Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава об именах Аллаха и различии между их значением и значением имен творения 4 страница






 

9. (275) Передал нам Ахмад ибн Зийад ибн Джафар Хамдани, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Абу Сальта Абдуссалама ибн Салиха Харави от Имама Резы (А) от его отца (А) от его отцов (А) от Али (А), что он сказал:

Посланник Аллаха (С) сказал: «У Аллаха – велик Он и свят! – девяносто девять имен, и кто обратится к Аллаху по этим именам – Он ответит ему, а кто перечислит их – войдет в Рай».

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

У Аллах есть девяносто девять имен, и кто перечислит их – войдет в Рай. Перечислить их – значит охватить их и понять их значение, а не пересчитать. И успех принадлежит Аллаху.

 

Аллах

Аллах – Тот, Кому надлежит поклоняться, и не достоин поклонения (ибадат) никто, помимо Него. И ты говоришь: «Он всегда был Богом» в том смысле, что поклонение принадлежит Ему. А потому, когда заблудились многобожники и стали думать, будто поклонение обязательно для идолов, они назвали их богинями, то есть теми, кому принадлежит поклонение. И говорится: основой слова «Аллах» является «алаху». Арабы говорят: «алиха р-раджулу» или «йа’лаху илейхи», то есть: «человек впал в смятение (или испугался)» и «за него страшно».

 

Единственный (Один), Единый (вахид, ахад) [137]

 

Значение «Единого» (ахад) в том, что Он единственен по Своей сущности, и у Него нет измерений, частей и органов тела, и относительно Него невозможен подсчет или множество. Ибо множество вещей само по себе является знамением (аят) Его единственности, через которое Он указал на Самого Себя. Говорится: «Аллах всегда был Единственным (вахид)». И второе значение этого в том, что Он Единственный, и нет Ему подобного, и никто не является соучастником Ему в Его единстве (вахданийа), потому что всякий, у кого есть подобие, в действительности не является единственным. И говорят: «Такой-то – единственный среди людей» в том значении, что ему нет равных в том или ином качестве. И Аллах – Единственный не в значении числа, ибо Он – велик Он и свят! – не подсчитывается как один среди равных ему тел. Однако Он – Единственный, и нет Ему равного.

И некоторые знающие сказали о Единственном и Едином: «Он Единый, потому что Он единственен, и Первый, и нет второго наряду с Ним». Потом же Он создал творения нуждающимися друг в друге. Слово «единственный» (вахид) является числом при подсчете, раньше которого нет ничего. Однако Аллах прежде любых чисел, и к «Единственному», как бы ты ни поворачивал это слово и ни пытался разделить его, не прибавляется ничего, и ничего не убавляется от него. Единица, умноженная на единицу, дает единицу, и ничего не добавляется к ней, и само выражение «единица» не изменилось. Итак, нет ничего прежде Него. А если нет ничего прежде Него, то Он и есть Тот, Кто произвел все вещи; а если Он есть Тот, Кто произвел все вещи, то Он и есть Тот, Кто их уничтожит; а если Он есть Тот, кто их уничтожит, то нет ничего после Него. Если же нет ничего прежде Него и после Него, то Он – Единственный от вечности. А посему говорят: «Единственный, Единый».

Однако слово «единый» (ахад) имеет особенность, не присущую слову «единственный» (вахид). Если ты говоришь: «Нет в доме ни одного (ни единственного, вахид)», то этим «одним», которого нет в доме, может быть домашнее животное, птица, зверь или человек. Однако если ты сказал: «Нет в доме ни единого (ахад)», то это применимо только к человеку – что человека нет в доме. И слово «единый» не может использоваться для умножения, подсчета или деления: оно не является числом. «Единый» (ахад) означает «внутренне единственный». Слово же «один» (вахид) применимо как число при подсчете или делении. Ты говоришь: «один» (вахид), «два», «три» и так далее. «Один» суть основа чисел; само же выходит за пределы числа. И ты говоришь: «Один умножить на два» или «на три» и так далее, и таково умножение, или говоришь: «Один есть половина двух» или «треть трех», и таково деление. Однако для слова «единый» (ахад) запрещены все эти операции, и ты не можешь сказать: «единый, два, три...», и не можешь сказать: «единый умножить на единого», или «один умножить на единого», или «единый – половина двух».

