Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ломаная кривая спроса.






 

Тайное соглашение о ценообразовании. Недостатки ломаной кривой спроса очевидны для фирм-участниц олигополии. Это возможность войны цен, появление в отрасли новых фирм и т.п. Поэтому у олигополистов возникает естественное и понятное желание договориться об уровне цен и (или) о доле рынка, чтобы снизить неопределенность и конкуренцию в отрасли. Этот договор может быть явным или в форме молчаливого соглашения (в результате таких договоров возникают отраслевые картели). Однако не следует забывать, что в условиях олигополии существует несколько взаимозависимых фирм, которые могут внезапно перестать выравнивать цены, и следствием этого будет война цен. Поэтому для всех трех фирм более выгодно все-таки выполнять условия договора. Например, если Б и В назначат цены ниже РА, то фирма А начнет терять клиентов (кривая её спроса сместиться влево). Если А тоже снизит цену, но ещё более значительно, чем Б и В (т.е. ответит тем же), то это вызовет значительные потери прибыли, а возможно и убытки у всех трех фирм-конкурентов.

Лидерство в ценах. Эта модель основана на координации поведения участников олигополии без формального тайного сговора. Обычно свою цену (волю) диктует наиболее крупная и эффективная фирма, а остальные следуют за ней. Явление это широко распространено. Отраслевой лидер обычно действует следующим образом. Поскольку изменения цен всегда связаны с некоторым риском, что конкуренты могут не последовать за лидером, корректировка цен делается довольно редко. Ценовой лидер обычно не реагирует изменением цены на небольшие повседневные изменения в издержках и спросе. О предстоящем изменении цен сообщается заранее, чтобы подготовить общественное мнение и конкурентов. Ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыль отрасли в краткосрочном периоде, чтобы помешать вхождению в отрасль других фирм, которые могли бы выжить под «ценовым зонтиком», т.е. имея средние издержки большие, чем у существующих в отрасли олигополистов.

Ценообразование по принципу «издержки плюс». Эта модель ценового поведения олигополии основана на эмпирическом методе, получившем названия «издержки плюс». Суть этого метода заключается в определении издержек на единицу продукции, к которым добавляется накидка (фактически прибыль). Из этих двух составляющих фактически и складывается цена товара. При использовании этого метода олигополист должен учитывать следующие обстоятельства:

1. Средние издержки меняются в зависимости от объема производства, поэтому фирма при определении цены должна ориентироваться на типичный объем производства.

2. Надбавка (накидка) представляет собой некий процент от издержек, т.е производитель закладывает в неё желаемую прибыль с учетом имеющейся в отрасли конкуренции и существующего спроса.

3. К этому методу ценообразования очень часто прибегают фирмы, производящие различную продукцию, и им трудно скалькулировать издержки на каждую единицу произведенной продукции.

4. Использование этого метода не исключает существование в отрасли тайного сговора или лидерства в ценах.

5. Поскольку возможности ценовой конкуренции ограничены, т.к. чреваты войной цен или потерей доли рынка, то главный упор делается на приемы неценовой конкуренции, особенно на рекламу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал