Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изъяны (дефекты) рынка
и необходимость государственного сектора 2.1. Общественные блага: понятие, свойства, виды 1. Благо –товар, работа, услуга, которые служат для удовлетворения конечной потребности человека. Потребности могут быть частными и публичными (общественными). Для удовлетворения этих потребностей производятся частные и общественные блага. 2. Характерными свойствами общественных благ являются: неделимость (несоперничест-во, неконкурентность), неисключаемость и невозможность не потреблять (П.Самуэльсон, 1950-е). В теории общественного сектора учитывают также «внешние эффекты» от потребления данного блага (Р.Масгрейв, Р.Коуз, 1960-е). 2.1. Неделимость (несоперничество, неконкурентность) означает, что предоставление обще-
ственного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличить количество получате-лей без изменения стоимости и качества блага, т.е. затраты (издержки) на производство данного блага не растут. По-другому, несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага.
Например, благо«национальная оборона»предоставляется всем гражданам страны, независимо от еже-годного прироста (убыли) населения.
2.2. Неисключаемость в потреблении -потребитель не может быть исключен из числа реципи-ентов общественного блага (например, если имеется уличное освещение, то все идущие по улице пользуются светом фонарей).
Свойство неисключаемости означает, что благо представляется группе (коллективу, сообществу) в целом и как бы «растворяется» в этой группе. Отсюда и последствия. Общественное благо невозможно предоставить одному члену сообщества в меньших количест- вах, чем другому. Поэтому поставщик блага не в состоянии оценить уровень индивидуального по-требления этого блага и обособить свои взаимоотношения с каждым потребителем в отдельности. А если, например, вводить санкции против тех, кто не платит (но потребляет), будут страдать и те, кто являются добросовестными плательщиками (типичная ситуация для России).
Неисключаемость в потреблении приводит к эффекту «безбилетника»: появляется потребитель, который не хочет платить за пользование благом (например, не платит за проезд в автобусе; не платит налоги, но пользуется поликлиникой), оптимальное использование ресурса всё равно предполагает предоставление ему этого блага.
Уточнение к п. 2.1, 2.2. Границы между частными и общественными благами размыты и определяютсятрадициями, предпочтениями и социальными ценностями общества. В З.Европе значительное число благ рассматриваются как общественные, даже если принцип неисключаемости не действует. В США границы об-
щественного блага очерчены более строго, и так же чётко очерчены и пределы государственного воздейст-вия, направленного на регулирование частного сектора. Более того, само по себе соотношение понятий «общественное-частное» со временем меняется и затруд-няет точное определение их границ. 2.3. Невозможность не потреблять означает, что если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от их личного желания потреблять. 2.4. «Внешний эффект» от потребления (использования) блага.
В общем виде внешний эффект – «побочный результат» (позитивное или негативное влияние, у экономистов - «экстерналия»), который оказывает действие одного экономического агента на дея-тельность другого экономического агента. Он характеризуется двумя свойствами:
1) носит объективный (независящий от воли экономических агентов) характер, 2) затрагивает не только непосредственных участников отношений, но и распространяется на всех потребителей данного товара, и на более широкий круг экономических агентов, вообще не уча-
ствующих в сделках по поводу данного блага. «Внешние эффекты» -полезность или издержки, которые возникают у«сторонних»контраген-тов, но не могут быть учтены в цене на товар (услугу, работу). Выделяют «положительные» и «отрицательные» внешние эффекты. 2.4.1. Негативный внешний эффект имеет место, когда общественные издержки больше част-ных. Загрязнение среды – пример отрицательного внешнего эффекта. Фирма сбрасывает неочи-щенные стоки в реку, в результате чего качество воды ухудшается. Частные издержки фирмы ока-зываются меньше (экономия на очистных сооружениях), а общественные – растут (затраты на до-полнительную очистку воды общественных водозаборов + общее ухудшение здоровья населения). 2.4.2. Положительный внешний эффект имеет место, когда общественные выгоды превышают частные. Опрятный внешний вид частного дома – пример положительного внешнего эффекта. В результате частные затраты растут (покраска фасада, поддержание в чистоте придомовой терри-тории), но общественный эффект превышает частные затраты (благоприятный внешний вид дела-ет место застройки более привлекательным - растет рыночная стоимость недвижимости вокруг данного дома + общий социальный эффект: приятный вид из окон соседей).
Если невозможность учесть «внешние эффекты» в цене на товар (услугу, работу), или вообще определить цену товара/услуги (какова «цена» национальной обороны? общественной безопасно-сти?), частные фирмы не будут производить данное благо. В неоклассической экономической тео-рии такая ситуация называется «отсутствие рынка». Внешние эффекты возникают на месте
«отсутствующих рынков». У общественных благ «внешние эффекты» очень значительны.
|