Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава об именах Аллаха и различии между их значением и значением имен творения 5 страница






 

Разверзающий (фалик)

Разверзающий (фалик) производно от «разверзания» (фальк). И основа его – раскалывание. Говорится: «Я расколол (фалакту) орех, и он раскололся (инфалака)». И Аллах – велик Он и свят! – сотворил (фалака) все вещи, и разверзлось всё, что Он сотворил. Он сотворил (фалака) семя и зерно, и оно отделилось (инфалака) от растения. Он сотворил землю, и от нее отделилось все, что вышло из нее. Он сказал: «И (клянусь) землей, обладательницей раскалывания» (86: 12). Он расколол ее, и она раскололась. Он разверз тьму, и она отделилась от света. Он разверз небо, и от него отделился дождь. Он разверз море для Мусы (А), и оно разверзлось, и каждая часть его была как великая гора.

 

Вечный (кадим)

Вечный (кадим) – его значение в том, что Он предшествовал всем вещам. Однако Он – велик Он и свят! – суть Вечный по Своей сущности, без начала и конца, тогда как всем вещам есть начало и есть конец. И говорится: Вечный суть бытие (мауджуд), которое не исчезает и не преходит. И если слово «вечный» применяется к чему-то другому, кроме Аллаха, то лишь в переносном смысле, ибо все остальное преходяще, а не вечно.

 

Владыка (малик)

Владыка (малик) – Тот, Кто владеет царством. Он владеет всеми вещами. И царство Аллаха называют малакут.

 

Святой (куддус)

Святой (куддус) – его значение в том, что Он суть Чистый (тахир). И освящение (такдис) суть очищение. Таково Его слово, велик Он и свят, об ангелах: «А мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя» (2: 30), то есть: говорим о Твоей пречистости. «Возносим хвалу Тебе» и «святим Тебя» имеет одно и то же значение, и ограда святости состоит в очищенности от скверны, которая есть в ближнем мире, недугов, страданий и прочего. И говорится, что Святой – из имен Аллаха в предшествующих Книгах[150].

 

Сильный (кави)

Значение слова «сильный» очевидно. Он – Сильный без чьей-либо помощи или поддержки.

 

Близкий (кариб)

Близкий (кариб) означает: «Отвечающий» (муджиб). Об этом говорит Его слово, велик Он и свят: «Я - близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня» (2: 186).

И второе значение: Он – Знающий о том, что нашептывают сердца; нет завесы между Ним и ими, и нет расстояния. И таково Его слово, велик Он и свят: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа; Мы ближе к нему, чем шейная артерия» (50: 16). Он – близок без соприкосновения и отделен от творения без пути и расстояния. Но Он при этой отделенности от них рядом с ними, и при этой противоположности им близок к ним. Таким же образом приближение к Нему не происходит при посредстве каких-либо путей или расстояний, но только через подчинение Ему и наилучшее поклонение. Ибо Аллах – велик Он и свят! – близок и рядом; близость же Его без верха и низа, потому что не знает расстояний. Ведь Он суть прежде всякого верха и низа, и не описывается Он через верх и низ.

 

Вечносущий (кайум)

Говорят: «кумту би шай», когда человек взял на себя что-то и занялся этим.

 

Держащий (кабиз)

Держащий (кабиз) – имя, производное от «схватывания», «держания» (кабз). У «держания» несколько смыслов. Одно из них: царство и владычество (мульк). Говорят: «фелану фи кабзи», то есть: «такой-то в моей власти». И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Земля вся в Его власти (кабза) в День воскресения» (39: 67). И это подобно Его слову, велик Он и свят: «Ему принадлежит власть (мульк) в тот День, как подуют в трубу» (6: 73), или Его слову: «И власть (амр) в тот День – Аллаху» (82: 19), или Его слову: «... Владыке (малик) Судного дня» (1: 4).

И другое значение этого слова – уничтожение чего-то. Так, о мертвом говорят, что его взял (кабаза) Аллах. И таково Его слово: «Затем Мы сделали солнце ее указателем. Потом Мы забираем (кабазна) ее (тень) к Себе медленным забиранием (кабз)» (25: 45-46). И сюда же относится Его слово, велик Он и свят: «Аллах удерживает (йакбизу) и щедро дает, и к Нему вы будете возвращены!» (2: 245). Он щедро дает милость Своим рабам и удерживает то, что пожелает, из благ Своих и Своей помощи.