 

Самодостаточный (самад) [138]

 

Самад – значит «господин» (сейид). В этом значении можно сказать: «Он всегда был самад». Господина, которому подчиняются его люди, не выполняя дела без его приказа, называют «самад». Поэт говорит:

«Поднял я меч и сказал ему:

Бери его острым, о господин, самад

И у «самад» есть второе значение. Самад – тот, к кому стремятся и прибегают (масмуд илейхи) в своих просьбах[139]. В этом значении нельзя говорить об Аллахе: «Он всегда был самад», потому что здесь Он описал Себя – велик Он и свят! - одним из качеств действия (сифат фе‘али).

Еще одно значение «самад» - тот, у кого нет тела и нет пустот.

В главе о суре «Таухид» в этой книге приведены также другие значения слова «самад», и я не буду повторяться.

 

Первый и Последний (аввалу ва ахир)

 

Первый и Последний: это означает, что Он – Первый без начала и Последний без конца.

 

Слышащий (сами‘)

Первое значение этого: если есть слышимое, то для него должен быть некто слышащий.

Второе значение: то, что Он слышит мольбы (дуа), то есть отвечает на них. И Аллах – да возвеличится Его имя! – является Слышащий по Своей сущности.

 

Видящий (басир)

Одно из его значений: если есть видимое, то должен быть и видящий. Ты можешь сказать об Аллахе: «Он всегда был Видящим (басир)», но не можешь сказать о Нем: «Он всегда был смотрящим (мубсир)», потому что смотрящий нуждается в том, на что Он смотрит, и существование этого становится обязательным. Аллах же Видящий по Своей сущности. И то, что Мы описываем Его как «Слышащего, Видящего», не равнозначно с описанием Его как «Знающего». Но значение этого в том, что Он – Постигающий (мудрик). И таково качество (сифат) Живого, не имеющего недостатков.

 

Сильный, Неодолимый (кадир, кахир) [140]

Значение «Сильного, Неодолимого» в том, что все вещи не способны сопротивляться Ему и тому, что Он захотел осуществить в них. И сила Его простирается даже на то, чего не существует, и Он способен вызвать это к существованию. Аллах сказал о Себе, велик Он и свят: «... Владыка Судного Дня» (1: 4), а ведь Судный День еще не пришел. И говорится: «Он всегда был Неодолимым», то есть: все вещи не способны сопротивляться Ему и тому, что Он в них осуществляет. Он всегда был владеющим ими, даже когда их не было, как сказано: «Владыка Судного Дня», хотя Судного Дня еще и нет.

 

Высокий, Высочайший (али, ааля)

Высокий (али) имеет значение «неодолимый» (кахир), и Аллах – Высокий, Обладатель возвышенности и величия, что значит – Обладатель силы, преобладания и владения (вещами). Арабы говорят: «Царь возвысился вознесением (аля улувван)». «Высокое положение»: так говорят о всяком, у кого есть знатность и величие. Однако значение возвышения, восхождения и поднятия – как и опускания – неприменимо к Аллаху, велик Он и свят!

Второе значение этого – что Он превыше всех вещей и всякого подобия и того, что приписывают Ему невежды или думают о Нем заблудшие. Он – Высокий, Возвышенный над тем, что говорят несправедливые, великим возвышением.

Но «Высочайший» (ааля): его значение в том, что Он – Высокий, Неодолимый. В этом смысле Он сказал Мусе (А): «Не бойся, ведь ты высочайший (ты выше)» (20: 68), то есть: ты – неодолимый, побеждающий. А также сказал верующим, побуждая их к битве: «Не слабейте и не печальтесь, тогда как вы выше, если вы из верующих!» (3: 139), и сказал: «Фараон возвысился на земле» (28: 4), то есть: победил остальных и овладел ими. И поэт говорит в том же смысле:

«Когда мы возвысились над ними и победили их,

Оставили их лежать на корм орлам и змеям».

