Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава об именах Аллаха и различии между их значением и значением имен творения 3 страница
6. (272) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Дакка, что передал Мухаммад ибн Абу Абдиллях от Мухаммада ибн Исмаила от некоторые его друзей от Бакра ибн Салиха от Али ибн Хасана ибн Мухаммада от Халида ибн Йазида от Абдуль Ааля от Имама Садыка (А), что он сказал: Имя Аллаха – это не Сам Аллах, и всякая вещь, которой соответствует имя, сотворена, кроме Аллаха. Но то, что выражают языки и делают руки, – сотворено. Аллах – предел всего, стремящегося к пределу, Сам же не имеет предела. Предел можно описать, а все, что можно описать – создано. Создатель же вещей не поддается описанию, так чтобы Он стал поименованным. Он не был сформирован или произведен, дабы узнать Его признаки по произведению кого-то кроме Него, и все, что достигает предела, не есть Он. Тот, кто понял это суждение, не испытает унижения никогда! И это – чистое Единобожие (таухид халис): соблюдите его, поверьте в него и поймите его с дозволения Аллаха! Всякий, кто утверждает, будто знает Аллаха через завесу, по Его облику или через какое-то подобие – многобожник (мушрик). Ибо завеса, облик или подобие - вне Его и не есть Он. Он же суть Единый, Единственный: но как может быть единственным тот, кто познан кем-то вне и кроме Него? Тот, кто познал Аллаха, познал Его через Аллаха; тот же, кто не познал Аллаха через Самого же Аллаха – тот вовсе не познал Аллаха, но познал нечто другое помимо Аллаха. Нет ничего между Творцом и сотворенным, и Аллах – Творец всех вещей из ничего[134]. Аллах именуется именами, но Он не есть эти имена, и имена не есть Он.
7 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ا ل ك و ف ي ، ق ا ل: ح د ث ن ي م ح م د ب ن ب ش ر ، ع ن أ ب ي ه ا ش م ا ل ج ع ف ر ي ، ق ا ل: ك ن ت ع ن د أ ب ي ج ع ف ر ا ل ث ا ن ي ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف س أ ل ه ر ج ل ف ق ا ل: أ خ ب ر ن ي ع ن ا ل ر ب ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى ل ه أ س م ا ء و ص ف ا ت ف ي ك ت ا ب ه ، ف أ س م ا ؤ ه و ص ف ا ت ه ه ي ه و ؟ ف ق ا ل أ ب و ج ع ف ر ع ل ي ه ا ل س ل ا م إ ن ل ه ذ ا ا ل ك ل ا م و ج ه ي ن: إ ن ك ن ت ت ق و ل: ه ي ه و أ ي إ ن ه ذ و ع د د و ك ث ر ة ف ت ع ا ل ى ا ل ل ه ع ن ذ ل ك ، و إ ن ك ن ت ت ق و ل: ل م ت ز ل ه ذ ه ا ل ص ف ا ت و ا ل أ س م ا ء ، ف إ ن (ل م ت ز ل) ي ح ت م ل م ع ن ي ي ن: ف إ ن ق ل ت: ل م ت ز ل ع ن د ه ف ي ع ل م ه و ه و م س ت ح ق ه ا ف ن ع م ، و إ ن ك ن ت ت ق و ل: ل م ي ز ل ت ص و ي ر ه ا و ه ج ا ؤ ه ا و ت ق ط ي ع ح ر و ف ه ا ف م ع ا ذ ا ل ل ه أ ن ي ك و ن م ع ه ش ئ غ ي ر ه ، ب ل ك ا ن ا ل ل ه و ل ا خ ل ق ، ث م خ ل ق ه ا و س ي ل ة ب ي ن ه و ب ي ن خ ل ق ه ي ت ض ر ع و ن ب ه ا إ ل ي ه و ي ع ب د و ن ه ، و ه ي ذ ك ر ه و ك ا ن ا ل ل ه و ل ا ذ ك ر ، و ا ل م ذ ك و ر ب ا ل ذ ك ر ه و ا ل ل ه ا ل ق د ي م ا ل ذ ي ل م ي ز ل ، و ا ل أ س م ا ء و ا ل ص ف ا ت م خ ل و ق ا ت ا ل م ع ا ن ي ، و ا ل م ع ن ي ب ه ا ه و ا ل ل ه ا ل ذ ي ل ا ي ل ي ق ب ه ا ل ا خ ت ل ا ف و ا ل ا ئ ت ل ا ف و إ ن م ا ي خ ت ل ف و ي أ ت ل ف ا ل م ت ج ز ئ ، ف ل