям, их родителям, педагогам. ПМПК является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, действующими законоположениями РФ об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России. С учетом административного деления создаются: o республиканские, o региональные, o городские, o областные, o окружные, o межрайонные ПМПК. З адачи деятельности ПМПК: § выявление и раскрытие в процессе консультативно-диагностической работы причин и форм отклонений в развитии ребенка; § определение способов и средств комплексной психолого-медико-педагогической помощи образовательным учреждениям. В своей деятельности ПМПК следует принципам, разработанным отечественной дефектологией: Ø принцип гуманности; Ø принцип комплексного изучения детей; Ø принцип всестороннего и целостного изучения ребенка; Ø принцип динамического изучения детей; Ø принцип качественно-количественного подхода при оценке выполнения задания. ПМПК оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. Обращаться в ПМПК могут: ü образовательные и медицинские учреждения, ü непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе. ПМПК обслуживает три категории клиентов § детей, осуществляя комплексное изучение проблем развития ребенка и определение индивидуального образовательного маршрута; социальную, медицинскую, психологическую, коррекционно-педагогическую помощь ребенку в совместном преодолении проблем в развитии, общении, поведении; § родителей, (или лиц, их заменяющих), предлагая информацию по существу проблем ребенка, рекомендации и обучающие занятия, а также консультирование по вопросам воспитания и обучения; § педагогов и специалистов детских учреждений, организуя психолого-педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми с ОВЗ. Деятельность ПМПК помогает образовательным и воспитательным учреждениям в решении вопросов: · предупреждения отклонений в развитии детей; · выбора индивидуального образовательного маршрута; · преодоления затруднений в учебе; · решения проблем личностного развития; · профориентации. Специалисты ПМПК в своей работе используют индивидуальные и групповые формы, включая: 1) комплексное психолого-медико-педагогическое обследование; 2) индивидуальное и групповое консультирование и сопровождение; 3) индивидуальные и групповые коррекционные занятия, психотерапевтические и социально-психологические тренинги; 4) тематические семинары для специалистов. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, методической помощи семье и специалистам оказывают положительный эффект на развитие личности ребенка в процессе социальной коррекции, реабилитации и интеграции. Психолого-медико-педагогическое обследование предполагает исследования: § соматического и нервно-психического здоровья, § социальных и семейно-бытовых условий жизни и развития, § психологических и педагогических особенностей ребенка. Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит: ü организация коллегиальной работы; ü оснащение ПМПК необходимым оборудованием; ü осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами; ü планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение. В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты: o врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике, ортопед); o педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); o логопед; o психолог; o социальный педагог; o медицинский статистик.
|