![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дошкольная олигофренопедагогика как часть общей педагогики и область специальной педагогической науки.Стр 1 из 16Следующая ⇒
Олигофренопедагогика – это часть дефектологии (специальной педагогики, коррекционной педагогики), изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации. Олигофренопедагогика является педагогической наукой, так как разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и подростков с умственной отсталостью. Олигофренопедагогика является частью общей педагогики и руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами. Существует своеобразие учебной и воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, которая вытекает из учета особенностей их развития. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе, основные положения частных методик — все это в олигофренопедагогике разрабатывается в соответствии с общепедагогическими принципами. Олигофренопедагогика в своей основе имеет те же источники, что и общая педагогика – это народная педагогика и педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Основными педагогическими понятиями являются воспитание, обучение, образование, развитие человека, формирование и т. д., которые употребляются в том же значении, что и в общей педагогике. Но общепедагогические принципы олигофренопедагогика рассматривает как исходные для решения своей основной задачи — коррекции развития умственно отсталого ребенка. Методы обучения и воспитания УО ребенка специфичны, и зависят от особенностей его познавательной деятельности и личности в целом, от возможностей ребенка и имеющихся у него затруднений. Необходимость разработки специфических путей обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе делает олигофренопедагогику самостоятельной наукой. Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта. Олигофренопедагогика как наука имеет свой предмет исследования – теория и практика обучения, воспитания и развития, социальная, правовая адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта. Предмет олигофренопедагогики изменялся с учетом конкретной исторической формации и рассматривался с философских, культурологических, экономических и политических взглядов общества. В настоящее время границы предмета олигофренопедагогики значительно расширились. Это умственная отсталость, вызванная не только олигофренией, но и другой этиологией – умственная отсталость неолигофренического происхождения. Расширение границ олигофренопедагогики происходит не только по «горизонтали», но и по «вертикали». Об этом говорит тот факт, что предметом олигофренопедагогики стали дети с достаточно глубокой степенью УО - имбецилы и дети, имеющие органические поражения ЦНС в виде минимальных мозговых дисфункций (ММД), а также дети с ЗПР. Т.о. и термин «умственная отсталость» уже не отражает полностью объект олигофренопедагогики, т.к. этиология аномалий разнообразна, степень поражения – тоже. Единственный признак, объединяющий этих детей – стойкое, в большей или в меньшей степени, снижение познавательной деятельности и связанная с этим невозможность полностью усвоить учебную программу общеобразовательной школы, т.е. то, что можно назвать нарушением познавательной деятельности. Субъектом изучения является ребенок с умственной отсталостью. У истоков олигофренопедагогики стояли врачи и физиологи Владимир Михайлович Бехтерев, Петр Францевич Лесгафт, Иван Васильевич Маляревский, Григорий Иванович Россолимо. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Дмитрия Ивановича Азбукина, Татьяны Анатольевны Власовой, Алексея Николаевича Граборова, Леонида Владимировича Занкова и других. Большой вклад в разработку теоретических основ обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью внесли ученые — олигофренопедагоги и психологи: JI.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Григорий Митрофанович Дульнев, И.Г.Еременко, Х.С. Замский, Леонид Владимирович Занков, Мария Игнатьевна Кузьмицкая, Владимр Иванович Лубовский, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, Мария Семеновна Певзнер. В их трудах коррекция рассматривается как неотъемлемая сторона образовательно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы. Теория и практика воспитания и обучения умственно отсталых детей значительно обогатилась благодаря большому количеству публикаций, в которых освещен опыт работы учителей специальных (коррекционных) школ (авторы публикаций — учителя Вера Алексеевна Грузинская, Е. Д. Микулина, А. Н. Смирнова, К. Ф. Ширина и другие). Целью олигофренопедагогики является подготовка УО ребенка к самостоятельной жизни в обществе и его социализация. Для достижения этой цели олигофренопедагогика решает целую систему задач: Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта. Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта. Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта. Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент. Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблюдений, полученная информация обрабатывается и интерпретируется. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Анкетирование — метод массового сбора информации с помощью анкеты, то есть, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, поделок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д. Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характеристик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педагогической эффективности. По конечным целям эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным. Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на четыре блока: философские, медицинские, психологические и педагогические науки (схема 1). Философские науки позволяют рассмотреть наиболее важные концептуальные проблемы, связанные с помощью умственно отсталым лицам: § отношение к людям с проблемами в интеллектуальном развитии, § правовая защита этих людей, § разработка механизмов поведения членов общества при социальном взаимодействии с этой категорией лиц и др. К этому блоку относятся философия, этика, право, социология. Медицинские науки помогают: § увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, § понять сущность произошедших в организме изменений, § понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобразовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физиология, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия. Связь олигофренопедагогики с другими науками
|