И второе значение «Высочайшего»: что Он превыше всякого подобия и уподобления, то есть – очищен от этого. Как сказан Он: «Превыше Он того, что приписывают Ему в сотоварищи!» (10: 18).

 

Непреходящий (баки)

Непреходящий (баки) – значит: сущий безо всяких событий, свершающихся над Ним, и без исчезновения. Непреходящесть является противоположностью исчезновения. И среди Его качеств (сифат) «Вечный» (даим) обладает тем же смыслом, что и «Непреходящий» - то есть Тот, Который не преходит и не исчезает.

 

Созидатель (бади‘)

Созидатель (бади‘) значит: Тот, Кто создает новое (мубдиу ль-бадаи‘) и дает бытие вещам безо всякого предшествующего примера и образца. От того же корня происходит слово «бид‘а» в значении чего-то нового и первого. И таково Его слово: «Скажи: “Я не новшество среди посланников”» (46: 9), то есть: я не первый посланник. И «бида‘атом» называют нововведение в религии.

 

 

Создатель (бари)

Создатель (бари) в значении: Он – Тот, Кто создал создания (бариу ль-барайа), то есть сотворил творения.

 

Щедрейший (акрам)

И значение его: Самый щедрый.

 

Явный (захир)

Значение «Явного» (захир) в том, что Он являет Свои знамения (аят) как свидетельства Своей силы, проявления Своей мудрости и разъяснения Своих доводов. Все творения не способны создать хотя бы малейшее и слабейшее из этих знамений, как сказал Он, велик Он и свят: «Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы и собрались для этого вместе» (22: 73). А посему нет Его творения, которое не приносило бы свидетельства о Нем и Его единстве (вахданийа) со всех сторон. Аллах отказался от описания Своей сущности, однако Он становится Явным через Свои знамения и свидетельства Своей силы; и Он скрыт по Своей сущности.

Второе значение этого состоит в том, что Он - Явный, Побеждающий, Сильный над всем, что пожелает[141]. И таково слово Его, велик Он и свят: «И они оказались победителями (захирин)» (61: 14).

 

Скрытый (батин)

Скрытый (батин) имеет то значение, что Он скрылся от постижения мыслями, и Он – Скрытый, Которого ничто не объемлет. Ибо Он – прежде всяких мыслей, и после них, и предшествовал всему познанному, так что оно не объемлет Его. Мысли обессилели, но не проникли в Его суть, и истощились взоры, но не постигли Его. Он – Скрытый всякого скрытого и тайный всякого тайного. Он скрылся по Своей сущности, но проявился и возвысился через Свои знамения. Он – Скрытый без какой-либо завесы и Явный безо всякого приближения.

И второе значение этого в том, что Он проницает скрытое любой вещи, ибо Он – Сведующий, Видящий то, что они скрывают от Него, и то, что они проявляют. Итак, значение «Скрытого» в том, что Аллах – велик Он и свят! – знает все тайны, а не в том, что Он скрылся в чем-то, или что-то скрывает Его в себе.

 

Живой (хай)

Значение «Живого» (хай) в том, что Он суть Действующий, Руководящий (фа‘аль мудаббир). Он – Живой по Своей сущности; смерть или исчезновение запретны для Него, и Он не нуждается в жизни, чтобы быть Живым через ее посредство.

 

Мудрый (хаким)

«Мудрый» (хаким) имеет тот смысл, что Он есть Знающий. «Мудрость» в языке означает «знание». И таково слово Его, велик Он и свят: «Он дарует мудрость, кому пожелает» (2: 269).

Второе же значение этого слова состоит в том, что Он - Твердый (мухкам), и все деяния Его тверды, совершенны, и порча не постигает их.