«Держание» (кабз) также имеет значение «схватывания чего-то рукой», однако это не присуще Аллаху, велик Он и свят. Если бы то «удержание», которое упомянул Аллах, имело смысл «схватывания рукой», то Он не мог бы удерживать и щедро давать в одно и то же время. Аллах же в любое время забирает души и щедро дарует удел и делает то, что пожелает.

 

Простирающий (басит)

Простирающий (басит) имеет значение: «Дарующий блага», «Наделяющий». Он простирает над Своими рабами блага и дары и наделяет их милостями.

 

Исполняющий нужды (кази ль-хаджат)

«Исполняющий» (кази) – имя, производное от «каза». И значение «каза» от Аллаха имеет три значения. Первое – решение и принуждение. Говорят: «Судья решил (каза) о таком-то так-то», то есть – вынес о нем такое-то решение и принудил его к исполнению этого. И таково Его слово, велик Он и свят: «Твой Господь решил (каза), чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него» (17: 23). Второе значение этого – известие. И таково Его слово: «Мы постановили (казайна) для сынов Исраила в Писании» (17: 4), то есть: известили их об этом через их Пророка (А). Третье значение этого – исполнение. Таково Его слово, велик Он и свят: «И установил Он из них семь небес в два дня» (41: 12). Сюда же относятся слова людей: «Такой-то исполнил мои нужды», то есть: выполнил то, о чем я просил его.

 

Славный (маджид)

Славный (маджид) имеет значение: «Знатный», «Величественный». И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Это – славный Коран» (85: 21), то есть – знатный, величественный Коран. «Слава» в языке есть «приобретение почести». Второе значение этого слова в том, что Он есть Тот, Кого прославляют творения.

 

Покровитель (мауля)

Значение «Покровителя» (мауля) – «Помощник, помогающий верующим». Он взял на Себя помощь им против их врагов и взял на Себя их награду и их наделение. Опекуном (вали) ребенка называется тот, кто взял на себя улучшение его состояния, и Аллах – опекун (вали) верующих, их покровитель и помощник.

Также у «покровителя» есть другое значение: повелитель. И таково слово Посланника (С): «Кому я повелитель (мауля), тому и Али повелитель».

 

Дарующий (маннан)

Значение «Дарующего» (маннан) – Наделяющий, Дающий блага. И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Даруй (фамнун) или удерживай без расчета!» (38: 39), и слово Его: «И не даруй (ла тамнун), стремясь к большему!» (74: 6).

 

Объемлющий (мухит)

Объемляющий (мухит) в том значении, что Он объемлет все вещи и знает их. Тот, Кто охватил Свои знанием все вещи, и Его знание достигает до их пределов, тем самым объял их. И это – в переносном смысле, потому что в действительности бывает так, что большое тело объемлет тело малое, как дома объемлет тех, кто находится в нем, или городские стены объемлют город.

 

Ясный (мубин)

Ясный (мубин) имеет значение «Явный» (захир) и «Очевидный своей мудростью». Он называется так потому, что разъяснил Свои знамения и проявления Своей силы.

 

Хранящий (мукит)

Хранящий (мукит) имеет значение: Хранитель (хафиз), Смотрящий.

 

Формирующий (мусаввир)

Формирующий (мусаввир) – имя, производное от «формирования» (тасвир). Он формирует облики в матках матерей, как желает, и Он – формирующий все формы (мусаввиру кулли суратин), и Он – Творец всего формирующего. Сам же Аллах – велик Он и свят! – не имеет ни облика, ни органов тела, ни пределов, ни измерений, и не постигается Он мыслями. Однако же Он постигается через Его знамения (аят) и доказывается через Его признаки (‘аламат) и доводы, и через них Он становится очевидным, и описывается Он через величие, славу, силу и великолепие, ибо нет подобного Ему среди Его творения, и нет Ему равного среди Его создания.

 

Щедрый (карим) [151]

Значение «Щедрого» (карим) – величественный. И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Это – щедрый Коран» (56: 77), и Его слово: «Вкушай, ведь ты - великий, щедрый!» (44: 49). И второе значение этого: что Он – Дарующий.

 

Великий (кабир)

Великий (кабир): Господин (сейид). О господине среди людей говорят: «Он великий среди них».

 

Достаточный (кафи)

Достаточный (кафи) – имя, производное от «достаточности» (кифайа). Для каждого, кто полагается на Аллаха, Его достаточно, и он не прибегает к другому.

 

Устраняющий зло (кашифу зурр)

«Устраняющий» (кашиф) значит «избавляющий». Он отвечает притесненному, когда тот взывает к Нему, и устраняет зло.

 

Единственный (ватр)

«Единственный» (ватр) значит «единичный». Обо всякой вещи, которая существует в единичном виде, говорят: «единственный».

 

Свет (нур)

Свет (нур) – его значение: Освещающий (мунир). И таково слово Его, велик Он и свят: «Аллах – свет небес и земли» (24: 35), то есть: Освещающий их, Повелевающий им и Ведущий их по пути. Они ведомы Им по пути их блага, как бывают ведомы светом и сиянием. И это – в переносном смысле, потому что свет есть сияние, но Аллах – велик Он и свят! – превыше такого великим вознесением. Ибо света сотворены и преходящи, а Тот, Кто сотворил их, вечен, и ничто не подобно Ему. Точно так же в переносном смысле говорят, что Коран есть свет, потому что люди руководствуются им в своей религии, как руководствуются светом, когда идут по дороге. И в этом же значение слов, что Пророк (С) есть освещающий.

 

Вседарящий (ваххаб)

Значение «Вседарящего» (ваххаб) понятно. Он дарует Своим рабам, что пожелает, и наделяет их тем, чем пожелает. И таково Его слово, велик Он и свят: «Он творит, что хочет; дарует, кому пожелает, женское поколение и дает, кому пожелает, мужское» (42: 49).

 

Помогающий (насир)

Помогающий (насир) – Оказывающий наилучшую помощь.

 

Обширный (васи‘)

Обширный (васи‘) в значении: Богатый (гани), и обширность (са‘т) значит «богатство» (гина). «Такой-то дает от своей обширности (са‘т)» - то есть: от своего богатства.

 

Любящий (вадуд)

Вадуд в значении «Любящий» и «Любимый».

 

Ведущий по пути (хади)

«Ведущий по пути» (хади) используется в том значении, что Он ведет рабов по пути Истины. И прямое руководство (худа) имеет три значения. Первое – указание всем рабам на их религию. Второе – вера (иман), и вера есть прямое руководство от Аллаха, велик Он и свят, как и милость от Него. Третье – спасение (наджат). Аллах разъяснил, что Он будет вести верующих после их смерти, и сказал: «А те, которые убиты на пути Аллаха, - никогда Он не собьет с пути их деяний: Он поведет их и сохранит в порядке их состояние» (47: 5). Прямое руководство (худа) после смерти означает не что иное, как награду и спасение. И таково же Его слово, велик Он и свят: «Поистине, те, которые уверовали и творили благое, - Господь их поведет их по их вере» (10: 9). Прямое руководство противоположно заблуждению, каковое есть воздаяние неверным (кафир). Аллах сказал, велик Он и свят: «Аллах сбивает с пути несправедливых» (14: 27), то есть: уничтожает их и карает. И таково же Его слово: «Он направит в заблуждение дела их» (47: 1), то есть: уничтожит и расстроит их дела за их неверие.

 

Верный (вафи)

Верный (вафи) в значении: верен Своему обещанию и их обещанию. И говорят: «Кад вафайта би ‘ахдика», то есть: «Ты остался верен своему обещанию и исполнил его».

 

Защитник (вакиль)

Защитник (вакиль) в значении: «Попечитель», то есть – Хранящий нас. И таково значение «вакил я» среди людей (доверенное лицо, сохраняющее имущество). Второе значение этого: Он есть Тот, на Кого полагаются и к Кому прибегают. И «таваккуль» имеет значение прибегания к Аллаху и полагания на Него.

 

Наследующий (варис)

Значение «Наследующего» (варис) в том, что всякий, кому Аллах вручил во владение что-то, умрет, и то, чем он владел, останется во владении Аллаха, велик Он и свят.

 

Честный (барр)

Честный (барр) в значении: «Правдивый» (садик). Говорят: «Садака фелану ва барра», то есть – «такой-то сказал правду и был честным».

 

Воскрешающий (ба‘ис)

Значение «Воскрешающего» (ба‘ис) в том, что Он воскресит тех, кто в могилах, и оживит их, и соберет для воздаяния и новой жизни.

 

Обращающийся (тавваб)

Обращающийся (тавваб) в том значении, что Он принимает покаяния (тауба) и прощает грехи, если раб обращается (таба) к Нему. Говорят: «таба Аллаху ‘алейхи», то есть: принял его покаяние.