ا ي ق ا ل: ا ل ل ه م ؤ ت ل ف ، و ل ا ا ل ل ه ك ث ي ر و ل ا ق ل ي ل ، و ل ك ن ه ا ل ق د ي م ف ي ذ ا ت ه ، ل أ ن م ا س و ى ا ل و ا ح د م ت ج ز ئ و ا ل ل ه و ا ح د ، ل ا م ت ج ز ئ ، و ل ا م ت و ه م ب ا ل ق ل ة و ا ل ك ث ر ة ، و ك ل م ت ج ز ئ و م ت و ه م ب ا ل ق ل ة و ا ل ك ث ر ة ف ه و م خ ل و ق د ا ل ع ل ى خ ا ل ق ل ه ، ف ق و ل ك: إ ن ا ل ل ه ق د ي ر خ ب ر ت أ ن ه ل ا ي ع ج ز ه ش ئ ف ن ف ي ت ب ا ل ك ل م ة ا ل ع ج ز ، و ج ع ل ت ا ل ع ج ز س و ا ه ، و ك ذ ل ك ق و ل ك: ع ا ل م إ ن م ا ن ف ي ت ب ا ل ك ل م ة ا ل ج ه ل ، و ج ع ل ت ا ل ج ه ل س و ا ه ، ف إ ذ ا أ ف ن ى ا ل ل ه ا ل أ ش ي ا ء أ ف ن ى ا ل ص و ر و ا ل ه ج ا ء ، و ل ا ي ن ق ط ع و ل ا ي ز ا ل م ن ل م ي ز ل ع ا ل م ا ق ا ل ا ل ر ج ل: ك ي ف س م ي ر ب ن ا س م ي ع ا ؟ ق ا ل: ل أ ن ه ل ا ي خ ف ى ع ل ي ه م ا ي د ر ك ب ا ل أ س م ا ع ، و ل م ن ص ف ه ب ا ل س م ع ا ل م ع ق و ل ف ي ا ل ر أ س ، و ك ذ ل ك س م ي ن ا ه ب ص ي ر ا ل أ ن ه ل ا ي خ ف ى ع ل ي ه م ا ي د ر ك ب ا ل أ ب ص ا ر م ن ل و ن و ش خ ص و غ ي ر ذ ل ك ، و ل م ن ص ف ه ب ن ظ ر ل ح ظ ا ل ع ي ن ، و ك ذ ل ك س م ي ن ا ه ل ط ي ف ا ل ع ل م ه ب ا ل ش ئ ا ل ل ط ي ف م ث ل ا ل ب ع و ض ة و أ ح ق ر م ن ذ ل ك ، و م و ض ع ا ل ش ق م ن ه ا و ا ل ع ق ل و ا ل ش ه و ة و ا ل س ف ا د و ا ل ح د ب ع ل ى ن س ل ه ا ، و إ ف ه ا م ب ع ض ه ا ع ن ب ع ض ، و ن ق ل ه ا ا ل ط ع ا م و ا ل ش ر ا ب إ ل ى أ و ل ا د ه ا ف ي ا ل ج ب ا ل و ا ل م ف ا و ز و ا ل أ د و ي ة و ا ل ق ف ا ر ، ف ع ل م ن ا أ ن خ ا ل ق ه ا ل ط ي ف ب ل ا ك ي ف ، و إ ن م ا ا ل ك ي ف ي ة ل ل م خ ل و ق ا ل م ك ي ف ، و ك ذ ل ك س م ي ر ب ن ا ق و ي ا ل ا ب ق و ة ا ل ب ط ش ا ل م ع ر و ف م ن ا ل م خ ل و ق و ل و ك ا ن ق و ت ه ق و ة ا ل ب ط ش ا ل م ع ر و ف م ن ا ل خ ل ق ل و ق ع ا ل ت ش ب ي ه و ل ا ا ح ت م ل ا ل ز ي ا د ة ، و م ا ا ح ت م ل ا ل ز ي ا د ة ا ح ت م ل ا ل ن ق ص ا ن ، و م ا ك ا ن ن ا ق ص ا ك ا ن غ ي ر ق د ي م ، و م ا ك ا ن غ ي ر ق د ي م ك ا ن ع ا ج ز ا ، ف ر ب ن ا ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى ل ا ش ب ه ل ه ، و ل ا ض د و ل ا ن د و ل ا ك ي ف و ل ا ن ه ا ي ة و ل ا أ ق ط ا ر ، م ح ر م ع ل ى ا ل ق ل و ب أ ن ت م ث ل ه ، و ع ل ى ا ل أ و ه ا م أ ن ت ح د ه ، و ع ل ى ا ل ض م ا ئ ر أ ن ت ك ي ف ه ، ج ل ع ن أ د ا ة خ ل ق ه و س م ا ت ه ب ر ي ت ه ، و ت ع ا ل ى ع ن ذ ل ك ع ل و ا ك ب ي ر ا
7. (273) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Абдуллах Куфи, что передал Мухаммад ибн Бишр от Абу Хашима Джафари, что он сказал: Я был у Имама Резы (А), когда некий человек спросил его: «Расскажи мне о своем Господе: у Него есть имена (асма) и качества (сифаты), упомянутые в Его Книге. Его имена и качества – это и есть Он?» Он сказал: «У данного вопроса есть две стороны. Если ты хочешь сказать, что эти имена и качества (асма ва сифат) и есть Он Сам, то значит, Он имеет числа и многосторонен, и превыше Аллах подобного. Если же ты говоришь, что эти имена и качества не преходят (вечны), то у этого “не преходят” тоже есть два смысла. Если ты говоришь: “Они вечно были в Его знании, и они подобают (мустахикк) Ему” – то да. Но если ты говоришь: “Вечно был их образ, произношение и начертание букв”, то прибегаем к Аллаху от того, чтобы признавать наряду с Ним что-то помимо Него. Аллах был, и не было творения. Потом Он сотворил их (Свои имена) как посредство (васила) между Собой и Своим творением, дабы они (творения) обращались с мольбами к Нему через них (имена) и поклонялись Ему. И они (имена) суть Его поминание (зикр). И был Аллах, и не было поминания. Поминаемый же в поминании – Он, Аллах Вечный, Который не прейдет. Имена и качества (асма ва сифат) сотворены по смыслам своим; но Тот, Кто подразумевается ими – Аллах[135], в Котором нет никаких противоречий и составности, но противоречия и составность есть лишь в том, что разложимо на части. И нельзя сказать: “Аллах составлен” или “Аллаха много” либо “мало”. И Он – Вечный по Своей сущности, и всё, что кроме Единого – разложимо на части; Аллах же Един и не разложим на части, и не представим Он через увеличение либо уменьшение[136], и всё, что разложимо на части или представимо через увеличение либо уменьшение, – сотворено и указывает на Того, Кто сотворил его. И тем, что ты говоришь: “Аллах могуч”, ты (в действительности) сообщаешь этим, что ничто не ослабляет Его, и тем самым ты отверг от Него всякую немощь, и сделал немощь чем-то вне и кроме Него. И таково же твое слово о Нем: “Знающий” – вот, тем самым ты (в действительности) отверг от Него всякое незнание, и сделал незнание чем-то вне и кроме Него. Когда же Аллах уничтожит вещи, Он уничтожит образы и произношения (звуков). Но не прервется и не прейдет Тот, Кто вечно был Знающим». Тот человек спросил: «Почему Господа называют “Слышащим”?» Имам Реза (А) сказал: «Потому что от Него не скроется ничего, что познаваемо слухом. Но мы не описываем Его через слух, расположенный в голове. И так же мы именуем Его “Видящим”, ибо от Него не скроется ничего, что познаваемо зрением из цветов, образов и так далее. Но мы не описываем Его через в и дение глазами. И так же мы именуем Его “Проницательным” (Тонким) из-за Его знания о тонких вещах, как комары или то, что меньше этого. Он знает, где они располагаются, куда они вылетают, ведает их разум, их страсть, их случки, их сигналы, их перенос еды и питья потомству в горах, степях и пустынях. И вот, мы знаем, что Тот, Кто сотворил их, – Проницательный (Тонкий) без “как”. Ибо “как” присуще лишь сотворенному, сформированному через “как”. И так же мы именуем Господа “Сильным” – но не по той физической силе, которая известна среди Его созданий. И если бы Его сила была физической силой, которая известна среди Его созданий, то мы уподобили бы Его (созданиям), и это означало бы, что для Него возможно увеличение; а для кого возможно увеличение – возможно и уменьшение; для кого же возможно уменьшение – тот не вечен; а тот, кто не вечен, – немощен. Господь же наш – велик Он и свят! - ничему не подобен, и нет у Него ни противника, ни равного, ни “как”, ни окончания, ни стороны. Запрещено для сердец приводить для Него подобия, для мыслей – ограничивать Его, для умов – описывать Его. Он величественнее средств Своего творения и признаков Своих созданий, и превыше Он этого великим вознесением!»
8 - ح د ث ن ا أ ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ق ط ا ن ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ح م د ب ن ي ح ي ى ب ن ز ك ر ي ا ا ل ق ط ا ن ، ق ا ل: ح د ث ن ا ب ك ر ب ن ع ب د ا ل ل ه ب ن ح ب ي ب ، ق ا ل: ح د ث ن ا ت م ي م ب ن ب ه ل و ل ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن أ ب ي ا ل ح س ن ا ل ع ب د ي ، ع ن س ل ي م ا ن ب ن م ه ر ا ن ، ع ن ا ل ص ا د ق ج ع ف ر ب ن م ح م د ، ع ن أ ب ي ه م ح م د ب ن ع ل ي ، ع ن أ ب ي ه ع ل ي ب ن ا ل ح س ي ن ، ع ن أ ب ي ه ا ل ح س ي ن ب ن ع ل ي ، ع ن أ ب ي ه ع ل ي ب ن أ ب ي ط ا ل ب ع ل ي ه م ا ل س ل ا م ق ا ل: ق ا ل ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه و س ل م: إ ن ل ل ه ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى ت س ع ة و ت س ع ي ن ا س م ا م ا ئ ة إ ل ا و ا ح د ا ، م ن أ ح ص ا ه ا د خ ل ا ل ج ن ة ، و ه ي: ا ل ل ه ، ا ل إ ل ه ، ا ل و ا ح د ، ا ل أ ح د ، ا ل ص م د ، ا ل أ و ل ، ا ل آ خ ر ، ا ل س م ي ع ، ا ل ب ص ي ر ، ا ل ق د ي ر ، ا ل ق ا ه ر ، ا ل ع ل ي ، ا ل أ ع ل ى ، ا ل ب ا ق ي ، ا ل ب د ي ع ، ا ل ب ا ر ئ ، ا ل أ ك ر م ، ا ل ط ا ه ر ، ا ل ب ا ط ن ، ا ل ح ي ، ا ل ح ك ي م ، ا ل ع ل ي م ، ا ل ح ل ي م ، ا ل ح ف ي ظ ، ا ل ح ق ، ا ل ح س ي ب ، ا ل ح م ي د ا ل ح ف ي ، ا ل ر ب ، ا ل ر ح م ن ، ا ل ر ح ي م ، ا ل ذ ا ر ئ ، ا ل ر ز ا ق ، ا ل ر ق ي ب ، ا ل ر ؤ و ف ا ل ر ا ئ ي ، ا ل س ل ا م ، ا ل م ؤ م ن ، ا ل م ه ي ن ، ا ل ع ز ي ز ، ا ل ج ب ا ر ، ا ل م ت ك ب ر ، ا ل س ي د ، ا ل س ب و ح ا ل ش ه ي د ، ا ل ص ا د ق ، ا ل ص ا ن ع ، ا ل ط ا ه ر ، ا ل ع د ل ، ا ل ع ف و ، ا ل غ ف و ر ، ا ل غ ن ي ، ا ل غ ي ا ث ، ا ل ف ا ط ر ، ا ل ف ر د ، ا ل ف ت ا ح ، ا ل ف ا ل ق ، ا ل ق د ي م ، ا ل م ل ك ، ا ل ق د و س ، ا ل ق و ي ، ا ل ق ر ي ب ، ا ل ق ي و م ، ا ل ق ا ب ض ، ا ل ب ا س ط ، ق ا ض ي ا ل ح ا ج ا ت ، ا ل م ج ي د ، ا ل م و ل ى ، ا ل م ن ا ن ، ا ل م ح ي ط ا ل م ب ي ن ، ا ل م ق ي ت ، ا ل م ص و ر ، ا ل ك ر ي م ، ا ل ك ب ي ر ، ا ل ك ا ف ي ، ك ا ش ف ا ل ض ر ، ا ل و ت ر ، ا ل ن و ر ، ا ل و ه ا ب ، ا ل ن ا ص ر ، ا ل و ا س ع ، ا ل و د و د ، ا ل ه ا د ي ، ا ل و ف ي ، ا ل و ك ي ل ، ا ل و ا ر ث ا ل ب ر ، ا ل ب ا ع ث ، ا ل ت و ا ب ، ا ل ج ل ي ل ، ا ل ج و ا د ، ا ل خ ب ي ر ، ا ل خ ا ل ق ، خ ي ر ا ل ن ا ص ر ي ن ، ا ل د ي ا ن ، ا ل ش ك و ر ، ا ل ع ظ ي م ، ا ل ل ط ي ف ، ا ل ش ا ف ي
8. (274) Передал нам Ахмад ибн Хасан Каттан, что передал Ахмад ибн Йахья ибн Закарийа Каттан, что передал Бакр ибн Абдуллах ибн Хубейб, что передал Тамим ибн Бухлюль от его отца от Абу Хасана Абди от Сулеймана ибн Мехрана от Имама Садыка от его отца Имама Бакира от его отца Имама Саджада от его отца Имама Хусейна от его отца Али ибн Аби Талиба (мир им всем), что он сказал: Посланник Аллаха (С) сказал: «Поистине, у Аллаха девяносто девять имен, меньше, чем сто, на единицу: кто упомянет их – войдет в Рай. И они: Аллах, Бог (илях), Единственный (вахид), Единый (ахад), Самодостаточный (самад), Первый (авваль), Последний (ахар), Слышащий (сами‘), Видящий (басир), Сильный (кадир), Непреодолимый (кахир), Высокий (али), Высочайший (ааля), Непреходящий (баки), Созидатель (бади‘), Создатель (бари), Явный (захир), Скрытый (батин), Живой (хай), Мудрый (хаким), Знающий (алим), Мягкий (халим), Хранитель (хафиз), Истина (хакк), Подсчитывающий (хасиб), Хвалимый (хамид), Осведомленный (хафи), Господь (ар-рабб), Милостивый (рахман), Милосердный (рахим), Создающий (зари), Дарующий удел (раззак), Наблюдатель (ракиб), Добрый (рауф), Видящий (раи), Мир (салам), Верующий (мумин), Блюститель (мухаймин), Могущественный (азиз), Могучий (джаббар), Гордый (мутакаббир), Господин (сейид), Пречистый (суббух), Свидетель (шахид), Правдивый (садик), Создатель (сани‘), Чистый (тахир), Справедливый (адль), Извиняющий (афв), Прощающий (гафур), Богатый (гани), Помощь (гийас), Творящий (фатир), Единственный (фард), Раскрывающий (фаттах), Разверзающий (фалик), Вечный (кадим), Владыка (малик), Святой (куддус), Сильный (кавви), Близкий (кариб), Вечносущий (кайум), Держащий (кабиз), Простирающий (басит), Исполняющий нужды (кази ль-хаджат), Славный (маджид), Покровитель (мауля), Дарующий (маннан), Объемлющий (мухит), Ясный (мубин), Хранящий (мукит), Формирующий (мусаввир), Щедрый (карим), Великий (кабир), Достаточный (кафи), Устраняющий зло (кашифу зурр), Единственный (витр), Свет (нур), Вседарящий (ваххаб), Помогающий (насир), Обширный (васи‘), Любящий (вадуд), Ведущий по пути (хади), Верный (вафи), Защитник (вакиль), Наследующий (варис), Честный (барр), Воскрешающий (ба‘ис), Обращающийся (тавваб), Славный (джалиль), Щедрый (джавад), Сведующий (хабир), Творец (халик), Лучший из помощников (хейру насирин), Судья (дайан), Благодарный (шакур), Великий (азым), Проницательный (латиф), Исцеляющий (шафи)».
9 - ح د ث ن ا أ ح م د ب ن ز ي ا د ب ن ج ع ف ر ا ل ه م د ا ن ي ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ا ب ن إ ب ر ا ه ي م ب ن ه ا ش م ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن أ ب ي ا ل ص ل ت ع ب د ا ل س ل ا م ب ن ص ا ل ح ا ل ه ر و ي ، ع ن ع ل ي ب ن م و س ى ا ل ر ض ا ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن آ ب ا ئ ه ، ع ن ع ل ي ع ل ي ه م ا ل س ل ا م ق ا ل: ق ا ل ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه و س ل م: ل ل ه ع ز و ج ل ت س ع ة و ت س ع و ن ا س م ا ، م ن د ع ا ا ل ل ه ب ه ا ا س ت ج ا ب ل ه ، و م ن أ ح ص ا ه ا د خ ل ا ل ج ن ة.
|