Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рыночные структуры и их типологияСтр 1 из 8Следующая ⇒
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, - это и количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т.п. Тип рыночной структуры, таким образом, зависит от множества факторов. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее, многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур, исходя из нескольких базовых параметров – признаков отраслевого рынка: 1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к сколь либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы будет незначительна. Иная ситуация будет возникать, в ситуации, когда рыночная доля фирмы значительна, т.е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит и на рыночное равновесие, и на рыночную цену. 2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой является наиболее ярким показателем уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок. Следует отметить, что данные признак тесно связан с предыдущим. Ведь от количества фирм в отрасли, от их рыночной доли будет зависеть возможность воздействия на рыночное равновесие, а следовательно, на цену. 3. Характер реализуемой на рынке продукции – стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся по разным параметрам. Здесь существует такая зависимость – чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара, и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок. 4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции. 5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция – конкуренция в отношении качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы. В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) – совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии (табл. 6.1.1.). Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур. • Совершенная конкуренция – модель рынка, для которого характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителями стандартизированной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции (см. вторую колонку табл. 11.1.), является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенная конкуренция, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, рынками монополистической конкуренции, олигополистическими рынками. • Чистая монополия – тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену. • Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке отдельной фирмой выступает неценовая конкуренция. • Олигополия – тип рыночной структуры, в рамках которой несколько, взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм, конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж). Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть – это способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь, на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. В рамках данной темы нас, в первую очередь, интересует рыночная власть производителя, т.е. рыночная власть каждой конкретной фирмы, функционирующей на данном отраслевом рынке. Таблица 11.1. Модели рынка и их характерные признаки
Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов. • Один из этих факторов - доля данной фирмы в общеотраслевом предложении. Зависимость здесь прямая. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у неё возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит и на рыночную цену. • Другой немаловажный фактор - степень ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Здесь будет наблюдаться обратная зависимость. Чем выше степень эластичности спроса по цене на продукт отдельного производителя в отрасли, тем менее свободна фирма в выборе цены, и тем меньше её рыночная власть. И наоборот. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у неё возможности для ценового маневра. • Следующий фактор, по сути, дополняет предыдущий - наличия у данного товара заменителей, т.к. чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы. • Особенности взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, могут послужить причиной к возникновению рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене. Эти закономерности мы сможем проследить при анализе поведения отдельной фирмы на рынках совершенной и несовершенной конкуренции. 2. Совершенная конкуренция: признаки и распространение. Спрос на продукт конкурентного продавца Основные признаки рыночной структуры совершенной конкуренции в самом общем виде были нами описаны выше. Остановимся на этих характеристиках подробнее. Любой рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими основными чертами: 1. Наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей данного блага. Это означает, что ни один продавец, ни один покупатель на таком рынке не способен оказать воздействие на рыночное равновесие, что свидетельствует об отсутствии у кого-либо из них рыночной власти. Субъекты рынка здесь полностью подчинены рыночной стихии. 2. Торговля осуществляется стандартизированным продуктом (например, пшеница, кукуруза). Это означает, что реализуемый в отрасли разными фирмами продукт настолько однороден, что у потребителей нет основания предпочитать продукцию одной фирмы продукции другого производителя. 3. Отсутствие возможности для одной фирмы влиять на рыночную цену, т.к. в отрасли много фирм, и выпускают они стандартизированный товар. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный продавец вынужден соглашаться с ценой, диктуемой рынком. 4. Отсутствие неценовой конкуренции, что связано с однородным характером реализуемой продукции. 5. Покупатели хорошо информированы о ценах; если кто-то из производителей повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей. 6. Продавцы не в состоянии вступить в сговор по поводу цен, что обусловлено большим количеством фирм на данном рынке. 7. Свободный вход и выход из отрасли, т.е. входные барьеры, блокирующие вход на данный рынок, отсутствуют. На рынке совершенной конкуренции не возникает сложностей с созданием новой фирмы, не возникает проблем в случае, если отдельная фирма примет решение покинуть отрасль[1]. Следствием этого будет отсутствие экономических прибылей и экономических убытков на данном рынке в долгосрочном периоде. Если на конкурентном рынке будут возникать экономические прибыли или убытки, то это приведет, в первом случае, к расширению отрасли за счет входа на рынок новых фирм и снижению цены или, во втором случае, к сужению отрасли и увеличению цены. Ничем не ограниченный вход и выход с рынка, в итоге, обеспечит ситуацию, когда отраслевая цена будет только покрывать издержки на производство товара, и каждая фирма на рынке будет функционировать в точке безубыточности. В качестве примера рынков совершенной конкуренции могут быть названы рынки отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Главной особенностью рынка совершенной конкуренции является отсутствие контроля над ценами со стороны отдельного производителя, т.е. каждая фирма вынуждена ориентироваться на цену, установленную в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Иными словами, конкурентная фирма будет продавать свой товар по уже существующей на рынке цене. Как следствие этой ситуации кривая спроса на продукт отдельной фирмы будет представлять собой линию параллельную оси абсцисс (совершенно эластичный спрос). Графически это выглядит показано на рис. 11.1.
Абсолютно эластичный спрос на продукт конкурентного продавца не означает, что фирма может бесконечно увеличивать объемы производства при одной и той же цене. Цена будет постоянна постольку, поскольку обычные изменения в объеме выпуска отдельной фирмы незначительны по сравнению с производством всей отрасли. Для дальнейшего анализа ним необходимо выяснить, какова будет динамика показателей валового и предельного дохода (TR и МR) конкурентной фирмы в зависимости от объема производства (Q), если любой объем произведенной продукции фирма будет реализовывать по единой цене, т.е. РХ=const. В этом случае график TR будет представлен прямой линией, угол наклона которой (TR=Р Q) будет зависеть от цены реализуемой продукции (Рх) – чем выше цена, тем более крутой наклон будет иметь график. Кроме того, конкурентная фирма будет сталкиваться с графиком предельного дохода, параллельным оси абсцисс и совпадающим с графиком спроса на её продукцию, поскольку для любого значения Qх величина предельного дохода (МR) будет равна цене товара (Рх). Иными словами, у конкурентной фирмы МR=Р. Это тождество имеет место только в условиях совершенной конкуренции. Для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, будет характерен график валового дохода в форме прямой линии, исходящей из начала координат и имеющей положительный наклон.
|