 

Славный (джалиль)

Славный (джалиль) в значении: «Господин» (сейид). О господине людей говорят: «Он славный и великий среди них». Прославилась слава Аллаха(джалла джалалу Ллахи), и Он – Славный, Обладатель славы и щедрости. И говорят: «Такой-то прославился (джалла) в моих глазах», то есть: «стал великим».

 

Щедрый (джавад)

Щедрый (джавад) в значении: «Дарующий блага и щедроты» (мухсин ва мун‘им), и Он – Щедрый в благах и дарах.

 

Сведующий (хабир)

Сведующий (хабир) в значении: «Знающий» (алим). И «осведомленность» (хубр) в языке означает знание о чем-то. Говорят: «Я осведомлен о нем», то есть: «У меня есть знание о нем».

 

Творец (халик)

Он - Творец (халик) в том значении, что Он сотворил все творения. И основа этого слова в языке: измерение. Арабы говорят: «Я одержал верх, когда соразмерил (халакту)». Наши Имамы (А) сказали, что деяния человека сотворены, но творением упорядочения (хальк такдирин), а не бытийным творением (хальк таквинин). Когда Иса (А) творил из глины подобие птиц, он также творил их творением упорядочения, тогда как в действительности Творцом птиц является лишь Аллах, велик Он и свят.

 

Лучший из помощников (хейру насирин)

«Лучший из помощников» (хейру насирин), как и «Лучший из милующих», имеет то значение, что делающий благо (хейр), когда он делает это премного, называется «лучшим» (хейр) в переносном смысле.

 

Судья (дайан)

Он – Судья (дайан) в том смысле, что Он судит рабов и воздает им за их деяния. И «дин» означает «воздаяние» и «суд». Говорят: «Как ты судишь, так и будешь судим (кама тадину тудан)». Поэт говорит:

«О юноша, как ты судил, так и судим будешь в тот День:

Тот, кто посеял чеснок, не пожнет цветов благоухающих».

 

Благодарный (шакур)

Он - Благодарный (шакур) в том значении, что Он благодарит раба за его деяния. И это – в переносном смысле, потому что «благодарность» в языке означает «признательность за блага». Однако же Он и есть Тот, Кто дарует все блага. Но относительно дарования покорным награды за их покорность Он назвал Себя «Благодарным» в переносном смысле.

 

Великий (азым)

Великий (азым) имеет значение: «Господин» (сейид). Господином среди людей называют того, кто велик среди них. Второе значение этого – что Он описывается через величие (азамат) ввиду того, что Он обладает всеми вещами и Силен над ними. Третье значение – Он велик потому, что всё остальное перед Ним ничтожно и смиренно. Он – Великий властью и Великий достоинством. Четвертое значение – что Он есть Славный. Однако Его величие нельзя понимать в смысле огромности размеров: ширины, высоты, длины или веса, потому что эти слова относятся лишь в творению, и они суть знамения Его создания, но не относятся к Аллаху, велик Он и свят. Также в хадисе сказано: «Он назван Великим, потому что Он сотворил великое творение, и Он – Господь великого Трона и его Творец».

 

Проницательный (латиф) [152]

Он назван «Проницательным» (латиф), потому что Он добр к Своим рабам, благ к ним и наделяет их. Говорят: «Такой-то латиф к людям», то есть: добр с ними. И второе значение: что Он тонок и проницателен в Своем творении и управлении им. В хадисе сказано: «Он называется Проницательным, потому что Он Проницателен в Своем творении», так же как Он назван Великим из-за величия Его творения.

 

Исцеляющий (шафи)

Значение слова «исцеляющий (шафи)» понятно. Как сказал Аллах – велик Он и свят! – об Ибрахиме (А): «А когда я заболею, Он исцеляет меня» (26: 80). Итак, в целом Его прекрасные имена составляют девяносто девять.

 

Благословенный (табарак)

Но «Благословенный» (табарак)! Это слово происходит от «благословения, благодати» (баракат). И Он – велик Он и свят! – суть Обладатель благословения и благодати. Он совершает благодать, творит ее и наделяет ею Свои создания. Благословен Он и превыше того, что иметь сына, супругу или сотоварища! И слова Аллах, велик Он и свят: «Благословен тот, Кто ниспослал Различение Своему рабу, дабы стал он для миров провозвестником» (25: 1) говорят, что Аллах, Который вечен, и Чьи блага не иссякают, и Чье поминание есть благодать для рабов, – Он Тот, Кто «ниспослал Различение Своему рабу, дабы стал он для миров провозвестником». Различение – это Коран. Он назван Различением, потому что через него Аллах – велик Он и свят! – проложил различение между истиной и ложью. Тот же раб, которому он ниспослан, - Мухаммад (С), и Он назвал его рабом, дабы люди не взяли его себе богом и не стали поклоняться ему. Здесь содержится отвержение тех, кто излишествует о нем (Мухаммаде, мир ему). Аллах разъяснил, что Он ниспослал ему это Различение, дабы он стал провозвестником для миров и донес до них угрозу о неподчинении Аллаху и мучительности Его воздаяния. «Миры» (‘аламун) же – это люди.

«Тот, Кому принадлежит царство небес и земли, и Он не брал Себе сына» - как говорят христиане, когда приписывают Ему сына, возводя ложь на Него и выходя за пределы единобожия. «И у Него нет сотоварища в Его царстве. Он сотворил всякую вещь и соразмерил ее мерой» - то есть сотворил всякую вещь так, как знал. Он не создал ничего из забавы, в небрежности или опрометчивости. Но Он создал все по Своему знанию о правильности этого и о том, что это сослужит пользу Его рабам в деле их религии, и что это справедливо по отношению к творениям. Ибо если бы Он не сотворил это так, как было описано, по Своему знанию, то в творениях были бы противоречия и несправедливость, и они вышли бы за пределы мудрости, гармонии и руководства в хаос и растройство – как это бывает в случае тех рабов, которые выходят за грани в своих деяниях и совершают то, меру чего не знают. Под этим не подразумевается то, что Аллах сотворил некую меру, по которой знает, что необходимо создавать далее. Ибо это бывает только в случае того, кто сам не знает меру того, что делает. Но Аллах – велик Он и свят! – всегда был Знающим обо всех вещах. Под словами «соразмерил ее мерой» подразумевается то, что Он сотворил всякую вещь по Своему знанию и той мере, которая есть в этом знании, дабы Его рабы знали степень Его дел, и их время, и их место. И эта мера от Аллаха есть Книга и известие, которое Он дал ангелам, дабы они знали это. И слово Аллаха не познается, кроме как по величине того, что Он сам открыл, дабы не вышли они за пределы правды в ложь, и из разумности в заблуждения, и из разъяснения в обман.

 

 

10 ح د ث ن ا غ ي ر و ا ح د ، ق ا ل و ا: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ه م ا م ، ع ن ع ل ي ب ن ا ل ح س ي ن ق ا ل: ح د ث ن ي ج ع ف ر ب ن ي ح ي ى ا ل خ ز ا ع ي ، ع ن أ ب ي ه ، ق ا ل: د خ ل ت م ع أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ع ل ى ب ع ض م و ا ل ي ه ي ع و د ه ، ف ر أ ي ت ا ل ر ج ل ي ك ث ر م ن ق و ل آ ه ، ف ق ل ت ل ه: ي ا أ خ ي ا ذ ك ر ر ب ك و ا س ت غ ث ب ه ، ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: إ ن آ ه ا س م م ن أ س م ا ء ا ل ل ه ع ز و ج ل ف م ن ق ا ل: آ ه ا س ت غ ا ث ب ا ل ل ه ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى

 

10. (276) Передал нам не один, что передал Мухаммад ибн Хаммам от Али ибн Хусейна, что передал Джафар ибн Йахья Хузаи от его отца, что он сказал:

 

Я вошел вместе с Имамом Садыком (А) к некоторым из его сторонников, чтобы навестить их, и увидел человека, который постоянно говорил «ах!» Я сказал ему: «О, брат! Лучше упоминай Господа и проси у Него помощи!» Имам Садык (С) сказал: «“Ах” – одно из имен Аллаха, велик Он и свят, и кто говорит “ах”, тот попросил помощи у Аллаха»[153].

 

 

11 - ح د ث ن ا أ ب و ا ل ح س ن ع ل ي ب ن ع ب د ا ل ل ه ب ن أ ح م د ا ل إ ص ب ه ا ن ي ا ل أ س و ا ر ي ق ا ل:

ح د ث ن ا م ك ي ب ن أ ح م د ب ن س ع د و ي ه ا ل ب ر ذ ع ي ، ق ا ل: أ خ ب ر ن ا أ ب و إ س ح ا ق إ ب ر ا ه ي م ب ن ع ب د ا ل ر ح م ن ا ل ق ر ش ي ب د م ش ق و أ ن ا أ س م ع ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ب و ع ا م ر م و س ى ب ن ع ا م ر ا ل م ر ي ق ا ل: ح د ث ن ا ا ل و ل ي د ب ن م س ل م ، ق ا ل: ح د ث ن ا ز ه ي ر ب ن م ح م د ، ع ن م و س ى ب ن ع ق ب ة ، ع ن ا ل أ ع ر ج ، ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة أ ن ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه ق ا ل: إ ن ل ل ه ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى ت س ع ة و ت س ع ي ن ا س م ا م ا ئ ة إ ل ا و ا ح د ا ، إ ن ه و ت ر ي ح ب ا ل و ت ر ، م ن أ ح ص ا ه ا د خ ل ا ل ج ن ة ، ف ب ل غ ن ا أ ن غ ي ر و ا ح د م ن أ ه ل ا ل ع ل م ق ا ل: إ ن أ و ل ه ا ي ف ت ت ح ب ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه ا ل ل ه و ح د ه ل ا ش ر ي ك ل ه ، ل ه ا ل م ل ك و ل ه ا ل ح م د ، ب ي د ه ا ل خ ي ر ، و ه و ع ل ى ك ل ش ي ق د ي ر ، ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه ل ه ا ل أ س م ا ء ا ل ح س ن ى ، ا ل ل ه ، ا ل و ا ح د ، ا ل ص م د ، ا ل أ و ل ، ا ل آ خ ر ، ا ل ظ ا ه ر ، ا ل ب ا ط ن ، ا ل خ ا ل ق ، ا ل ب ا ر ئ ، ا ل م ص و ر ، ا ل م ل ك ، ا ل ق د و س ، ا ل س ل ا م ، ا ل م ؤ م ن ، ا ل م ه ي م ن ، ا ل ع ز ي ز ، ا ل ج ب ا ر ، ا ل م ت ك ب ر ، ا ل ر ح م ن ، ا ل ر ح ي م ، ا ل ل ط ي ف ، ا ل خ ب ي ر ، ا ل س م ي ع ، ا ل ب ص ي ر ، ا ل ع ل ي ، ا ل ع ظ ي م ، ا ل ب ا ر ئ ، (ك ذ ا) ا ل م ت ع ا ل ي ، ا ل ج ل ي ل ، ا ل ج م ي ل ، ا ل ح ي ، ا ل ق ي و م ، ا ل ق ا د ر ، ا ل ق ا ه ر ، ا ل ح ك ي م ، ا ل ق ر ي ب ، ا ل م ج ي ب ، ا ل غ ن ي ، ا ل و ه ا ب ، ا ل و د و د ، ا ل ش ك و ر ، ا ل م ا ج د ، ا ل أ ح د ، ا ل و ل ي ، ا ل ر ش ي د ، ا ل غ ف و ر ، ا ل ك ر ي م ، ا ل ح ل ي م ، ا ل ت و ا ب ، ا ل ر ب ، ا ل م ج ي د ، ا ل ح م ي د ، ا ل و ف ي ، ا ل ش ه ي د ، ا ل م ب ي ن ، ا ل ب ر ه ا ن ، ا ل ر ؤ و ف ، ا ل م ب د ئ ، ا ل م ع ي د ، ا ل ب ا ع ث ا ل و ا ر ث ، ا ل ق و ي ، ا ل ش د ي د ، ا ل ض ا ر ، ا ل ن ا ف ع ، ا ل و ا ف ي ، ا ل ح ا ف ظ ، ا ل ر ا ف ع ، ا ل ق ا ب ض ، ا ل ب ا س ط ، ا ل م ع ز ، ا ل م ذ ل ، ا ل ر ا ز ق ، ذ و ا ل ق و ة ا ل م ت ي ن ، ا ل ق ا ئ م ، ا ل و ك ي ل ، ا ل ع ا د ل ، ا ل ج ا م ع ، ا ل م ع ط ي ، ا ل م ج ت ب ي ، ا ل م ح ي ي ، ا ل م م ي ت ، ا ل ك ا ف ي ، ا ل ه ا د ي ، ا ل أ ب د ، ا ل ص ا د ق ، ا ل ن و ر ، ا ل ق د ي م ، ا ل ح ق ، ا ل ف ر د ، ا ل و ت ر ، ا ل و ا س ع ، ا ل م ح ص ي ، ا ل م ق ت د ر ، ا ل م ق د م ، ا ل م ؤ خ ر ، ا ل م ن ت ق م ، ا ل ب د ي ع


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал