![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы радионавигационных измерений
В принципе, в СРНС можно пользоваться всеми методами измерений, применяемыми в радионавигации с помощью наземных РНТ: угломерным, угломерно-дальномерным, дальномерным, разностно-дальномерным. Однако практически все методы, связанные с использованием угловых координат, исключаются, так как при больших расстояниях между ВС и ИСЗ они приводят к низкой точности определения местоположения ВС. Наибольшую точность обеспечивают дальномерные системы. Несмотря на значительное удаление ВС от ИСЗ, погрешность измерений дальности удается доводить до 10 м. Дальномерный метод определения местоположения ВС основан на измерении либо трёх дальностей где Поверхностями положения являются три сферы радиуса Рисунок 4.3. К определению местоположения ВС дальномерным методом
Таким образом, навигационные уравнения устанавливают связь результатов измерения с координатами положения НИСЗ и ВС в прямоугольной геоцентрической системе координат Ох, у, z. Здесь плоскость хОу совмещена с плоскостью экватора, а ось х направлена в сторону гринвичского меридиана. При необходимости геоцентрические прямоугольные координаты могут быть пересчитаны в любые другие, в том числе и в частно ортодромические для автоматизированного вождения ВС. В гражданской авиации в большинстве случаев не требуется определять все три координаты по данным измерений с помощью НИСЗ, так как одна из них - высота Н - измеряется непосредственно бортовыми высотомерами. Две остальные координаты х, у (или где В практике современного самолетовождения на борту ВС имеются, как правило, счисленные координаты При дальномерном методе определения координат ВС может использоваться как пассивный (беззапросный), так и активный (запрос - ответ) режим работы бортового оборудования ВС. Дальномерным системам при запросном способе измерения дальности свойственна ограниченная пропускная способность ответчика НИСЗ. Однако в СРНС, работающих по запросно-ответному принципу, координаты ВС определяются без систематических ошибок. Для пассивных дальномерных систем координаты ВС определяются со случайными и систематическими ошибками, обусловленными рассогласованием шкал времени на НИСЗ и ВС за счет нестабильности эталонных генераторов. Однако синхронизация часов на ВС и НИСЗ прёдполагает точное определение координат ВС. Часы ВС синхронизируются по спутниковым часам в процессе навигационных измерений. Наиболее успешно эта задача решается при использовании дальномерных методов беззапросного типа, отличительной особенностью которых является то обстоятельство, что они реализуются в условиях, когда уход часов на борту ВС весьма значителен и игнорировать его нельзя. Разностно-дальномерные методы с точки зрения технической реализации сходны с дальномерными. Существенные достоинства спутниковых разностно-дальномерных систем заключаются в их неограниченной пропускной способности и простоте бортовой аппаратуры ВС (обусловленной отсутствием радиопередатчика). Использование разностно-дальномерных систем не требует излучения сигналов с борта ВС и не демаскирует его. Однако по своим точностным характеристикам разностно-дальномерные системы несколько уступают дальномерным. Кроме того, при реализации разностно-дальномерных методов для получения одной поверхности положения необходимо использовать две спутниковые радионавигационные точки, поэтому число спутников в зоне видимости ВС при разностно-дальномерных измерениях должно быть на единицу больше числа спутников при дальномерных измерениях. Непременным условием точного определения параметров движения ВС с помощью НИСЗ является точная привязка результатов измерения дальности или разности дальностей ко времени. На Земле, на борту ИСЗ и борту ЛА необходимо иметь высокоточные часы, обеспечивающие формирование местных шкал времени, согласованных между собой и хорошо воспроизводящих истинное время. Из-за расхождения шкал часов НИСЗ и ЛА временные интервалы между моментами излучения зондирующих сигналов с борта ИСЗ и моментом их приема на ВС измеряются с погрешностью Поэтому измеряемые значения дальности где Псевдодальномерный (квазидальномерный) - метод - это дальномерный метод беззапросного типа, реализуемый в условиях, когда синхронизированы временные шкалы всех спутников, а между шкалами времени на НИСЗ и ВС имеется расхождение на неизвестную, но постоянную за время определения навигационных параметров величину Поскольку в данном случае имеются уже четыре неизвестных величины
где Псевдодальномерный метод основан, таким образом, на измерении четырех псевдодальностей Основной элемент всяких часов - генератор колебаний, стабильность колебаний которого определяет точность их хода, Так как стабильность частоты реально используемых: генераторов, ограничена, возникает потребность в периодической сверке и коррекции бортовых часов по более точным часам, используемым на Земле, а наземных часов - по часам общегосударственной службы времени. Периодичность сверки определяется степенью стабильности часов. Если в спутниковых системах навигации координаты ВС определяются псевдодальномерным методом, то синхронизация часов осуществляется следующим образом. Сначала по наземной шкале времени, отличающейся наиболее высокой точностью Часы ВС синхронизируются по спутниковым часам в процессе навигационных измерений. При этом вводится поправка на время распространения сигналов точного времени от одной точки до другой. Например, если расстояние от центра управления (по часам центра синхронизируются часы НИСЗ) до НИСЗ равно 30000 км и столько же от НИСЗ до ВС, то при передаче сигналов точного времени с Земли до ВС через спутник запаздывание составляет 0, 2 с, которое необходимо учесть. В современных СРНС эталоны времени НИСЗ обладают настолько высокой стабильностью, что вносимой ими погрешностью можно пренебречь. Таким образом, точность определения навигационных параметров ВС при измерениях по ИСЗ определяется точностью данных о параметрах движения ИСЗ, точностью радиотехнических измерений и геометрическими условиями наблюдения. В свою очередь, точность данных о параметрах движения ИСЗ зависит от точности определения орбиты и прогнозирования.
|