 

Знающий (алим)

Знающий в том значении, что Он – Знающий Сам по Себе. Он знает все тайны и проницает любое скрытое; ничто не утаится от Него, и не укроется от Него и вес пылинки. Он знал все вещи прежде их сотворения и знает их после сотворения – тайные и очевидные, скрытые и явные. И в том, что Его знание о вещах противоположно знанию творений, – доказательство того, что Он – велик Он и свят! – противоположен (бихилаф) творениям во всех их смыслах. Аллах – велик Он и свят! – является Знающим по Своей сущности. Под «знающим» также понимают того, чьи деяния совершенны и искусны. И об Аллахе не говорят: «Он знает вещи по Своему знанию», дабы не было установлено нечто вечное наряду с Ним. Но о Нем говорят: «Он по сущности Знающий», и так же говорят обо всех качествах (сифат) Его сущности.

 

Мягкий (халим) [142]

Мягкий в значении: Он – Мягкий по отношению к тем, кто ослушивается Его, и не спешит с их наказанием.

 

Хранитель (хафиз)

Хранитель – Тот, Кто сохраняет. Это слово используется в том значении, что Он хранит все вещи и удаляет от них бедствия. Он не описывается через «хранение» в значении «знания». Так же как мы лишь в переносном смысле описываемся через хранение Корана или знаний: в том значении, что если мы изучили их, то сохраняем.

 

Истина (хакк)

Он – Истина (хакк) в том значении, что Он всегда истинен (мухикк). Второе значение этого в том, что поклонение Аллаху есть истина, а поклонение всему, что помимо Аллаха, есть ложь. И таково слово Его, велик Он и свят: «Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь» (22: 62). То есть: они (идолы) есть ложь, и они пропадут, и не владеют ни для кого ни наградой, ни наказанием.

 

Подсчитывающий (хасиб)

Подсчитывающий (хасиб) используется в том значении, что Он считает всякую вещь и знает о ней, и ни одна вещь не скроется от Него. Второе значение этого в том, что Он ведет счет для Своих рабов, подсчитывая их деяния и давая им воздаяние за них. Третье значение – что Он суть Достаточный (кафи). И таково Его слово: «Это будет воздаянием от твоего Господа и даром исчисленным» (78: 36) – то есть достаточным.

 

Хвалимый (хамид)

Хвалимый (хамид) – в значении «восхваляемый» (махмуд). Хвала есть противоложность ругательства и поношения. Когда ты доволен деяниями кого-то и рассказываешь об этом среди людей, говорят: «Он хвалит такого-то».

 

Осведомленный (хафи)

Осведомленный (хафи) имеет значение «знающий» (алим). И таково Его слово, велик Он и свят: «Они спрашивают тебя, как будто ты осведомлен (хафи) об этом» (7: 187) – то есть: спрашивают тебя о Часе, как будто бы знаешь, когда он наступит.

И второе значение этого – что Он Проницательный (латиф).

 

Господь (ар-рабб)

Господь (рабб) имеет значение «Владыки» (малик). Всякий, кто владеет какой-то вещью, называется ее господином (рабб)[143]. И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Возвращайся к своему господину (рабб)» (12: 50), то есть – к своему хозяину и повелителю. В войне Хунейн один сказал: «Для меня лучше, чтобы моим господином (рабб) стал курайшит, чем человек из племени Хавазин».

Однако о сотворенном не говорят: «ар-рабб» с определенным артиклем[144], потому что определенный артикль указывает на общность, универсальность. О творениях говорят только: «рабб чего-то» (господин чего-то), без определенного артикля.

 

Милостивый (рахман)

Милостивый (рахман) означает: «охватывающий милостью Своих рабов». Он объемлет их пропитанием и благами от Себя. И говорится: это – имя из имен Аллаха в Его Книгах, которым никто не называется, помимо Него. О человеке говорят: «милосердный» (рахиму ль-кальб), но не говорят о нем: «милостивый» (рахман). Ибо Милостивый способен к устранению бедствий, а милосердный (рахим) из Его создания на это не способен. И Аллах – велик Он и свят! – является Милостивым (рахман) по отношению ко всем мирам, а Милосердным (рахим) только по отношению к верующим (муминун).

 

Милосердный (рахим)

Это слово используется в том значении, что Он – Милосердный (рахим) по отношению к верующим (муминун). Он объемлет их Своим Милосердием (рахмат) при завершении их дел. Как сказал Он, велик Он и свят: «Он милосерден к верующим» (33: 43). «Милостивый» (рахман) и «Милосердный» (рахим) являются двумя именами, производными от слова «рахмат» (милость). Как сказал Аллах, велик Он и свят, Своему Посланнику (С): «Мы отправили тебя только как милость (рахмат) для миров» (21: 107), то есть: благом для них. И о Коране говорится, что он есть «верное руководство и милость» (худа ва рахмат). Однако милость не имеет значение «добросердечия» и «размягченности» (рикка), ибо это не присуще Господу.

 

Создающий (зари)

Создающий (зари) имеет значение «творец» (халик). Говорится: «Аллах создал творения (зараа ль-халька)».

 

Дарующий удел (разик) [145]

Дарующий удел (разик) используется в том значении, что Он – велик Он и свят! – дает пропитание (ризк) всем Своим рабам, как праведным из них, так и нечестивым.

 

Наблюдатель (ракиб)

Наблюдатель (ракиб) – в значении «хранитель» (хафиз). Это же слово используется в значении «стражник», «стоящий на страже».

 

Добрый (рауф)

Добрый (рауф) означает «милосердный» (рахим), а «доброта» (рафат) значит «милость» (рахмат).

 

Видящий (раи)

Видящий (раи) означает «знающий» (алим), а в и дение (руйа) – «знание» (ильм). И второе значение – что Он Смотрящий (мубсир), а значение в и дения (руйа) – взор. И в значении «Знающий» можно сказать, что Он всегда был «Видящим», но нельзя сказать это в значении «Смотрящий».

 

Мир (салам)

Он Мир (салам) в том значении, что от Него исходит мир, и всякое благополучие (саламат) также исходит от Него. Второе значение этого – что Он описывается через данное качество (сифат) ввиду Его благополучия и защищенности (саламат) от всего того, что имеется у творений из недостатков, ущерба, гибели, переноса, исчезновения и смерти. Он говорит, велик Он и свят: «Для них жилище мира (салам) у их Господа» (6: 127). И мир – это Он, Аллах, велик Он и свят, а Его жилище – это Рай. Можно называть Рай «миром», потому что всякий, кто входит в него, находится в мире от всего, что постигает обитателей земли, как то: болезнь, смерть, старость и так далее. Он есть обитель мира (безопасности) от исчезновения и недугов. И слово Его, велик Он и свят: «“Мир тебе” от владык правой руки» (56: 91), то есть: благополучие тебе от них. Благополучие (саламат) в языке означает также «здравость» и «безопасность». И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «А когда к ним обращаются с речью невежды, говорят: “Мир”» (25: 63), то есть говорят с ними здраво и твердо.

 

Верующий (мумин)

Верующий (мумин) в значении: «Доверяющий» (мусаддик). В языке вера (иман) есть доверие (тасдик) чему-то. На это указывают Его слова о братьях Йусуфа (А): «Но ты не поверишь (мумин) нам, даже если бы мы и говорили правду» (12: 17). Верующий раб доверяет (мусаддик) единобожию Аллаха и Его знамениям. Аллах же Верующий, Доверяющий тому, что Он обещал и исполняет.

Второе значение этого – что Он есть Утверждающий (мухаккик), Который утвердил Свое единство (вахданийа) через Свои знамения (аят) в Своих творениях и ознакомил их со Своею истиной (хакикат) через то, что проявил из Своих признаков (‘аламат), и то, что прояснил из Своих разъяснений и чудес Своего руководства творением и тонкостей Своего определения.

И третье значение – что Он обезопасил их от несправедливости и угнетения. Имам Садык (А) сказал: «Творец называется Верующим (мумин), потому что Он дает безопасность (йумин) от Своего наказания тем, кто подчинялся Ему, а раб называется верующим (мумин), потому что он ищет безопасности (йумин) у Аллаха – велик Он и свят! – и Аллах дает ему безопасность»[146]. А также сказал: «Верующий (мумин) – тот, чей сосед в безопасности (амина) от его уловок». И сказал: «Верующий – тот, от кого имущество и жизни мусульман в безопасности».

