Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде






Долгосрочный период предполагает, что фирма может реагировать на изменение ситуации разными способами: увеличивая или уменьшая используемые производственные мощности; может меняться само количество фирм, действующих на рынке. Наша задача определить, как будет меняться ситуация в отрасли в случае того или иного изменения рыночного спроса. Цель нашего анализа – определить уровень долгосрочного рыночного равновесия. Для упрощения анализа сделаем некоторые предположения:

• ограничим возможные изменения на рынке только одним фактором – изменением количества фирм;

• все фирмы имеют одинаковую величину и структуру издержек, т.е. и сами фирмы абсолютно одинаковы по размерам;

• величина издержек производства не меняется, т.е. цена, по которой фирма привлекает экономические ресурсы остается в долговременном периоде неизменной.

Временные прибыли и убытки и восстановление равновесия типичной фирмы и в отрасли в долговременном периоде.

Если допустить ситуацию, когда цена, складывающаяся на рынке, оказывается больше, чем средние суммарные издержки производства отдельной фирмы, то в отрасли будет возникать экономическая прибыль (сверхприбыль), что будет привлекать в отрасль новые фирмы. Расширение отрасли (т.е. вхождение в неё новых фирм, привлеченных наличием прибыли) будет увеличивать предложение продукции. Увеличение количества фирм, функционирующих на рынке, представляет собой неценовую детерминанту предложения, действие которой приводит к смещению графика отраслевого предложения вправо. Понятно, что расширение предложения будет сопровождаться снижением отраслевой цены. Расширение отрасли будет увеличивать предложение отраслевого продукта до тех пор, пока цена не снизится до уровня средних суммарных издержек. Для фирмы это будет означать функционирование в точке безубыточности и получение только нормальной прибыли.

В случае неблагоприятного снижения цены в отрасли возникают убытки, которые как и прибыль в предыдущем случае, тоже будут носить временный характер. Итак, если в краткосрочном периоде каждый производитель в отрасли столкнется с экономическими убытками, то начнется массовый отток фирм, и, следовательно, равновесие восстанавливается за счет снижения объемов отраслевого предложения с Q1 до Q8 и уменьшения количества фирм, находящихся на рынке.

Итак, рыночная конкуренция, проявляющаяся себя в свободном вступлении и оттоке фирм из отрасли, в конечном счете, уравнивает цену с минимумов средних валовых издержек, и каждая фирма будет функционировать в точке А1, где МR=МС=minАТС[2]. Производить выше точки min АТС, значит, получать экономические прибыли, которые будут сведены в долгосрочном периоде к нулю за счет притока новых фирм. Производить ниже точки min АТС, значит, иметь экономические убытки, наличие которых приведет к сужению отрасли за счет оттока фирм в долгосрочном периоде. Сокращение предложения будет толкать рыночную цену вверх, новая ситуация равновесия будет характеризоваться первоначальном значением отраслевой цены. Для каждой фирмы в отрасли это будет означать производство в точке безубыточности.

Из проведенного выше анализа gjyznyj, что цена на продукцию, выпускаемую в условиях совершенной конкуренции, устанавливается в долговременном периоде на уровне минимума средних валовых издержек (min АТС).

Р МС АТС А РА МR 0 Q  
Рис. 11.10.Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Тема 12: НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

1. Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия - рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, который называется монополистом, т.е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график на него имеет резко «падающий» характер. Кроме того, спрос на этот товар при изменении цен товаров других отраслей меняется незначительно, а поэтому перекрестная эластичность спроса на монопольный продукт и продуктов иных отраслей экономики очень низкая.

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Данные условия позволяют сделать вывод, что фирма-монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену продаваемого товара в любом направлении (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).

В качестве примера чистой монополии обычно рассматриваются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства – предприятия газо-, электро-, водоснабжения и некоторые другие. Эти компании получили название естественных монополий. Естественная монополия – отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т.е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обычно предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотребления с их стороны монопольной властью. Так же к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, полностью доминирующие в отрасли.

Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы – естественные и искусственно создаваемые барьеры.

Среди естественных барьеров можно выделить следующие:

1. Экономические - отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштабов производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические барьеры связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.

3. Финансовые барьеры – монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т.д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические барьеры – гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства может привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции – такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: широкая антиреклама, создающая отрицательный образ отрасли, и фирмы в неё не стремятся; распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал