![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительные характеристики общественных и частных благ.
3.1. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одно-временно потребляться другими лицами, т.е. присутствуют и конкурентность в потреблении (рост потребления блага предполагает рост издержек на их производство), и возможность исключить доступ к благу (исключительность в пользовании).
3.2. Благо является «общественным», если оно, будучи потребленным одним лицом, остаётсядоступным для потребления другими лицами, т.е. отсутствует исключительность в пользовании и отсутствием конкурентности в потреблении данного блага (национальная оборона, общественная безопасность, экология).
4. Общественные блага могут быть «чистыми общественными благами» и «смешанными общественными благами».
4.1. Чистым общественным благом называют общественный товар, услугу или работу, для ко-
торых характерны чётко выраженные несоперничество и неисключаемость в потреблении. Для чистых общественных благ также характерна совместность потребления, а их полезное дей-ствие (внешний эффект) направлено на удовлетворение потребностей всех групп населения. Вследствие отсутствия связи оплаты со спросом и потреблением спрос на чистые общественные блага трудно поддается оценке, не всегда возможно непосредственное измерение качества и ко-личества предоставляемых благ.
Примером чистых общественных благ являются услуги по обеспечению обороны и безопасности, по охране окружающей среды, фундаментальные научные разработки выгодами от которых поль-зуется население страны в целом. 4.2. «Смешанные общественные блага» -общественные блага, у которых свойства неисклю-чаемости и несоперничества выражены в умеренной степени (или одно из них может отсутство-вать), но «внешний эффект» от их потребления имеет значительный характер. Например, строи-тельство автодорог.
4.2.1. Среди смешанных благ выделяют особый тип - «частные блага, обладающие особыми достоинствами» (услуги образования, здравоохранения, культуры и массового отдыха, массовойфизкультуры и спорта). У этих благ очень сильные позитивные внешние эффекты, поэтому их по-требление общество делает обязательным для всех членов, независимо от их уровня благосос-тояния.
Государство участвует в предоставлении этих благ, поскольку товаропроизводители по какой-то причине считают их недостаточно прибыльным бизнесом, и без участия государства объём их производства будет недостаточным для удовлетворения общественной потребности.
4.2.2. Благо является коллективным (клубным), если свойства неисключаемости и несоперни-чества выражены в умеренной степени, а «внешние эффекты» от потребления носят локальный (ограниченный) характер. Это блага, которые потребляются относительно небольшой группой лю-дей (например, жителями одного города). Иными словами, прежде, чем пользоваться благом, не-обходимо стать членом какого-то сообщества (приехать в город). Для членов сообщества конку-рентность в потреблении отсутствует.
Типичными клубными общественными благами являются жилищные и коммунальные услуги, пассажирские перевозки муниципальным общественным транспортом, пользование автодорогами.
Таблица. Сравнительные характеристики общественных благ.
|