 

Блюститель (мухаймин)

Блюститель (мухаймин) означает «свидетель» (шахид). И Он таков, как сказал Он, велик Он и свят: «... и блюстителем над ним» (5: 48), то есть: свидетелем и смотрящим над ним.

Второе значение – что это слово является производным от «амин» (верный), которое является одним из имен Аллаха, велик Он и свят. И говорится, что «мухаймин» является одним из имен Аллаха в предшествующих Книгах.

 

Могущественный (азиз) [147]

Могущественный (азиз) имеет тот смысл, что нет такой вещи, на которую Он не был бы способен, и нет того, что Он пожелал бы, но не смог. И Он – Владеющий всеми вещами, Побеждающий, но Непобедимый. И слово Его: «Он победил (азза) меня в речи» (38: 23), то есть – одержал верх и стал сильнее.

Второе значение этого – что Он суть Владыка (малик), а о владыке говорят: «Он могущественный», как сказали братья Йусуфа о Йусуфе (А): «О, могущественный!» (12: 88), имея в виду: «О, владыка!»

 

Могучий (джаббар)

Могучий (джаббар) имеет значение: «Одолевающий, который не может быть одолен». Ему принадлежат величие и мощь (таджаббур ва джабарут)[148]. Арабы говорят о пальме, которую нельзя достать: «могучая» (джаббара). И о том, кого принудили к чему-то, говорят: «Я заставил (джабарту) его сделать то-то». Имам Садык (А) сказал: «Не принуждение (джабр) и не свобода (тафвиз), а то, что между ними», подразумевая под этим, что Аллах – велик Он и свят! – не принуждает рабов к совершению неподчинения Себе, но и не предоставляет им свободу в деле Своей религии, чтобы они говорили о ней по своему усмотрению. Однако Он – велик Он и свят! – установил пределы, и определил обязанности, и дал законы, и возложил обязательное, и указал на желательное, и завершил для них Свою религию. И нет свободы при пределах, обязанностях, законах, обязательном, желательном и завершении религии.

 

Гордый (мутакаббир)

Гордый (мутакаббир) взято из слова «величие» (кибрийа), то есть Он – Обладатель величия.

 

Господин (сейид)

Господин (сейид) имеет значение «владыки» (малик). О царе народа говорят, что он их господин. Пророк (С) сказал: «Али – господин (сейид) арабов». Айша спросила: «Разве не ты господин арабов?» Он сказал: «Я – господин потомков Адама, а Али – господин арабов». Она сказала: «А что значит “господин”?» Он сказал: «Тот, подчинение которому так же обязательно, как обязательно подчинение мне». Я привел этот хадис с иснадом в «Маани ль-ахбар», и отсюда следует, что значение господина – владыка, подчинение которому обязательно.

 

Пречистый (суббух)

Это имя образовано по форме «фу‘уль», и в языке арабов нет других слов, образованных по этой форме, кроме «суббух» и «куддус». И смысл их один и тот же («пречистый», «святой»). Значение слов «Пречист Аллах» (субхана ллахи) в том, что Он очищен от всего, что не подобает Ему.

 

Свидетель (шахид)

Свидетель (шахид) означает: Смотрящий за всяким местом через создание его и управление им, в том смысле, что всякое место находится под Его созданием и управлением, а не потому, что Он Сам находится в каком-то месте. Ибо Он – велик Он и свят! – был, и не было никакого места.

 

Правдивый (садик)

Правдивый (садик) в значении: Он правдив в Своем обещании и не уменьшает награды тем, кто верен клятве.

 

Создатель (сани‘)

Создатель (сани‘) имеет тот смысл, что Он создал всё созданное и сотворил всё сотворенное. И это указывает на то, что Ему не подобна никакая вещь из Его творения. Ибо мы не найдем среди того, что видим, такого действия, которое было бы подобно тому, кто совершил это действие. Совершающие действия суть тела, а сами действия не являются телами. Аллах превыше того, чтобы быть подобным Своим действиям. Действия его – плоть, кровь, кости, волосы, нервы, артерии, органы, света, тьма, земля, небо, камни, деревья и всё остальное из видов творения; и всё это - Его действия и Его создания, велик Он и свят! И всё это – указания на Его единство (вахданийа), свидетели Его единственности и того, что Он противоположен (бихилаф) Своему творению, и того, что нет у Него подобия.

Некоторые мудрецы так сказали в описание цветка нарцисса:

«Глаза в своих в е ках в чащобах

Растут, и Владыка их прекрасно с о здал.

Стремятся ввысь кокетливыми взорами,

Как будто уголки их глаз есть золотые слитки,

На изумрудных стеблях извещая,

Что Аллаху нет подобного».

 

Чистый (тахир)

Он - Чистый (тахир) в том значении, что Он очищен от всякого подобия и сходства, и образа, и дуализма, и пределов, и исчезновения, и переноса, и всех значений творения – нет у Него ни длины, ни ширины, ни высоты, ни краёв, ни тяжести, ни легкости, ни твердости, ни мягкости, ни входа, ни выхода, ни соединения, ни разделения, ни вкуса, ни запаха, ни цвета, ни тела, ни жесткости, ни гладкости, ни холода, ни жара, ни движения, ни пребывания, ни скопления, ни рассеяния, ни нахождения в каком-то месте. Ибо всё это – преходящее, сотворенное, немощное, слабое со всех сторон, и всё это – указание на Того, Кто создал его: Могучего, Сильного, Чистого от значений всего перечисленного. Ничто не подобно Ему, но всё со всех сторон указывает на Того, Кто сотворил это и обязал указывать на Себя. Аллах превыше этого великим вознесением!

 

Справедливый (адль)

Справедливый (адль) – Судящий по справедливости и истине.

 

Извиняющий (афв)

Извиняющий (афв) – имя, производное от «извинения» (афв), и смысл его – «стирание» (махв). Говорят: «афа шай», когда это стерлось и исчезло, и «афаутуху», то есть – «я стер это». И Аллах говорит, велик Он и свят: «Аллах стер (афа) тебе то, что ты дозволил им» (9: 43).

 

Прощающий (гафур)

Прощающий (гафур) – имя, производное от «прощения» (магфират). И его основа в языке – скрытие и прикрывание. Говорят: «гафарту шай» - то есть: «покрыл что-то», или: «хаза агфару мин хаза», то есть – «это более скрыто, чем то». И «гафр ом» называют накидку, потому что она скрывает одежду, которая находится под ней. О защитном шлеме говорят: «мигфар», потому что он прикрывает голову. Таким образом, Прощающий (гафур) – это Тот, Кто по Своей милости скрывает грехи рабов.

 

Богатый (гани)

Богатый (гани) имеет то значение, что Он не нуждается ни в чем, помимо Себя, как не нуждается и ни в каких средствах и орудиях. Все вещи, помимо Аллаха, подобны друг другу в своей слабости и нужде: одни из них существуют лишь посредством других, и нет среди них таких, которые не нуждались бы друг в друге.

 

Помощь (гийас)

Помощь (гийас) в значении: «Оказывающий помощь» (мугис).

 

Творящий (фатир)

Творящий (фатир) в значении: «Творец» (халик). Он создал творение (фатара ль-хальк)[149], то есть – сотворил его и вывел из небытия.

 

Единственный (фард)

Единственный (фард) в значении: Он единственен в Своем господстве (рубубийа) и повелении (амр). И второе значение – что Он суть единственное бытие (мауджуд), и нет бытия наряду с Ним.

 

Раскрывающий (фаттах)

Раскрывающий (фаттах) имеет то значение, что Он есть Правитель (хаким). И таково слово Его, велик Он и свят: «Ты – лучший из раскрывающих» (7: 89), и слово Его: «Он – Раскрывающий, Знающий» (34: 26).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал