Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
Определять оптимальный объем производства для отдельной фирмы (величину предложения отдельной фирмы) можно, используя известные нам подходы – сравнивая валовой доход и валовые издержки и уравнивая предельные показатели дохода и издержек. Воспользуемся вторым методом. В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в случае выполнения тождества МR=МС. При этом мы должны учесть, что: • кривая спроса на продукт отдельной фирмы в условиях рынка монополистической конкуренции не является абсолютно эластичной, как при совершенной конкуренции; • чтобы увеличить объемы выпуска, фирма должна снижать цену товара, поэтому график предельного дохода лежит ниже кривой спроса; • будет фирма получать прибыль или нести убытки, зависит от величины средних валовых издержек, т.е. от АТС. Графически это выглядит так (рис. 12.6.). Величины Р и Q – параметры ситуации, определяемые по точке пересечения графиков предельного дохода и предельных издержек (МR и МС). Если точка А лежит ниже кривой средних валовых издержек, то фирма минимизирует убытки (прямоугольник ABFP), т.е. цена оказывается меньше издержек на единицу продукции. Если какая-то отраслевая фирма начинает получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде, то это будет сигналом для фирм других отраслей, и они начнут покидать свою отрасль и входить на данный рынок. Мы уже говорили, что при монополистической конкуренции входные барьеры фактически отсутствуют, т.е. новые фирмы не столкнуться с серьезными сложностями, и данная отрасль начнет расширяться. .
Увеличение числа фирм приведет к тому, что рыночный спрос на производимый отраслью продукт будет распределяться на большее количество фирм, т.е. спрос на товар отдельной фирмы сократится, и график спроса на её продукцию сместиться влево. Кроме того, рост числа конкурирующих в отрасли фирм повысит степень ценовой эластичности спроса на товар отдельной фирмы, т.е. изменится угол наклона графиков спроса и предельного дохода рассматриваемой фирмы (рис. 12.7). В долгосрочном периоде вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю, и каждая фирма не окажется в точке безубыточности. Соответственно, в случае, если фирмы отрасли несут убытки, из отрасли начнется отток фирм, спрос на продукцию отдельного продавца на рынке будет возрастать, степень его эластичности понижаться. Выход фирм из отрасли закончится, когда оставшиеся фирмы будут получать нулевую экономическую прибыль, равно как и нулевые экономические убытки, т.е. достигнут безубыточности. В долгосрочном периоде фирма будет находиться в равновесии, когда её предельный доход будет равен предельным издержкам, а график спроса касается графика средних издержек в точке максимально приближенной к нижней точке параболы средних издержек. На рис. 12.8. в результате входа новых фирм в отрасль график спроса сместился из положения DХ1 в положение DХ2. Равновесное положение отдельной фирмы будет характеризоваться точкой А на графике спроса DХ2. Эта точка соответствует объему производства, определенному, исходя из критерия МR=МС, - Q. Таким образом, реализовывать свою продукцию фирма будет по цене Р, причем данный уровень цены соответствует средним издержкам на единицу продукции при объеме выпуска Q. Именно точка А и будет точкой безубыточности данной фирмы.
6. Олигополия, её основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии Олигополистическая рыночная структура является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Олигополию характеризуют следующие признаки: 1. В отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что её нельзя отнести к чистой монополии. Точного количественного определения олигополии не существует – это может быть 2-3 фирмы или 10-12. Тем не менее, каждая из фирм-олигополистов обладает достаточно большой долей в общеотраслевом выпуске, что обеспечивает олгополистам значительную степень контроля над рынком. Если же несколько олигополистов начнут реализовывать одинаковую рыночную стратегию, то их совместная рыночная власть приблизится к случаю чистой монополии. 2. Кривая спроса каждой отдельной фирмы имеет падающий характер, следовательно, отрасль не может считаться совершенно конкурентной. 3. В отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что её действия и поведение на рынке не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, т.е. эта структура отличается от монополистической конкуренции. Особенность олигополистической рыночной структуры связана с тем, что фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от уже рассмотренных типов рынков, каждая фирма-олигополист ограничена в принятии решений не только нисходящим характером графика спроса на свою продукцию, но и поведением конкурентов. 4. Продукция может производиться как стандартизированная (нефть, алюминий) – чистая олигополия, так и дифференцированная (например, автомобили) – дифференцированная олигополия. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти. 5. Основным показателем олигополии является степень концентрации производства в руках нескольких фирм. Степень концентрации производства является фактором, определяющим тип рыночной структуры и степень рыночной власти отдельной фирмы. Чем она выше, тем меньшая степень конкурентности характеризует отрасль. Простейшим показателем степени концентрации может служить индекс концентрации, отражающий процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или группы фирм. Если значение индекса составит для четырех фирм до 35%, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70% - средней концентрации, если свыше 70% - высококонцентрированным. Также о степени концентрации рынка дает представление индекс Херфиндаля-Хиршмана: HHI=q12+q22+q32+…+qn-12+qn2=∑ qi2, где qi – доля продаж фирмы, выраженная в процентах. Чем больше значение индекса, тем более концентрированным является рынок и тем большей рыночной властью обладает отдельный производитель. При абсолютной монополии индекс достигает своего максимального значения – 10000. Для характеристики неравномерности распределения долей рынка среди фирм используется коэффициент Джини, отражающий долю рынка, приходящуюся на процентное число фирм. Этот коэффициент будет равен нулю, когда все фирмы отрасли имеют одинаковые доли рынка, и будет равен единице при абсолютной монополии. Чем больше значение коэффициента Джини, тем выше концентрация данного рынка. В качестве основных причин существования олигополий можно упомянуть следующие: 1. Положительный эффект масштаба производства. Например, если технически эффективно производство в объеме, допустим, 200-250 ед. продукции, а емкость внутреннего рынка составляет приблизительно 1000 ед., то закономерно, что в рамках отрасли существуют 4 компании, технологически способные производить указанные 500-550 ед, т.е. реализовавшие положительный эффект масштаба производства. Следует отметить, что достижение такого результата некоторыми фирмами предполагает сокращение числа конкурирующих фирм в результате их банкротства или слияния. 2. Другие барьеры: владение патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми источниками; финансовые барьеры – огромные расходы на рекламу и продвижение своей продукции на рынок. 3. Эффект слияния, обусловленный взаимозависимостью фирм. В условиях олигополии изменения в производстве и реализации у одной фирмы вызовет ответную реакцию у её конкурентов, причем реакцию абсолютно разную и непредсказуемую. Подобные обстоятельства побуждают фирмы к слиянию и приводят к картелизации отрасли, что может обеспечить увеличение доли рынка участвующих в сговоре фирм, увеличить рыночную власть, дать возможность требовать более низких цен на ресурсы, выступая в роли «крупного покупателя». Примерами олигополистического рынка являются производство и сбыт стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов. В России отчетливо олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Олигополизированы основные подотрасли химической промышленности (производство удобрений и пр.) и машиностроения (машиностроение, автомобилестроение, аэроксмическая промышленность и т.п.).
|